№ 20 Ход белых
Кто откажется выиграть пешку и исправить пешечную структуру после 1.ed? Только тот, кто сумеет различить сиюминутное материальное приобретение и долговременную позиционную оценку.
После 1.ed король чёрных резко увеличит свою активность – 1…Кре6. Пешку надо защищать, иначе за что боролись – 2.f4 Kpd5, уже приходится ставить корпус — 3.Kpe3. После 3…Kpc4 активность короля чёрных достигает угрожающих размеров, и он всерьёз прицеливается к отсталой, а значит и уязвимой пешке g3. Хотя добраться до неё, блуждая по тылам белых в противоборстве с их королём, будет проблематично, т.к. существует угроза прорыва белых пешек. Поэтому белым не надо беспокоиться о своей безопасности, но и о переходе к инициативной игре они могут забыть.
Интересная ситуация, в борьбе за главенство столкнулись два доминирующих позиционных элемента – лишний материал и активный король. В данной партии эти две силы уравновесили друг друга.
Альтернатива – 1.d5. Какой смысл делать из пешки уязвимую мишень? Дело в том, что белые создают сопернику тактическую слабость 6-го вида – далеко продвинутую проходную пешку. Но для эффективных атакующих действий требуется «двойная игра», в данном случае – возможность образования второй слабости 6-го вида. Иного не дано, в противном случае сила проходной пешки без поддержки иссякнет и превратится в слабость.
Обращаем внимание, что по вертикалям «g» и «h» у белых преимущество сражающихся пешек, реализация которого приведёт к образованию походной пешки. Проверяем наиболее опасный для белых вариант с немедленным нападением на пешку d5 – 1…Крd6 2.g4 fg 3.fg. Бить второй раз – 3…hg, означает давать белым возможность получить так называемые «блуждающие пешки» после 4.h5. Их квадрат достиг края доски, следовательно, помощь короля им не нужна – одна из них проходит в ферзи. Если же король потратит время на другую пешку – 3…Кр:d5 и попытается догнать пешку «h» — 4.hg Kpe6 (формально он в квадрате проходной пешки) 5.h6 Kpf6, выяснится, что неожиданно против короля сыграют ещё две пешки. Первая – другая пешка «h» белых, после 6.h5 королю уже недоступно ключевое поле g6 пешки h6. Вторая – своя собственная пешка f7, перекрывшая королю обходной путь к другому ключевому полю h7. Так как запасных темпов у чёрных нет, король из-за цугцванга должен будет выйти из квадрата пешки h6, пропуская её в ферзи.
В партии чёрные попытались отвлечь внимание соперника, двинув вперёд свою пешку – 1. …е4. Угрозы этот ход не несёт, поэтому реагировать на него нет необходимости. Белые продолжили осуществление своей идеи «двойной игры» — 2.g4, стремясь получить «блуждающие пешки» после 2…hg 3.h5. Чёрные сдались.