Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Wade – Korchnoj. Buenos Aires. 1960.

№ 22

На королевском фланге у белых тревожная ситуация. Более активный король чёрных готов к инициативным действиям. В зоне его захватнических интересов находятся пешка е4 с ключевым полем f4, в отдалённой перспективе – пешка «f» и самое «вкусное» — пешка «h». Примеривающая (в мечтах) статус проходной пешка h4, как может, борется за своё будущее – отнимает у короля белых ценное для защиты поле g3. Все эти позиционные угрозы ставят короля белых в положение цугцванга, вынужденного караулить поля вторжения f4 и g4. Белым остаётся только игра пешками. И здесь у них есть выбор ходов, имеющих разный идейный смысл. Раз есть право выбора, следовательно, есть вероятность неправильного выбора или, по-простому, шанс «промахнуться мимо тазика». Надо разбираться.

В партии белые посчитали ситуацию на королевском фланге сложной, но стабильной, что даёт, по их мнению, время для инициативной игры на ферзевом фланге и начали с продвижения – 1.а4. На чём основывается их оптимизм вместе с энтузиазмом? На ферзевом фланге материальное равенство, но пешечная структура чёрных испорчена (сдвоенные пешки). Пешка d5 захватила пространство (перешла середину доски), две другие белые пешки готовы сделать то же самое. Эти две приметы позволяют предположить о возможности пешечного прорыва (см.раздел «стратегия» — «пешечный прорыв»).

Ищем у чёрных пешек двойные проблемы. Пешка с7 защищает ключевое поле d6 пешки d5. Она же защищает пешку b6 (или поле b6).

Вывод: у пешки с7 есть двойная проблема: вероятность перегрузки защитными обязанностями.

Чтобы перегрузка реально возникла, надо создать двойные проблемы пешке b6 (объекта защиты пешки с7). Возникнет цепочка объектов с двойными проблемами. Достаточно будет потянуть за «хвостик» этой цепочки, чтобы развалить всю оборону чёрных.

Теперь от слов – к делу. Представляем схему процесса. Ставим пешки на а5 и b5, создаём угрозу прорыва а5-а6. Пешка b6 оказывается перегруженной: кроме борьбы с белой пешкой «а», она ещё должна тормозить пешку «b». После, например, взятия на а5, белые проводят типовую диверсию — «двоечку» против пешки с7 – b5-b6 и затем d5-d6. Важно только, чтобы король чёрных не оказался в квадрате проходной пешки «d»? Так что, получается, что у белых на ферзевом фланге серьёзная инициативная игра, и они борются за победу?

Как всегда, в шахматах истина познаётся расчётом. Чёрные готовят своё движение пешек – 1. …Крh5. Белые последовательно проводят свой план – 2.b4. А чёрные? Почему-то топчутся на месте – 2. …Кpg5 3.b5 Kph5, совершенно не мешая атаке белых. И после 4.а5 из-за варианта 4…ba 5.b6 cb 6.d6 вынуждены были сдаться.

Где усилить игру чёрных? Очевидно, что на ферзевом фланге необходимы были срочные профилактические меры. Какие? Избавиться от двойных проблем, приходится это делать буквально – с устранением их носителей – 2…b5. После 3.ab b6 у пешки b6 исчезли бы двойные проблемы, и к по-прежнему перегруженной пешке с7 белые уже не подберутся. Игра на ферзевом фланге закончена, а что будет на королевском фланге? Белые будут укрепляться – 4.h3. Чёрные должны использовать своё позиционное преимущество и атаковать – 4…g5. Король белых из-за цугцванга вынужден уступить в борьбе за поле g4 — 5.Kpe3 g4 и чёрные выигрывают.

А если бы на третьем ходу белые не стали бы брать чужую пешку и сдваивать свои – 3.а5? Считаем, 3…g5 4.h3, устанавливая двойной контроль над ключевым полем g4. Но типовой временной жертвой пешки – 4…g4+ 5.hg с образованием «пешек-недотрог» и последующей передачей очереди хода белым – 5…Крg5 чёрные всё-таки добиваются своей цели — 6.Kpg2 Kp:g4, начиная игру против пешек «f» и «е». Чёрные выигрывают.

Получается, что если белые настаивают на своей инициативной игре на ферзевом фланге, играя 2.b4, они проигрывают во всех вариантах. А что будет, если они в этот момент перейдут к профилактической игре на слабом для себя королевском фланге – 2.h3. Чёрные должны играть энергично – 2…g5, у белых ничего другого нет, как вернуться на ферзевый фланг – 3.b4. А это уже было, чёрные выигрывают после профилактического торможения инициативы белых – 3…b5 с рассмотренными выше вариантами.

Выходит, что после первого хода чёрные при правильной «двойной игре» на разных флангах выигрывают всегда. Если так, то или уже первый ход белых был излишне оптимистичен, или начальная позиция уже проиграна. В чём может быть идея защиты белых на первом ходу? Во-первых, отказаться от инициативной игры и сосредоточиться полностью на профилактической игре на королевском фланге. Во-вторых, как было установлено, место прорыва чёрных – поле g4; укреплять следует именно это слабое место. В-третьих, для борьбы за поле g4 король белых не годится из-за прогнозируемого попадания в цугцванг, на эту роль лучше подошла бы пешка.

Итак, идея обозначена, план действий намечен, строим оборону – 1.h3 Kph5 2.Kpe3 g5 3.f3. Всё, оборонительный редут построен, угроза прорыва короля нейтрализована.

Выводы:

1.Начальная позиция – ничейна при условии, что белые пресекут инициативную игру чёрных на королевском фланге.

2.Первый ход белых с попыткой инициативной игры на ферзевом фланге – грубая ошибка, ведущая к проигрышу.

3.Потеря времени чёрными (ходы королём) вместо предотвращения возможности пешечного прорыва на ферзевом фланге привела белых к поражению в партии.

Posted on by Сергей в Тактика

Один комментарий к странице Wade – Korchnoj. Buenos Aires. 1960.

  1. Василий

    ****1960-06* В этом турнире Корчной и Решевский разделили 1-2 места (13 из 19) …. *Wade, Robert G——Korchnoi, Viktor**1. d4 d5 2. c4 d:c4 3. Кc3 Кc6 4. Кf3 Кf6 5. e4 Сg4 6. d5 Кe5 7. С:c4 К:c4 8. Фa4+ Кd7 9. Ф:c4 e5 10. Сg5 f6 11. Сe3 С:f3 12. g:f3 Сd6 13. Кb5 Кb6 14. С:b6 a:b6 15. Лc1 O-O 16. Лg1 Лf7 17. К:d6 Ф:d6 18. Крe2 Лd8 19. Лgd1 Лdd7 20. Лd3 f5 21. Лa3 f:e4 22. f:e4 Лf8 23. Лcc3 Лdf7 24. Лf3 h5 25. Л:f7 Л:f7 26. Лf3 Л:f3 27. Кр:f3 Крh7 28. Крe2 h4 29. Фc3 Фe7 30. Фf3 g6 31. Фg4 Крg7 32. Фe6 Фf6 33. Ф:f6+ Кр:f6 34. Крf3 Крg5 35. a4 Крh5 36. b4 Крg5 37. b5 Крh5 38. a5 *1960-06*Wade, Robert G——Korchnoi, Viktor**1. d4 d5 2. c4 dxc4 3. Кc3 Кc6 (3… c6 4. e3) 4. Кf3 Кf6 (4… a6 5. d5 Кa7 6. e4 b5 7. a4 b4 8. Кa2 Кf6 9. Сxc4 e5 10. Фd3) 5. e4 Сg4 6. d5 Кe5 7. Сxc4?! (7. Сf4 Кfd7) 7… Кxc4 8. Фa4+ Кd7?! ⩲ (8… c6 9. Фxc4 cxd5 10. exd5 Сxf3 11. gxf3 g6 (11… Лc8)) 9. Фxc4 e5 10. Сg5 ⩲ f6 (10… Сe7) 11. Сe3 Сxf3 (11… Сd6) 12. gxf3 Сd6 ⩲ 13. Кb5 (13. h4 ⩲) 13… Кb6 (13… f5 14. exf5 O-O ∞) 14. Сxb6 (14. Фb3) 14… axb6 = 15. Лc1 O-O 16. Лg1 Лf7 (16… f5 17. exf5 Лf7) 17. Кxd6 Фxd6 18. Крe2 ⩱ Лd8 = (18… f5 ⩱) 19. Лgd1 Лdd7 20. Лd3 f5 21. Лa3 fxe4 22. fxe4 ⩱ Лf8 = (22… h5) (22… g6) 23. Лcc3 Лdf7 24. Лf3 h5?! (24… b5 = 25. Фxb5 Фg6 26. Лxf7 Фxe4+) 25. Лxf7 Лxf7 26. Лf3 Лxf3 27. Крxf3 Крh7 28. Крe2 = h4 ⩲ (28… Фd7 =) (28… Фg6 =) 29. Фc3 (29. a4) 29… Фe7 (29… c6) 30. Фf3 (30. a4) 30… g6 31. Фg4 Крg7 *************** Эндшпиль сложнее , чем «кажется» (?????????) **************************32. Фe6 = (32. Фc8 Фc5) 32… Фf6?? +- (32… Фg5 = 33. Фd7+ Крh6 34. Фh3 (34. Фxc7 Фg4+) 34… b5) (32… Фxe6?? +- 33. dxe6 Крf6 34. a4 Крxe6 35. Крf3 Крf6 36. Крg4 h3 37. Крxh3 g5 38. Крg4 Крg6 39. h3 c6 40. b3 c5 41. f3 b5 42. axb5 b6 43. h4 gxh4 44. Крxh4 Крh6 45. Крg4 Крg6 46. f4 exf4 47. Крxf4 Крf6 48. e5+) 33. Фxf6+ (33. Фd7+ Фf7 34. Фxf7+ Крxf7 35. Крf3) (33. Фc8) 33… Крxf6 34. Крf3 +- (34. Крe3 b5) 34… Крg5 35. a4?? = (35. h3 +- b5 36. a3 Крh5 37. Крe3 g5 38. f3 Крg6 39. Крd3 Крf6 40. Крc3 g4 41. fxg4 Крg5 42. Крd2 Крf4 43. Крd3) 35… Крh5 36. b4 = (36. Крe3 g5 37. f3 g4 38. Крf2 Крg5 39. fxg4 Крxg4 40. Крe3 Крh3 41. Крf3 Крxh2 42. Крf2 Крh3 =) 36… Крg5?? +- (36… b5!! 37. axb5 b6 38. h3 g5 39. Крg2 g4 40. f4 gxf3+ 41. Крxf3 (41. Крf2) 41… Крg5 42. Крe3 =) 37. b5 Крh5 38. a5**1960-06*Wade, Robert G——Korchnoi, Viktor**2310/2680 **D06*1-0*38

     

ответ к Василий