Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Wohl – Solomon. Australia. 1985/86.

№ 20 Ход белых

Кто откажется выиграть пешку и исправить пешечную структуру после 1.ed? Только тот, кто сумеет различить сиюминутное материальное приобретение и долговременную позиционную оценку.

После 1.ed король чёрных резко увеличит свою активность – 1…Кре6. Пешку надо защищать, иначе за что боролись – 2.f4 Kpd5, уже приходится ставить корпус — 3.Kpe3. После 3…Kpc4 активность короля чёрных достигает угрожающих размеров, и он всерьёз прицеливается к отсталой, а значит и уязвимой пешке g3. Хотя добраться до неё, блуждая по тылам белых в противоборстве с их королём, будет проблематично, т.к. существует угроза прорыва белых пешек. Поэтому белым не надо беспокоиться о своей безопасности, но и о переходе к инициативной игре они могут забыть.

Интересная ситуация, в борьбе за главенство столкнулись два доминирующих позиционных элемента – лишний материал и активный король. В данной партии эти две силы уравновесили друг друга.

Альтернатива – 1.d5. Какой смысл делать из пешки уязвимую мишень? Дело в том, что белые создают сопернику тактическую слабость 6-го вида – далеко продвинутую проходную пешку. Но для эффективных атакующих действий требуется «двойная игра», в данном случае – возможность образования второй слабости 6-го вида. Иного не дано, в противном случае сила проходной пешки без поддержки иссякнет и превратится в слабость.

Обращаем внимание, что по вертикалям «g» и «h» у белых преимущество сражающихся пешек, реализация которого приведёт к образованию походной пешки. Проверяем наиболее опасный для белых вариант с немедленным нападением на пешку d5 – 1…Крd6 2.g4 fg 3.fg. Бить второй раз – 3…hg, означает давать белым возможность получить так называемые «блуждающие пешки» после 4.h5. Их квадрат достиг края доски, следовательно, помощь короля им не нужна – одна из них проходит в ферзи. Если же король потратит время на другую пешку – 3…Кр:d5 и попытается догнать пешку «h» — 4.hg Kpe6 (формально он в квадрате проходной пешки) 5.h6 Kpf6, выяснится, что неожиданно против короля сыграют ещё две пешки. Первая – другая пешка «h» белых, после 6.h5 королю уже недоступно ключевое поле g6 пешки h6. Вторая – своя собственная пешка f7, перекрывшая королю обходной путь к другому ключевому полю h7. Так как запасных темпов у чёрных нет, король из-за цугцванга должен будет выйти из квадрата пешки h6, пропуская её в ферзи.

В партии чёрные попытались отвлечь внимание соперника, двинув вперёд свою пешку – 1. …е4. Угрозы этот ход не несёт, поэтому реагировать на него нет необходимости. Белые продолжили осуществление своей идеи «двойной игры»2.g4, стремясь получить «блуждающие пешки» после 2…hg 3.h5. Чёрные сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий