В музыкальном оркестре исполнение несколькими инструментами одной партии усиливает звучание (в шахматах – сложение сил). Наложение на этот звук звука других инструментов создаёт гармоничное полифоническое звучание. В командных видах спорта, например, в футболе, если бегать всей толпой за мячом, то будет один результат (точнее, не будет никакого результата). А если каждый игрок будет знать игровую зону своей ответственности, будет играть в командную игру, то и результат будет другой.
В шахматах взаимодополнение силы – способ взаимодействия, при котором каждая фигура действует по своей линии атаки (полям атаки), а вместе они контролируют большинство полей на атакуемом участке доски.
В настоящий момент, прежде всего, нас будет интересовать применение взаимодополнения силы при матовании короля. В приведённых ниже примерах рассмотрен частный случай, когда перед фигурами белых при отсутствии ферзя стоит трудная задача – в условиях свободы передвижения короля загнать его в матовую клетку и поставить мат. Это будет возможно только при согласованных действиях фигур, когда каждая из них будет ответственна за контроль над своим участком доски. Их последовательные поочерёдные атакующие действия должны привести к ограничению подвижности короля до нулевого значения.
№ 70
№ 71
№ 72
70. Очерёдность подключения фигур к атаке должна быть строго определена, в противном случае неосторожный шах способен разрушить матовую клетку. Например, ход 1.Лh8+ плох, т.к. выпускает короля на свободу с последней горизонтали. Фигуры не должны мешать друг другу, закрывая линии действия другой фигуре. Например, ход 1.Сg7+ закрывает обзор своей ладье. Гармоничен ход 1.Сd6+, начиная отнимать у короля поля на 8-й линии. Если 1…Крg8, то сразу мат 2.Кf6X. Но ни в коем случае не 2.Кh6+: король напал на ладью h7 – конь должен поддержать напарника. Если 1…Кре8, то опять нет смысла делать шах ладьёй – 2.Ле7+: после 2…Крf8 конь белых не может вступить в бой с шахом.
Чем больше фигур атакуют, тем атака сильнее. Поэтому очередь вступления в игру коня никто не должен занимать. После 2.Кf6+ все фигуры белых в игре, король чёрных вынужден отступить на невыгодную позицию – 2…Крd8. Всё, у короля ходов нет – ищем матующий шах. Только теперь, когда лёгкие фигуры взяли под контроль поля на 7-й линии, ладья может сменить линию атаки – 3.Лh8X (или 3.Лd7X).
71. Король чёрных из чувства самосохранения пытается нападать. Самое невыгодное, чем могут ответить белые это начать просто защищаться. Сильнейшая сторона и защищаться должна атакуя. Для этого есть приём – активная защита: защита атакованной фигуры одновременно с нападением. В данном случае конь белых должен сам о себе побеспокоиться, не забывая о своей миссии – быть участником команды, на стороне которой Сила. Поэтому в бой – 1.Кg6+.
Король чёрных, как богатырь из сказки на развилке, стоит перед выбором: пойти налево или направо. Попробуем, конечно, мысленно, пробежать по этим дорожкам. «Направо пойдёшь…» — 1…Кре6, далеко не уйдёшь: «откуда ни возьмись», из засады, слон – 2.Сg4+. И говорит человеческим голосом: «Стой, кто идёт?». «Свои»,- попытался схитрить король. Но не тут-то было, шутить с ним никто не собирается. Охота — дело серьёзное: «здесь зверь не пробежит, птица не пролетит», а уж король и подавно не пройдёт. Пришлось королю возвращаться «несолоно хлебавши» — 2…Кре7. А там ему уже готова «теплая встреча» — 3.Лd7Х.
Теперь попробуем налево – 1…Крf7. И здесь судьба к королю немилосердна. Трое на одного, это где-то в другом месте не благородно, а в шахматах такое поведение — проявление лучшего умения по сравнению с соперником. Продолжаем окружение короля – 2.Лd7+Кре6 3.Сg4X.
72. Задача белых усложняется: у них есть только лёгкие фигуры, которые не обладают способностью брать под контроль соседние поля, как это могут делать тяжёлые фигуры. Зато у них есть кони, умеющие «выковыривать» короля соперника из любых «потайных» убежищ. Помня непредсказуемый норов коней, надо «держать их в узде», не позволяя им заниматься «самодеятельностью» — только командная игра.
Кони не выпускают короля из угла, они при деле, очередь высказаться за слоном – 1.Сd5+. Королю чёрных не удалось выйти через дверь на линии «f», он пытается сбежать через форточку – 1…Крh7. Кто закроет форточку? Слон не может: он караулит дверь, закрывателем форточки должен поработать один их коней — 2.Кf8+. Королю остаётся спрятаться в уголок в надежде «чтоб никто не уволок» — 2…Крh8. Но мы же знаем, кто главный специалист по «уголкам». Тот, кто терпеливо ждал благоприятного момента для вступления в игру – конь е5. К какого поля он ставит мат – f7 или g6? На f7 он закрывает слона – мата нет. А вот с g6, другое дело, фигуры не мешают, а дополняют друг друга – 3.Кg6X.
Что бы изменилось, если бы король сразу бы пошёл в угол – 1…Крh8? Принципиально, ничего. Поменялась бы очерёдность вступления в игру коней. Сначала «выковыриваем» короля из угла – 2.Кg6+Kph7, а затем ставим мат – 3Кdf8X.
Строить матовую клетку – задача не простая. Брак в работе нерадивого «строителя» может затянуть время матования, а то и привести к нежелательному результату. Поэтому, несмотря на, казалось бы, лёгкость задачи – трое на одного — потренироваться не помешает.