Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Волокитин – Моисеенко. 2011.

Ход чёрных

Каждая из сторон играет на «своём» фланге, там, где у них есть преимущество сражающихся фигур. Обе стороны надеются использовать слабость 6-го вида для соперника – собственные реальные или пока виртуальные проходные пешки. И если план белых очевиден: взять пешку h7 и толкать свою пешку «g», то у белых возникает проблема выбора — какую свою пешку пророчить в ферзи, «b» или «с»? Простая логика подсказывает – есть реальная проходная «с», ей и «флаг в руки». Пробуем. Надо отойти королём. Куда? Белые выбрали – на b3, для этого предложили размен пешек – 1. …b3 2.ab Kp:b3 3.K:h7. Теперь если пешки побегут в ферзи, то белая окажется резвее – она превращается в ферзя с шахом. Получается, что поле b3 для короля неудачное. Пешку пока не поздно надо уничтожать – 3. …С:g5 4.К:g5. Вот и всё, далее будет уничтожение последних пешек. Здесь была зафиксирована ничья.

В произошедшей темповой игре за белых сыграл важный временной ресурс – угроза превращения пешки с шахом. Но если присмотреться внимательно, то и у чёрных есть такая возможность – превращение пешки «b» с шахом. Но ей ещё предстоит из виртуальной стать реальной проходной. В этом ей должна помочь пешка «с»: только вдвоём они смогут сломить сопротивление хранителя ключа b3 – пешки а2. А чтобы активировать пешку «с», король должен сделать шаг в сторону. Куда? Как мы уже видели, бывает непросто сделать правильный выбор. Здесь королю надо выбирать между полями d3 и d4. Как выбирать? Представить ближайшее будущее, подсчёт темпов показывает, что белая пешка первой превратится в ферзя, зато чёрная – с шахом. В последующей игре, по всей видимости, атаке на короля ферзю понадобится помощники (партнёры, напарники) и чем больше их будет, тем лучше. Слон уже при деле, надо подключить короля. С этой точки зрения самый агрессивный, по отношению к королю соперника, ход это жёсткая постановка корпуса (королевский силовой приём) – 1…Крd4. Чёрные первыми делают свою виртуальную проходную реальной – 2.К:h7. Далее начинаются пешечные гонки – 2…с4 3.g6 b3 4.ab cb 5.g7 b2 6.g8Ф b1Ф+. Король белых в центре, на пустой доске, неожиданно оказался в окружении. Есть ли из него выход? Будем искать. На линии «g» — 7.Крg4 – он попадает в двойную ферзевую мишень (5 вид) под сквозное нападение с ключом на g1: захват ключа – выигрыш чужого ферзя. На поле е6 – 7.Кре3 – он попадает в другую ферзевую мишень (5 вид) тоже под сквозное нападение, но с ключом на а2. Остаётся только 7.Крf4. Чем теперь заняться белым? Переформатированием двух одиночных мишеней в одну двойную – 7…Фf1+ 8.Kpg3. Всё двойная мишень создана, пора выигрывать ферзя – 8…Фg1+ и т.д.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий