№ 1
1. Какой король активнее? Тот, который подошёл к первой пешечной границе между пешками на линии «g» – это король белых. Определим границу между пешками, прорыв через которую по правилу перехода границы (ППГ), приведёт к выигрышу пешки. Кстати, между какими? Лежащими в основании пешечной цепочки, т.е. между пешками на линии «h». Белый король идёт к границе – 1.Крd5, одновременно пытаясь оттеснить короля чёрных с помощью коневой оппозиции. Чёрный король отступает, но не сдаётся – 1…Крf7, в свою очередь, занимая диагональную оппозицию. Переход королём белых через вторую пешечную границу – 2.Крd6 король чёрных встретит занятием прямой оппозиции – 2…Крf6. Королю белых не удаётся оттеснить своего оппонента. Результат – ничья.
Вывод: не всякий переход пешечной границы означает неминуемый выигрыш пешки. Чтобы не дать королю соперника построить оборону, при обходе король должен соблюдать дистанцию от своей будущей жертвы. Между королем и пешкой не должно быть более двух вертикалей. При трёх – между ними вклинивается король соперника.
А что если король белых приблизится к пешке, но пока не будет переходить границу – 2.Кре5. Король чёрных должен продолжать занимать оппозицию – 2…Крe7, теперь уже не допуская переход границы в непосредственной близости от пешки h6.
№ 2
2. Этюд. Duras. 1927. Кто играет на победу? У белых дальше продвинута пешка f5 и она одна тормозит две пешки чёрных. Это плюс для белых. Но всё будет определять то, чей король активнее — ближе к пешкам. Первое впечатление – король чёрных (до пешки «е» — два темпа). Но важен не просто выигрыш пешки, а последующее образование проходной пешки. С этой точки зрения выигрыш пешки е2 чёрным ничего не даст. Надо идти к пешке f5, а вот до неё идти три темпа. Королю белых до пешки е7 тоже три темпа. Одновременное нападение и последующее взятие королями чужих пешек (е7 и f5) приведёт к ничьей. Для кого это будет оптимистичный сценарий?
Всё зависит от очереди хода. Белые могут рассчитывать на выигрыш только при своёй очереди хода и только при условии соблюдения «правила королевского движения»: двигаясь вперёд, мешай то же делать сопернику — не забудь подставить ему корпус (что соответствует принципу «двойной игры»). 1.Крb6. Проверим по темпам, что будет, если чёрные начнут свою игру с пешки е2: 2…Крd2 3.Kpc6 Kp:e2 3.Kpd7 Kpe3 4.Kp:e7. Белые успевают забрать обе пешки чёрных, не отдав свою пешку f5. Отменим ещё одно выявленное в этом варианте преимущество белых (и, соответственно, недостаток чёрных): связанные пешки чёрных – удобная добыча короля белых (далеко бегать не надо), в отличие от разрозненных пешек белых.
Таким образом, король чёрных не должен избегать выяснения отношений с королём соперника – 1…Крс3. Королю белых ещё не поздно сбиться с правильного пути, соблазнившись близостью цели (пешки е7) – 2.Крс6, после 2…Крd4 3.Kpd7 Kpe5 будет уже обсуждённая выше ничья. Поэтому к близкой цели король идёт сложным путём, ставя корпус сопернику – 2.Крс5. Выгодный путь перекрыт, приходится идти в обход – 2…Крd2.
Что делать дальше? Чёрные надеются на рефлекс самосохранения белых (напали – защити), который подтолкнёт к защитному ходу – 3.е4. Типичная ошибка начинающих бойцов: сильнейшая сторона при нападении в первую очередь должна искать контрудар или активную защиту. Проблема для белых в том, что вместе с тратой времени на защиту они теряют инициативу, которая переходит к сопернику – 3…Кре3 с ничьей. Также неожиданно плох естественный ход – 3.Крd5. Устремляясь к пешке е7 белые рассчитывают на такое же «естественное» взятие пешки е2. Но победив в локальном бою, можно проиграть битву. Как уже отмечалось выше, ценность пешки f5 для судьбы битвы (за темпы) выше, поэтому король пойдёт к пешке f5 – 3…Кре3 4.Кре6 Крf4. Выясняется, что король белых в цугцванге, а у короля чёрных есть два поля f4 и e4 для нападения на пешку f5. Запасной ход пешкой – 5.е3+ не поможет, после 5…Кре4 придётся бить 6.Кр:е7 Кр:f5. Ничья.
А что тогда белым делать? Прежде понять причину возникшей проблемы. Король, занимая поле е6, ключевое поле атаки пешки е7, вынужден был попутно защищать пешку f5. Вывод: он перегружен обязанностями. У его оппонента есть два(!) ключевых поля атаки пешки f5. Вывод: король чёрных не стеснён в маневрировании.
Общие выводы: 1.Причина проблем белых заключается в разной (худшей для белых) подвижности королей. 2.Для игры на выигрыш надо уравнять подвижности королей. Тогда в возникшем обоюдном цугцванге у белых будет дополнительный темп пешкой е2, передавая сопернику очередь хода. В последнем рассмотренном варианте как раз это и попыталась сделать пешка «е» (ход 5.е3+), но неудачно. Если бы ход пешкой был бы без шаха (при короле на е4), то оба короля оказались бы в цугцванге, но ход должны были бы делать чёрные.
Найденная идея подсказывает, что белые должны передать сопернику очередь хода. Этого можно достигнуть, потеряв на пути к е6 один темп, т.е. до е6 надо идти не коротким путём за два темпа, длинным (за три темпа), «пьяной походкой» — 3.Крс6 Кре3 4.Крd5 (но только не 4.Крd7 Kpe4 с ничьёй). Вовремя подставленный корпус резко уменьшает амбиции короля соперника. 4…Крf4 5.Kpe6 Kpe4 (5…Крg5 6.e4) 6.e3. Знакомая позиции, но раньше здесь был ход белых, а теперь ход чёрных. План белых удался. Чёрные в цугцванге, держать под ударом пешку f5 они не могут, а на взятие 6…Кр:е3 белые успевают уничтожить обе пешки соперника и защитить свою. Белые выигрывают.
№ 3
3. Этюд. Bianchetti. 1925. Чей король активнее и кто играет на выигрыш? Первое впечатление – уж точно не белые с их удалённым от пешек королём, а чёрные, чей король находится почти в «гуще событий». Второе впечатление – предыдущий пример показал, что удобнее уничтожать связанные пешки, чем бегать за разрозненными пешками. И этот взгляд, вроде бы, за чёрных.
А теперь взглянем на позицию в целом, как говорится, в комплексе. Сначала определимся с пешечными слабостями – мишенями для королей. Тактическая слабость чёрных — пешка d3 (2 вид). Тактическая слабость белых — пешка d2 (2 вид). Линия между этими пешками (проходящая между 2-й и 3-й горизонталями) формирует пешечную границу блокированных пешек. Правило перехода границы (ППГ) утверждает, что король, перешедший пешечную границу, активнее оппонента. Смотрим на королей. Король белых находится глубоко на территории соперника. Ему, чтобы атаковать пешку d3, требуется 3 темпа. Король чёрных находится далеко от пешечной границы на своей территории. Ему, чтобы атаковать пешку d2, требуется 4 темпа. Вывод: преимущество сражающихся королей у белых – они играют на выигрыш.
Объективная оценка позиции – основа для последующих действий, обязательное условие для принятия правильного решения. Более активный король может и должен действовать инициативно и начинать с немедленной атаки тактической слабости – 1.Kpg6. Чёрные, как слабейшая сторона, должны защищаться (контратака против слабости белых опаздывает) – 1…Крс5 2.Kpf5 Kpd5. Король успевает «поставить корпус» — занять прямую оппозицию, тем самым, захватить инициативу (активная защита). Текущая задача белых – перехватить инициативу у чёрных; для этого надо отнять у них саму возможность занимать оппозицию. Замечаем, что полю f4 соответствует поле d4, но оно атаковано белой пешкой. Поэтому 3.Kpf4. Теперь очевидно, что король белых прорывается (с боем) к пешке d3. Проверим шансы сторон в борьбе за эту пешку. У короля белых есть два ключевых поля атаки – е3 и е4. У короля чёрных есть только одно ключевое поле защиты – с4. Вывод: сражение за пешку белые выиграют.
А пока чёрные, чтобы не отступать королём, тратят запасные пешечные темпы – 3…с6 4.Кре3 Крс4 5.Кре4 с5 Король белых готов гулять по ключевым полям атаки пока у чёрных не закончатся запасные темпы — 6.Кре3. Всё, запасных темпов нет – чёрные в цугцванге: король должен отступить – 6…Крd5.
Битва выиграна – бьём пешку и празднуем победу?
Чем в шахматах отличается оптимист от пессимиста. Оптимист сначала бьёт, а потом думает, а пессимист – сначала подумает, а потом откажется бить. Шахматы поэтому и интересны вот такой своей непрямолинейностью. Короткий путь к цели и оптимальный путь к цели это могут быть совершенно разные траектории.
Оценим ситуацию после, казалось бы, окончания сражения за пешку d3. Король чёрных отступил, но не сдался: он встал на линию движения пешки, т.е. занял оборонительную позицию. Известно, что для выигрыша одного материального преимущества мало – ещё нужна инициатива. А как с этим будет обстоять дела? После 7.Кр:d3 (занимая оппозицию и захватывая инициативу?) чёрные ответят 7…с4+ 8.Кре3 и 8…Кре5, сами занимая оппозицию и перехватывая инициативу. Выясняется, что это достаточно для ничьей. Вывод: пешку сейчас бить нельзя.
Так как пешку d3 сейчас выгодно не бить (никуда она не денется), следует заняться королём чёрных – пресечь его попытки борьбы за инициативу, ограничить его активность. Для этого следует использовать специальный приём, предназначенный для оттеснения короля с активной позиции, – коневую оппозицию – 7.Крf4. Чёрные тратят последний запасной пешечный темп – 7…с4.
Что произошло? Появилась вторая пара блокированных пешек: в результате пешечная граница сдвинулась выше и пролегает уже между 3-й и 4-й горизонталями. Но и в данном случае король белых находится на территории соперника. Вывод: пешка с4 обречена. 8.Крf5 белые, захватывая оппозицию, начинают оттеснение оппонента от пешек. Белые выигрывают.
№ 4
4. P.Papp – Hernadi. 1972.
Особенностью данной позиции является не фиксированный характер пешечных цепочек. Из этого очевидного факта вытекают следующие последствия:
1.Атака королём пешек будет затруднена из-за подвижности мишеней.
2.Самая выгодная при подвижных пешках – фронтальная (спереди) королевская атака.
3.Фронтальная атака возможна только при нарушенной пешечной структуре.
4.Фланговая (сбоку) атака стремящихся убежать пешек менее выгодна.
Теперь оценим позицию из партии. Пешечная структура чёрных нарушена (сделан ход пешкой), что благоприятствует её атаке королём. Активность королей следует оценивать не по дальности вертикали, где находится король, от ферзевого фланга (с чем у короля чёрных проблема), а по расстоянию до будущих мишеней. Королю белых до нападения на пешку а7 – четыре темпа, королю чёрных до нападения на пешку b2 – тоже четыре темпа. Но королю белых доступна выгодная фронтальная атака, а король чёрных может применить только менее выгодную фланговую атаку. Всё вышеперечисленное, вместе с преимуществом во времени (очередь хода), позволяет оценить позицию в пользу белых.
Начало простое – 1.Крd3 – вперёд к чёрным пешкам. Кстати, почему бы не захватить пространство надвижением пешек? В пешечных окончаниях инициативную игру должен начинать король. Исключения: 1.Есть возможность пешечного прорыва. 2.Короли заняты противоборством друг с другом с надеждой загнать оппонента в цугцванг. Здесь явно не эти случаи.
К каким пешкам идти королю чёрных? Предположим, что к белым — 1…Крf3, затевая контригру. 2.Kpc4 Kpe2 3.Kpb5 Kpd2 4.Kpa6 Kpc2. Короли одновременно приготовились к пешкоедству. По сути, чёрные только что сделали слабый контрудар. Как указывалось выше в соответствующем разделе, у белых есть несколько способов «наказания» соперника. Здесь подходит способ: свою фигуру защищаем, чужую бьём. Поэтому подвижная мишень убегает – 5.b4. Теперь королю чёрных предстоит охотиться за разрозненными пешками, что затратно по времени, в отличие от короля белых, который бьёт связанные пешки. Например, 5…Крb2 6.Kp:a7 Kp:a2 7.Kp:b6 или 5…Крс3 (это опаснее) 6.а3 (отдавать пешку b4 нельзя) 6…Kpb3 7.Kp:a7 Kp:a3 8.b5 Kpb4 9.Kp:b6 белый король проворнее, белые выигрывают. Вывод: контратака чёрных запаздывает.
В партии король чёрных пошёл на защиту своих пешек – 1. …Крf5 2.Kpc4. К сожалению для чёрных, предотвратить фронтальную атаку они не успевают. После 2…а6 3.Крd5 король белых без потери времени переходит к фланговой атаке, а король чёрных безнадёжно отстаёт. В партии чёрные осознали, что потеря пешки а7 неминуема и придумали «коварный» план. После взятия пешки а7 король белых существенно отдаляется от своих пешек. Король чёрных, прорываясь в разрез фигур белых и ставя оппоненту корпус, пытается лишить белые пешки поддержки короля и сделать их своей лёгкой добычей. Пока всё идёт по плану чёрных – 2. …Кре5 3.Kpb5 Kpd6 4.Kpa6 Kpc5 5.Kp:a7 Kpb5. Эта позиция – суть плана чёрных. Чем ответить белым?
Прежде всего, найти у соперника слабые места. Пешка b6 – равновесная слабость (3 вид). Король чёрных, чтобы не пропустить короля белых, должен её защищать с полей b5 и с5 (поле а5 под присмотром пешка b6). Таким образом, задача белых – оттеснить короля чёрных, отняв у него одно из двух полей. Сделать это можно только пешкой. Поэтому белые играют пешками – 6.а3 Крс5 7.b4. Теперь идти 7…Kpb5 означает после 8.Крb7 попасть в цугцванг и уйти от защиты пешки. Приходится отступать – 7. …Крс6. А белые продолжать оттеснение защитника пешки – 8.Кра6 Крс7 9.b5. Король в цугцванге, пешка теряется. Чёрные сдались.
№ 5
5.Pelling – Miles. 1974.
Оцениваем плюсы и минусы сторон. Король белых пытается обойти короля чёрных и прорваться в тыл чёрных пешек. Король чёрных смотрится скорей защитником своих пешек, чем агрессором. Тем не менее, возможности инициативных действий надо рассматривать за обе стороны. Считаем темпы необходимые королям для атаки пешечных мишеней. Королю белых до пешки g6 – три темпа, королю чёрных до пешки h2 – четыре темпа. Вывод: на данный момент активность короля белых выше. Обратим внимание, что пешечная структура белых испорчена ходом g2-g3, что благоприятно для фронтальной атаки.
Очередь хода за чёрными. С чего им начать? Наличие любой силы у соперника это, по крайней мере, возможность контригры. В пешечном окончании активность короля зачастую определяющий фактор оценки позиции. Поэтому, прежде всего, чёрным следует нейтрализовать возможное проявление инициативы королём соперника. Для этого король чёрных не должен допустить прорыва оппонента к чёрным пешкам. Способ известен — поставить корпус королю белых – 1. …Кре7, вынуждая оппонента топтаться на месте – 2.Крс7. Далее чёрные ставят под защиту ближайшую мишень короля чёрных – 2. …g5. Теперь до новой мишени – пешки h6 – королю чёрных уже чётыре темпа. Вывод: активности королей сравнялись. Это означает, что чёрные при равенстве позиционных факторов будут иметь преимущество во времени и обоснованное право начать инициативную атаку.
Но пока ход белых. Есть ли у белых что-то иное, чем топтание на месте? Например, предложение разменять пешки — 3.h4. Чёрные, уже как сильнейшая сторона, откажутся — 3…g4. Теперь белым выгодно разорвать связь чёрных пешек — 4.h5, одновременно пододвигая пешку ближе к полю превращения (также как пешка g4). Начинается забег (или заход) королей – 4…Кре6 5.Крd8 Kpf5 6.Kpe7.
Чёрные на развилке — к какой пешке идти. Обратим внимание, что на h5 у короля чёрных будет слабенькая подвижность. Смогут ли белые этим воспользоваться? Если в момент взятия пешки h5 успеют поставить своего короля на f6 – будет пат. Успевают. Поэтому король чёрных должен идти к пешке g3, а это означает, что предстоят пешечные гонки. 6…Кре4 7.Kpf6 Kpf3 8.Kpg6 Kp:g3 9.Kp:h6.
Куда отойти королём? После превращения пешки новоиспечённый чёрный ферзь будет атаковать короля соперника и ему понадобится помощь короля. Значит король должен идти в наступление, т.е на 4-ю горизонталь. Но прежде ферзь должен занять выгодное место для совместной с королём атаки. И собственный король не должен путаться у ферзя под ногами, т.е. не должен помешать активации ферзя. Это возможно только при его нахождении на крайней линии. Вывод: король должен идти – 9…Kph4 10.Kpg6 g3 11.h6 g2 12.h7 g1Ф+ 13.Крf7. Теперь следует форсированный перевод ферзя на 7-ю горизонталь (как при матовании одинокого короля). 13…Фd4 14.Kpg8 Фd8+ 15.Kpg7 Фе7+ 16.Kpg8. И далее типовая атака – 16…Kph5 17.h8Ф+ Крg6 и мат неизбежен.
В партии белые предпочли выжидательную тактику – 3.Крс8. Белые начинают инициативную атаку – 3. …Кре6 4.Крd8 Kpf5 5.Kpe7 Kpg4 6.Kpf6 Kph3. Чёрные опережают, например, 7.Крg6 Kp:h2 8.Kp:h6 g4 9.Kpg5 Kp:g3 или 8.g4 Kp:h3 9.Kph5 Kpg3 и чёрные выигрывают. Поэтому белые сдались.
№ 6
6. Этюд. Григорьев.
Защищённая проходная пешка определяет преимущество белых. Для игры на выигрыш у них есть три пути. Первый, провести в ферзи пешку «f». Сделать это при точной игре чёрных невозможно. Как только король белых встанет на 5-ю линию, король чёрных сразу займёт оппозицию. Правило 2+2 подтвердит, что пешка «f» не пройдёт. Второй, выиграть пешку h6. Но чтобы дойти до неё, придётся идти в обход через линию «d», что опять встретит противодействие короля чёрных. К сожалению, для борьбы с ним у белых нет запасных пешечных темпов. Третий путь совмещает в себе идеи двух первых, т.е. в его основе лежит «двойная игра».
Теперь о защитных возможностях чёрных. Пешка f5, конечно, сила, но если король чёрных попадёт на f6, то она станет одновременно и слабостью 3-го вида (равновесная слабость). Один из способов борьбы с этой слабостью (всего три, если коротко: добавить нападение, убрать защиту, побить) это устранение защитника, а именно, пешки g4 подрывом пешечной цепочки ходом h6-h5. Размен пешек – мгновенная ничья.
Приведённый негативный для белых сценарий возможен при условии, если пешка f5 окажется равновесной слабостью, т.е. у неё будет всего один защитник. Чтобы этого не допустить белый король должен занять поле е4 и добавить вторую защиту только при ходе короля чёрных на f6. Таким образом, поля е4 и f6 это полями обоюдного цугцванга (поля соответствия).
Итак, в путь – 1.Крg2 Kpg7 2.Kpf3 Kpf7 3.Kpe3, обходя «заколдованное» поле е4, 3…Кре7 4.Крd4. Уже грозит 5.Кре5. Чёрные вынуждены этому препятствовать и занимать своё «заколдованное» поле 4…Крf6 (если 4…Крd6, то 5.Кре4 и король чёрных должен отступать). 5.Кре4. Белые вторыми заняли своё поле соответствия, у них инициатива, соперник уступает пространство. 5…Кре7 6.Кре5 Крf7. Перед решающими атакующими действиями король белых занял идеальную позицию, впрочем, как и король чёрных.
Что делать дальше? Попытка нового оттеснения не даст желаемого результата: на занятие коневой оппозиции – 7.Крd6, чёрные ответят занятием прямой оппозиции – 7…Крf6. Вывод: дальнейшая инициативная игра возможна только при наличии преимущества сражающихся фигур. Численное превосходство обеспечит подключение к игре пешечного резерва – 7.f6. Королю чёрных бороться с королём и пешкой соперника по силам, а вот против «двойной игры» на два фронта он бессилен. Предположим, король будет действовать по правилу торможения пешки (ПТП). 7…Крf8 8.Kpe6 Kpe8 9.f7+ Kpf8 10.Kpf6. Это не пат, т.к. есть ход пешкой – 10…h5 11.gh g4 (к сожалению для чёрных, у них есть ещё одна ходящая пешка) 12.gh и пешка «h» превращается в ферзя с матом.
Если открытию второго фронта чёрные воспрепятствовать не могут, то им остаётся попытаться открыть его самим на более выгодных для себя условиях. Например, чтобы появление белого ферзя было бы без шаха: это позволит выиграть один темп. И делать это надо именно сейчас – 7…h5 8.gh g4 9.h6. Если попытаться задержать пешку «h» – 9…Крh6, то после 10.Кре6 с решающим эффектом вперёд пойдёт пешка «f»: что поделаешь – «двойная игра». Делать нечего, надо продолжать пешечные гонки 9…g3 10.h7 g2 11.h8Ф g1Ф. Хотя ферзи появились одновременно, но преимущество во времени (очередь хода) у белых. 12.Фh7+Kpf8 13.Фе7+Kpf8 14.f7+ и пешка проходит в ферзи да ещё и с шахом. Белые выигрывают.
№ 7
7. Этюд. Ebers. 1942.
У чёрных — дружная сплочённая команда, что нельзя сказать о белых. Их пешки разъединены и, следовательно, тактически слабы. Король самоустранился от противодействия королю чёрных. Есть ли у белых шансы на спасение? Есть, но только при условии, что они будут действовать как единая команда, действия каждого бойца будут согласованы и подчинены общекомандным интересам.
Начать надо со срочной активации короля навстречу сопернику – 1.Кре2. Королю чёрных нет нужды вступать в перепалку с королём соперника, идя ему навстречу – 1…Крd4. Нельзя позволять сопернику безнаказанно занимать оппозицию – 2.Крd2. Если нет запасных пешечных темпов – не будет и выгоды: 2…Крс4 3.с3 и белые консолидировались (укрепились). У короля чёрных нет решающего усиления позиции, а если он зазевается, то белые готовы к контратаке с3-с4 с разменами пешек и ничьей.
Королю чёрных надо идти прямо к ближайшей мишени – 1…Крс4. Теперь если белые промедлят – 2.Крd2, то в борьбе за ключевое поле атаки с3 пешки с2 преимущество будет за чёрными. Поле c3 – равновесная слабость (3 вид). Король, как защитник поля с3, находится в цугцванге. Используя запасной пешечный темп – 2…d4, чёрные передают белым очередь хода – 3.Кре2, захватывают ключ – 3…Крс3 4.Крd1. Выиграть пешку с2, конечно, не удастся, есть только размен. Нужен ли он? Король будет на третьей горизонтали, пешка – позади. Правило 2 + 2 2-е исключение подскажет, что для чёрных это выигрыш. Поэтому смело – 4…d3 5.cd Kp:d3 и на 6.f4 можно бить – 6…ef, т.к. пешка по-прежнему будет позади короля. Белые могут подстроить ловушку, отказавшись бить пешку d3 – 5.Крс1. Их расчёт строится на невнимательности соперника – 5…cd 6.f4 ef пат! Однако после аккуратного 6…е4, оставляя белым «живую» пешку, чёрные легко выигрывают.
Итак, при пассивной игре у белых нет никаких шансов. Надо проверять немедленную инициативную контригру – уже знакомую идею 2.f4 и на 2…ef вслед за пешкой в контратаку идёт король — 3.Крf3. Далее надо считать темпы – 3…Крс3 4.Кр:f4 Kp:c2 и 5.Кре5, нападая на последнюю пешку чёрных. Их король далеко. Ничья.
№ 8
8. Этюд. Прокеш. 1950.
Чтобы белым играть на победу, надо атаковать пешечную мишень – 1.Крс7. То же самое должны делать чёрные 1…Крс4. Здесь полезно остановится и понять, что произошло. Чёрные сделали слабый контрудар, на что у белых может быть несколько (см. ранее) вариантов выгодных ответов, надо выбрать сильнейший для данной конкретной позиции. Предположим, начать бить первыми. Проверяем, 2.Кр:d7 Kp:c5 3.Kp:e6 и белые набивают больше пешек, но после 3…Крd4 король чёрных первым успевает к оставшейся белой пешке. Ничья. Причина: расстояние между королём белых и пешкой слишком велико. Вывод: это расстояние следовало бы сократить.
Следующая идея – свою пешку защищаем, чтобы потом побить чужую. А между этими двумя действиями белым необходимо подтянуть свою пешку к королю, чтобы ликвидировать пространственный разрыв между ними. Проверяем, 2.Крd6 далее, например, выжидательное – 2…Крd4. Белым надо двигать пешку – 3.е3+. бить её нельзя, пройдёт в ферзи пешка с5. На 3…Крс4 уже можно 4.Кр:d7 Kp:c5 5.Kp:e6, т.к. теперь у чёрных нет спасительного хода королём на d4.
А если чёрные разорвут цепочку своих пешек – 2…е5, затруднив королю белых их последовательные взятия? Белым в ответ надо наоборот – пытаться сомкнуть свои ряды – 3.е4. Вот такое стремление к единению характерно и в человеческом обществе, и в шахматах. Причём в шахматной игре выгода единения разрозненной силы более выражена – победить можно, действуя только сообща.
Но любая идея, даже самая здравая, требует конкретного просчёта последствий. Считаем, 3…Крd4 4.Kp:d7 Kp:c5 5.Kp:e6 Kpd4, пешка в опасности, 6.Крf5, а король уже рядом. Белые выигрывают. Кто бы, что бы ни говорил, но коллективизм – большая сила.
№ 9
9. Этюд. Leick. 1942.
Король белых перешёл границу пешек «f». Что может быть естественней, чем подойти и взять пешку f5? (Вопрос, впрочем, риторический). С взятием пешки борьба не закончится, т.к. король чёрных успеет захватить инициативу, заняв прямую оппозицию. Провести пешку «f» в ферзи не удастся (правило 2+2), а начать «двойную игру», атакуя пешку d7, не получится – король белых с королевского фланга к ней просто не подойдёт. Примерный вариант: 1.Кре5 Кре8 2.Кр:f5 Kpf7 3.Kpg5 Kpg7 4.f5 (а что делать?) 4…Крf7 5.f6 Kpf8 с ничьёй.
Другой план белых заключается в применении «двойной игры» в борьбе против пешек f5 и d7 одновременно. Игра против пешки d7 заключается также в переходе её границы, но на ферзевом фланге. Непосредственно сейчас это сделать нельзя, т.к. после 1.Крс5 Крс8 2.Крb6 Kpb8 король чёрных опять вовремя успевает занять прямую оппозицию. Можно сделать неутешительный для короля чёрных вывод: на поле е8 король чёрных, с точки зрения второго варианта «двойной игры» белых, находится в цугцванге; любой его ход приводит к тому, что он удаляется от одного из флангов. На этом и должны строить свою игру белые. Их первое действие: не изменяя расстояние до полей оппозиционного контакта с королём чёрных (b6 и f5), передать сопернику очередь хода. У белых, в отличие от соперника, есть такое поле – 1.Крd4.
Предположим, король чёрных, как вратарь в футболе во время пенальти, бросится в правый от себя угол – 1…Крс8. А «мяч» после удара классного «нападающего» полетит в другую сторону – 2.Кре5 Крd8 (надо бежать назад) 3.Кр:f5 Kpe8 (король не успевает занять оппозицию) 4.Крf6. Всё ясно, король на 6-й горизонтали, пешка сзади – белые выигрывают (правило 2+2).
Если король чёрных пойдёт в другую сторону – 1…Кре8, белые опять, как говорят в футболе, поймают «вратаря» (у нас – короля) на противоходе – 2.Крс5. Бежать обратно бессмысленно – всё равно не успеть: 2…Крd8 3.Kpb6 Kpc8 4.Kpa7, начиная оттеснять оппонента от пешки d7. Последний шанс – поискать контригру – 2…Крf7 с прицелом на пешку d6. И, казалось бы, у чёрных есть основания для оптимизма. Граница между блокированными пеками «d» расположена между 6-й и 7-й горизонталями. По правилу перехода границы (ППГ) тот, кто первый её перейдет, будет иметь преимущество в борьбе за пешку соперника. А первым переходит границу король чёрных – 3.Крb6 Kpf6 (помним, что поле около чужой пешки е6 – «заколдованное», занимать его следует вторым, после того, как аналогично поступил соперник).
Однако есть одно «но…». Как уже известно (см. ранее), для атаки пешки нужны два поля: первое — для завлечения оппонента в цугцванг, второе – для передачи ему очереди хода. В данном случае такое поле только одно – е6, а поле е5 атаковано пешкой f4. Поэтому преимущество чёрных во времени не будет играть никакой роли. Белые могут спокойно завершать свой план – 4.Крb7, обходя «заколдованное» поле с7. Далее 4…Крf7 5.Крс8 Кре6 6.Крс7. Чёрные в цугцванге. Белые выигрывают пешку d7 и проводят свою пешку в ферзи.
№ 10
10. Этюд. Григорьев, 1954.
Пешка h4 – тактическая слабость 2-го вида. Естественное желание любого короля – вступить за нее в бой. 1.Крh4 Kpg6. Король белых первым подошёл к пешечной границе, атакует пешку h5 – теперь уже равновесную слабость (3 вид) и ключ g5 к пешке f5. Однако прорваться через границу не позволяет бдительный страж границы, у которого есть достаточно полей (целых два) для контроля двух своих слабостей. Как часто в подобных случаях бывает, сильнейшую сторону (здесь это белые) выручит применение «двойной игры».
Для игры на выигрыш король белых должен сочетать имеющуюся угрозу чёрным пешкам и угрозу подойти к пешкам с другой стороны, в обход через центр. Конечно, и там его встретит король чёрных. Как всегда, всё решают темпы. Считаем. До ближайшего поля перехода через границу – d4 королю белых требуется 4 темпа. Чтобы то же самое сделать королю чёрных (поле d5) – требуется 3 темпа. Вывод: идти в обход королю белых в данный момент не выгодно. Надо выиграть время (1 темп).
Стратегический план белых: 1.Вынудить короля чёрных занять ту же стартовую вертикаль, что и король белых. 2.После забега королей в центр король белых первым подойдёт к пешечной границе, его оппонент займёт прямую оппозицию. 3.С помощью запасного пешечного темпа перехватить инициативу и вынудить соперника уступить оппозицию. 4.Перейти пешечную границу, оттеснить короля чёрных и прорваться к их пешкам.
Первый пункт плана поможет выполнить пешка «h» — 2.h3, используя запасной пешечный темп и вынуждая короля чёрных занять не выгодную позицию — 2…Крh6. Перед стартом короли заняли равную позицию. «На старт, внимание, марш» — 3.Крg3 Kpg6 4.Kpf3 Kpf6 5.Kpe3 Kpe6 6.Kpd4 Kpd6. Всё идёт по плану белых, очередь за выполнением третьего пункта — 7.h4 Kpf6. Король чёрных вынуждено отступил, и король белых переходит границу – 8.Крс5, занимая коневую оппозицию. Это означает, что начинается выполнение четвёртого этапа плана белых. Они выигрывают.
Всё ли было так беспроблемно для белых, могли ли чёрные осложнить сопернику жизнь? Единственное, что здесь доступно чёрным это поставить белых перед проблемой выбора, где наряду с верным решением есть ошибочная альтернатива. В плохой ситуации любой шанс стоит рассматривать, как последнюю возможность дать сопернику ошибиться. Например, когда король на третьем ходу стартовал в центр, можно вслед «толкнуть его в спину» шахом – 3…h4. Если он в ответ отмахнётся и побьёт пешку – 4.Кр:h4, то это означается, что провокация чёрных удалась, и король белых попался в ловушку. После 4…Крh6 король чёрных занимает оппозицию и захватывает инициативу, перехватить которую, у белых нет возможности — будет ничья. Только чувство королевского достоинства позволит королю не ответить и продолжить свой путь – 4.Крf3. И он будет прав: отвлекаясь на попутные «мелочи», можно упустить главное.
Аналогичная ситуация могла возникнуть и ранее – 1…Крh6 2.Kpg3 Kpg6 3.Kpf3 h4. Чёрные готовятся атаковать ключ g4 к пешке f4. Любая возможность контригры у соперника это тревожный сигнал, призывающий повысить бдительность и заранее заготовить на инициативные действия соперника свои атакующие или профилактические действия. Итак, пытаемся предвидеть: на 4…Крh5 есть простой ответ – на роль хранителя ключа g4 привлекается пешка «h» — 5.h3. Всё, контригра закончилась. А если чёрные попытаются изолировать намечаемого хранителя своей пешкой – 4…h3? Что ж, пешка сама «идёт в лапы тигра» — король подойдёт и возьмёт её, а потом продолжит намеченный поход к пешке f5 с левого фланга.
Теперь, когда опасности предвидены, ответы заготовлены, белые продолжают выполнение своего стратегического плана — 4.Кре3. Будущее у белых просчитано и поэтому оптимистично.
№ 11
11. Сингер – Кастелла. Барселона,1932.
Связанные проходные пешки (у чёрных – почти связанные) вынуждают обоих королей находиться в квадрате наиболее продвинутой пешки соперника, не имея шансов уничтожить обязательно обе пешки. Подобное ограничение подвижности не позволяет королям оказать своим пешкам помощь для продвижения их вперёд. Так в партии решили соперники и согласились на ничью.
А был ли у белых шанс на выигрыш? И какие у них для этого есть основания? Во-первых, защищённая проходная пешка белых g7 для чёрных – тактическая слабость 6-го вида с ключевым полем g8. Именно его обязан сторожить король чёрных, для этого у него есть три поля – f7, h7 и непосредственно g8. Во-вторых, защитник, пешка f6, также является далеко продвинутой проходной пешкой (6 вид). Её первое ключевое поле f7 король караулит с поля g8 и непосредственно на f7. Таким образом, более далеко продвинутые пешки белых сильнее пешек чёрных. В-третьих, как следствие, у короля чёрных, как защитника, могут возникнуть проблемы: перегрузка защитными функциями — при необходимости контролировать несколько полей, цугцванговые мотивы – при ограниченности полей для маневрирования. В итоге, основания для игры на выигрыш у белых есть, но есть ли для этого возможность? Другими словами, на что способен король белых?
Если он займётся только одним дело: будет или защищаться (бороться с пешками соперника), или атаковать (помогать своим пешкам), то у него ничего не получится. Как всегда в таких ситуациях может помочь только применение «двойной игры» — атака и защита одновременно. Может ли он быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Оценим возможности короля белых в атаке. Если ему удастся попасть на h6, то он поможет пешке g7 превратиться в ферзя, то же пешке f6 на поле е6. При короле белых на поле g6 и короле чёрных на g8 будет мат. Вывод: непосредственно в атаке (поддержке движения пешек) у короля белых есть возможность, более того, он обязан будет применить принцип «двойной игры». В данном случае — даже «тройную» (игра на захват любого из трёх фактически ключевых полей на 6-й линии).
Получается, что король чёрных кроме борьбы с пешками обязан ещё бороться и с королём белых, не пуская того на 6-ю горизонталь (а это уже перегрузка). Лучше всего это у него будет получаться, если он будет находиться на доступных ему полях на 7-й горизонтали – f7 или h7 (ограниченность маневра это уже цугцванговые мотивы).
Готовы ли белые к атаке уже сейчас или необходимы подготовительные действия? Дело в том, что к атаке белых готовы обе стороны, что не устраивает только белых. Атака должна начинаться в момент максимальной готовности белых и максимальной неготовности чёрных. Поэтому предварительно белые должны вынудить ослабление позиции соперника, не ухудшая свою.
Прежде всего белым надо обеспечить королю доступ на поле е6, которое пока контролирует пешка d7. Т.е. надо заставить её сделать шаг вперёд. Затем вынудить короля отступить на g8, снимая контроль с полей на 6-й горизонтали. При этом король белых должен быть готовым атаковать поля на 6-й линии, т.е. в этот момент он должен сохранять наиболее выгодную предатакующую позицию – быть на 4-й горизонтали. Другими словами, пока фигуры чёрных (король и пешка d7) занимают лучшую защитную позицию, белым ничего «не светит»; чтобы атака была максимально эффективна, необходимо ослабить у соперника всё, что можно ослабить.
Теперь планируем конкретные действия короля белых. Ограничения для короля: 1.До максимального ослабления позиции чёрных он должен оставаться в квадрате пешки е4. 2.После хода пешки на d5 он должен напасть на пешку е4 во избежание продолжения движения чёрных пешек. В итоге, у белых есть только один удовлетворяющий вышеприведённым требованиям ход-кандидат – 1.Крg3 (рано 1.Крf4 из-за 1…d5 и король белых в цугцванге) 1…d6 (1…d5 приводит к той же позиции). Чёрная пешка сделала необходимый белым ход: поле е6 доступно королю белых. Далее необходимо дождаться хода королём, продолжая в том же выжидательном духе, – 2.Крg4 d5 (чёрные пытаются упорствовать, не делая ход королём). Теперь, когда грозит 3…d4 или 3…е3, надо пешки затормозить – 3.Крf4, продолжая занимать выгодную стартовую позицию для атаки. Пешечных ходов больше нет, это означает, что король чёрных в цугцванге и вынужден отступить – 3…Крg8.
Все требования мобилизационной готовности белых выполнены – пора начинать атаку. Прежде всего, король идёт на помощь той пешке, угроза движения которой наиболее опасна для чёрных – к пешке g7, поэтому — 4.Крg5. Грозит 5.Крg6, чёрные обязаны противодействовать – 4…Крh7 (пускать короля белых на h6, играя 4…Крf7, нельзя – пешка белых превратится первой и с шахом).
Теперь, когда король чёрных отдалился от пешки «f», белые продолжают играть в стиле «двойной игры» — на две слабости и направляются на помощь к другой пешке – 5.Крf5. Король чёрных из-за перегрузки защитой опять оказался в цугцванге. Он не может помешать обходному манёвру белых: на поле g8 его ждёт уже знакомый мат.
Однако к контригре соперника всегда надо относиться предельно внимательно и просчитывать её по ходам, например, 5…е3 6.Кре6. Дальше продолжать свою пешечную гонку 6…е2 чёрным уже бесполезно: бегу наперегонки белые предпочтут поход за матом — после 7.Крf7 e1Ф 8.g8Ф+ и мат следующим ходом. Но и 6…Крg8 уже запаздывает, удержать пешку «f», поддержанную королём, он не может: 7.f7+ (или сначала 7.Кре7) 7…Кр:g7 8.Кре7 е2 9.f8Ф+ и белые выигрывают.
№ 12
12. Этюд. Knoppel, 1967.
Ход белых – это означает, что прямую оппозицию заняли чёрные, получая шанс на захват инициативу, хотя бы в защите. Однако в позиции короля белых есть свой несомненный «плюс»: он первым подошёл к пока ещё несформированной пешечной границе чёрных (пешки не блокированы), пролегающей между 4-й и 5-й горизонталями, и остановился на «нейтральной полосе». В связи с этим, у него есть веские основания надеяться на перехват инициативы. Всё будет зависеть от пешечной структуры: возможности с помощью запасных темпов передать очередь хода.
Пока пешки не блокированы (пешечная граница не сформирована) есть два пешечных темпа. Кто и как ими распорядиться? Очевидно, что чёрным двигать пешки не выгодно: королю белых становятся доступными ключевые поля атаки чёрных пешек. Белым же ход пешкой, наоборот, просто необходим для передачи очереди хода сопернику: иначе его короля не согнать с оппозиции. Вот только ход какой пешки нужен? Прежде всего отметим, что при движении любой белой пешки фиксируется пешечная граница и, как следует из правила перехода границы, белые выиграют блокированную пешку чёрных.
Но ведь есть ещё и другая пара пешек, и король чёрных в поиске контригры естественно направится в противоположную сторону атаковать доступную ему пешку белых. Это означает, что после уничтожения мешающих пешек соперника предстоят пешечные гонки. Причём у белых будет очевидное уже сейчас преимущество по времени: у их короля лучшие стартовые условия (расположен ближе к чужой пешке). Однако белым мало просто финишировать первыми (первыми превратить пешку в ферзя), для выигрыша им надо предотвратить появление чужого ферзя.
Предположим, что белые опередили соперника – у них появился ферзь, а пешка чёрных в ответ пошла только на 2-ю горизонталь. В каком случае белым удастся уничтожить пешку чёрных? При пешке на g2, а вот при пешке на с2 – ничья (известная теория). Вывод: белые должны бороться за чёрную пешку «с» и дать возможность чёрным проводить пешку «g».
На всякий случай проверим игру по темпам – 1.g4 (предварительно – ход сомнительный) 1…Крd6 (король занял стартовую позицию) 2.Крf5 (побежали) 2…Крd5 (бег наперегонки) 3.Кр:g5 Крс4 4.Крf5 Kp:с3 5.g5 (теперь побегать – очередь пешек) 5…с4 6.g6 Kpb2 (ближе к углу – это важно) 7.g7 c3 8.g6Ф с2. Это теоретическая (позиция, имеющая 100%-но известную оценку) ничья. Предварительная негативная оценка получила практическое подтверждение.
Проверяем другой пешечный ход – 1.с4 (предварительная оценка положительная) 1…Крf6 2.Kpd5 Kpf5 3.Kp:c5 Kpg4 4.Kpd4 Kp:g3 5.c5 g4 6.c6 Kpf2 7.c7 g3 8.c8Ф g2. А вот это уже теоретическая выигранная позиция.
№ 13
13. Минев – Спасов, 1973.
Ход чёрных. Их король ближе к пешкам «b», т.е. его активность, по сравнению с оппонентом, выше. Это позволяет предположить, что чёрным следует побороться за выигрыш. Оценим возможные сценарии развития событий. Первый. Борьба королей за пешки «е» и «f», включающая в себя «танцы» королей вокруг пешек и обоюдным нападением на пешку соперника, закончится закономерным разменом. Но стартовые позиции перед забегом к пешкам «b» будут разные: король белых на одну вертикаль ближе. Белые даже выиграют. Второй сценарий. Чёрные атакуют пешку b4, белые – пешку е4. В борьбе за темпы чёрные должны будут потерять один на отход короля с линии «b». В результате белая пешка первой коронуется, но итог, тем не менее, ничья.
Итак, простые очевидные сценарии чёрных не устраивают. Представим, а что чёрным было бы выгодно. Первое, при взаимном походе к пешкам «b» король чёрных должен хотя бы на одну вертикаль быть к ним ближе, чем король белых. Второе, соперник должен быть лишён контригры, связанной с возможностью образования своей проходной пешки – пешки «е» и «f» должны быть разменены. Отсюда вытекает перспективный план чёрных: вынудить немедленный размен пешек с сохранением большей активности своего короля. Ход-кандидат единственный – 1. …е3, взятие пешки вынуждено — 2.fe, и теперь – 2. …Kpe4, отыгрывая пешку и ставя корпус оппоненту. Здесь белые сдались. Могло последовать 3.Крg3 Kpe3 4.b5 (лишая чёрных запасного пешечного темпа) 4…Крd4. Теперь если белые успеют занять оппозицию после взятия чёрными пешки b5, то будет ничья (правило 2+2). Однако простой подсчёт темпов показывает, что задача эта не достижима.
№ 14
14. Этюд. Dedrle. 1926.
Ход белых. Бить пешку b6 или не бить? Казалось бы, странный вопрос – конечно бить. Прелесть шахмат в том, что доверять шаблонному мышлению не рационально, невозможно всегда выиграть партии по известному образу и подобию (хотя таких случаев копирования достаточно) — каждая игровая позиция предельно конкретна. Особенно это справедливо для пешечных окончаний. То, что в одной позиции – хорошо, то в другой, слегка изменённой, уже имеет противоположную оценку. Изучая такие окончания, начинаешь чётче понимать смысл известной поговорки – «время – деньги», в применении к шахматам – «время – результат». И это уже своего рода философская категория наподобие – «причина и следствие» или «содержание и форма».
Вот как с точки зрения обычной житейской логики понять, что пешку b6 брать не выгодно? Это как раз не очень сложно, если понять, что в шахматах время играет на руку обоим соперникам, они оба могут распорядиться своим временем с выгодой для себя. А если своим временем можно распоряжаться, то почему бы не посягнуть на чужое время? Только в шахматах фантастические выражения «выиграть время», «беречь время», «потерять время» и др. имеют вполне понятный конкретный смысл.
Отмотаем время вперёд. Взятие пешки – 1.Кр:b6 означает, что пешки соперников побегут наперегонки. «На берегу» (на старте забега) заметим, что у чёрных будет невыгодная для белых проходная пешка «f». А теперь считаем темпы. Белые от взятия чёрной пешки до превращения своей потратят 5 темпов. У чёрных после этих же 5 темпов пешка будет стоять на f2, при короле на g2 будет ничья.
Вывод: Если не видишь будущего, значит, безусловно, проиграешь настоящее.
Другими словами, если играть в одноходовые шахматы и лениться просчитывать последствия своих действий на необходимое и достаточное число ходов вперёд, то в борьбе с соперником, который играет в многоходовые шахматы, просчитывает хотя бы на 2-3 (4-5) хода вперёд, или, что ещё лучше, понимает происходящее на доске и созидает выгодный для себя сценарий предстоящей игры, то негативный результат предрешён.
А есть ли у белых альтернатива? В шахматах выбор есть всегда. Даже если вас форсировано матуют, вы можете или получить мат, или не доставить сопернику удовольствия поставить мат и сдаться.
Почему бы не попробовать применить идею из предыдущего примера, а именно, разменять пешки «f» и «g» и успеть первыми к пешкам «b». Для этого королю предстоит пойти к пешке f4. И начать надо с … . А какой ход выбрать – 1.Крd6 или 1.Крс6. Опять же понятная прямолинейная логика подсказывает, что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая (это в пользу первого хода-кандидата). Но шахматы знамениты своей двойственностью: в них прямолинейная и криволинейная логики вступают в сложные взаимоотношения. Они могут быть равны, а бывает и так, что каждая из них может быть «равнее» другой. Опять без конкретики не обойтись.
Король чёрных не обязан непременно идти за пешкой g2, он может ведь развернуться и встретить соперника лицом к лицу – «как в битве следует бойцу» (т.е. занять оппозицию) – 1.Крd6 Kpf6 и королю белых не прорваться к пешке f4. Король белых должен, как военные при спецоперациях, двигаться к цели перебежками, используя «складки местности» и обходя «заминированные» поля. Поэтому только 1.Крс6. Королю чёрных ничего не остаётся, как направиться к пешке «g2» – 1…Крg4.
Как королю чёрных идти дальше? Конечно, не 2.Крd5 из-за 2…Крf5, нарываясь на встречный удар (прямая оппозиция). Наступая и преследуя соперника, надо помнить, что король, даже идя вперёд, оглядывается назад, следит за вашими действиями и ждёт вашей ошибки. Не доставляйте ему радости, проявляйте бдительность – только 2.Крd6.
Может ли теперь король чёрных «подставить корпус» королю белых? Надо проверять. Если 2…Крf5, то 3.Крd5 — король белых занимает прямую оппозицию и продолжает оттеснение оппонента. Аналогично 2…Крg5 3.Kpe5. А на хитрое 2…Крh4 у белых есть свой хитрый ход — 3.Кре6. Вывод: помешать плану белых чёрные не могут. Приходится королю чёрных покориться судьбе и продолжать поход к пешке g2 – 2…Kpg3. Белые также должны нападать на чёрную пешку – 3.Кре5. Королю чёрных очевидно, что бить пешку, даже первым, означает оказаться в последующей гонке королей к пешкам «b» явным аутсайдером. Поэтому он готов дать решающий (и последний) бой – 3…Крg4.
Задача белых осталась неизменной: заставить своего оппонента взять пешку g2. Поэтому следует оттеснение с помощью коневой оппозиции – 4.Крf6 Kph4 (король упорствует) 5.Крf5 (не хочешь – заставим) 5…Крg3 6.Kpg5. Король чёрных в цугцванге: он вынужден взять белую пешку и снять защиту со своей пешки f4. Последующий поход к пешкам «b» будет для короля белых приятной прогулкой. Белые выигрывают.
№ 15
15. Этюд. Fontana, 1946.
Здесь у каждого из королей своя война, своё поле битвы. Так считают те, к кому ещё не пришло чёткое понимание и стойкое убеждение, что поле битвы одно – вся шахматная доска. В этом смысле не грех уподобиться американцам, для которых, как признал их известный политолог З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска», поле битвы – весь земной шар. И считать, что на любом участке доски, как бы ни силён там соперник, пока есть хотя бы один боец – битва должна продолжаться. Цель: выиграть не отдельное сражение, а всю войну (партию).
Прежде всего, проверим прямолинейную тактику: каждый король бьёт чужую пешки, и своя проходная идёт в ферзи. Белые начинают, и им требуется 7 темпов. Чёрные догоняют, но им требуется 6(!) темпов. Ферзь чёрных появляется первым, да ещё и с шахом. Это означает, что общий выигрыш времени составит 2 темпа. Учитывая, что пешка белых находится на не выгодной для них вертикали «b», ферзь чёрных при поддержке своего короля легко с ней справится (используя известный план атаки). Чёрные выигрывают. Вывод: белые должны бороться за ничью.
Белым надо выиграть время. На ферзевом фланге, где они сильнее, ускориться — такой возможности нет. Остаётся последний шанс – притормозить время соперника, и этот шанс находится на другом фланге, где у белых пока ещё есть последний боец – пешка g6. И возможность у этого бойца только одна – пожертвовать собой 1.g6 fg. Любой подвиг всегда для кого-то и во имя чего-то. Для команды – это святое («за други своя»), определим есть ли в жертве идейный смысл. Во-первых, пешка чёрных становится на вертикаль короля, необходимость ему уйти с дороги даст белым выигрыш одного темпа. Во-вторых, ферзь чёрных появляется без шаха – это выигрыш второго темпа.
Теперь проверяем по темпам весь вариант – 2.Kpa5 Kpf3 3.Kp:a6 g5 4.b4 g4 5.b5 g3 6.b6 g2 7.b7 g1Ф 8.b8Ф. Это уже ничья.
№ 16
16. Этюд. Григорьев, 1938.
Ход белых. На что им претендовать с их королём – аутсайдером? Если предел их мечтаний – ничья, то достаточно поугрожать пешке g4, например, 1.Крf2 Kpf5 2.Kpe3 Kpe5 3.Крf2 Kpf4 4.Kpg2 Kpf5 5.Kpg3 Kpg5 и нарушать паритет сил никому не выгодно. А есть ли у белых основания надеяться на большее? Есть, очень существенное и характерное для всех подобных окончаний – это расстояние между своими пешками. Меньшее расстояние предполагает, что для взятия обеих пешек король другой стороны затратит меньшее количество темпов. При большем расстоянии, соответственно, наоборот. В данном случае король белых затратит 6 темпов, король чёрных – 8 темпов. Это и есть основание для игры белых на выигрыш.
Но одного обоснования мало, необходим правильный план игры. Он уже знаком: 1 этап — одновременное взятие королями чужих пешек на одном фланге. 2 этап – к пешкам другого фланга более активный король доходит первым. Осуществить такой план можно только с применением «двойной игры» — охоты одновременно на две пешечные мишени. Для этого король белых идёт не к одной пешке, а в место с одинаковым расстоянием до обеих – здесь это центр доски. Поехали, 1.Крe2 Kpf5 2.Kpd3. Занять оппозицию чёрные не успевают, при попытке подставить корпус – 2…Кре5, сами нарываются на оппозицию соперника – 3.Кре3.
Интересней для чёрных попытка инициативной игры – 2…Крf4. Белым нет смысла идти на поводу у чёрных и ввязываться в обоюдные гонки, где у чёрных есть очевидный плюс – их пешка g4 ближе к призовому полю, чем пешка белых а4. После 3.Крс4 Крf3 к финишу обе стороны придут одновременно.
Белые должны играть в свою игру, проводить свой план – 3.Крd4, начиная оттеснение оппонента и заход к пешке g4 с тыла. Подпускать короля белых к пешке g4, конечно, нельзя, приходится ставить корпус – 3…Крf5. Однако оппозицией, а значит и инициативой, владеют белые – 4.Крd5 Крf4. Ещё была возможность пойти не по той дорожке — 5.Крс6, ведь мишень так близка. И как всегда измена принципам (плану) наказуема: после 5…Крf3 гонки приведут только к ничьей.
По плану следует занимать коневую оппозицию — 5. Kpe6. Чёрный король будет сопротивляться, как может – 5…Крg5 6.Kpe5 Kpg6 7.Kpf4 Kph5 8.Kpf5 Kph4 9.Kpg6 Kph3 10.Kpg5. Всё, первая часть плана удалась – король чёрных вынужден снять защиту с пешки g4 – 10…Кр:h2 11.Kp:g4. В последующей гонке у короля чёрных нет никаких шансов – 11…Kpg2 12.Kpf4 Kpf2 13.Kpe4 Kpe2 14.Kpd5 – он не успевает ни к белой пешке а4, ни к спасительному полю с8.
№ 17
17. Этюд. Селезнёв, 1927.
Кто играет на выигрыш? Простой вопрос, а может поставить в тупик. Белый король тормозит свою проходную пешку, в то время, как у чёрных на полном ходу отдалённая проходная пешка на линии «а». Король чёрных готовится уничтожить помеху своей уже второй проходной пешки и, не останавливаясь, собирается пойти тормозить проходную пешку белых. И где тут у белых шансы? У белых – команда, маленькая, но дружная! В этом отличие и в этом сила.
С чего начать белым? Как бы ни хотелось поддержать пешку f4, но нельзя: пешка «а» прорвётся в ферзи – надо уделить ей внимание 1.Крс4. Но это не только защитный ход, белые «показывают зубы» — активируют проходную пешку, вынуждая чёрных защищаться – 1…Кр:f4 (сочетая приятное с полезным, как он считает) 2.d5 Kpe5. Единственный шанс белых – проявить себя дружной командой: король должен помочь пешке — 3.Крс5.
У чёрных две проходные пешки на одинаковой стартовой позиции, у обеих надо проверить их спринтерские возможности. Начнём с новоиспечённой проходной – 3…f4 4.d6. Попытка тормознуть белую пешку – 4…Кре6 легко пресекается – 5.Крс6 f3 6.d7 f2 7.d8Ф f1Ф. Ферзи появились одновременно, но на этом борьба не заканчивается. Появление ферзя означает, что «охотник» (или «хищник») вышел на охоту. Была бы только «дичь» в достатке. Для успешной охоты шахматному охотнику нужны две одиночные мишени или одна, но двойная. Две мишени у чёрных есть, но одна из них белому «хищнику» не по зубам: о чужого ферзя можно только зубы обломать (двойной удар не пройдёт). Но ведь есть атакующий приём, позволяющий избежать прямого контакта – сквозное нападение (или «рентген»). Для этого надо провести переформатирование одиночных мишеней белых с образованием одной двойной ферзевой мишени (5 вид). Задача поставлена, белые приступают к её выполнению – 8.Фе8+, завлекая короля на одну линию с белым ферзём. К сожалению, король белых слишком далеко и не может поддержать своего беззащитного ферзя (тактическая слабость 2-го вида) – 8…Крf5. Двойная мишень построена, можно начинать охоту – 9.Фf7+ с выигрышем ферзя.
Теперь проверим марш другой проходной чёрных – 3…а4 4.d6 Кре6. Конечно, король чёрных не надеется задержать проходную белых, у неё надёжный телохранитель – 5.Крс6. Король чёрных, умудрённый печальным опытом заранее пытается уйти с большой диагонали, где окажется будущей ферзь на а1. Далее, 5…а3 6.d7 a2 7.d8Ф а1Ф. Опять ферзи появились одновременно. Удастся ли белым избежать построения двойной мишени? Надо проверить завлекающий ли шах – 8.Фе8+. У короля единственный отход – 8…Крf6 и опять на одну линию, теперь диагональ, со своим ферзём. Сквозное нападение по диагонали – 9.Фh8+ опять выигрывает ферзя.
№ 18
18. Фюстер – Портиш. Гастингс, 1958/59.
Ход чёрных. Оцениваем плюсы и минусы сторон. Белые пешки расположены дальше друг от друга, чем пешки чёрных. Как установили выше, это недостаток пешечной структуры чёрных. В качестве компенсации – у чёрных активнее король, он успевает и свою пешку поддержать и за чужой проходной присматривать. В то время, как король белых всецело занять контролем за чёрной проходной пешкой «f». И чьи плюсы весомее, а минусы незначительны? Активность, конечно, хорошо, но это так называемое временное преимущество, а вот выгодная пешечная структура – преимущество постоянное. В противоборстве этих двух преимуществ и будет заключаться «сюжетная линия» предстоящего сражения.
Если в ближайшей перспективе чёрные не получат выгоду от своей активности, то в долгосрочной перспективе они проиграют по известному уже плану: белые разменяют пешки королевского фланга и первыми доберутся до пешек ферзевого фланга. Например, если чёрные забудут о своём преимуществе в активности и начнут с движения пешки — 1…f4 2.Кре4 f3, то план белых с успехом осуществится – 3.Кре3 Крh3 4.Kp:f3 Kp:h2 5.b4, фиксируя пешки и первыми начиная к ним поход. Тот же сценарий будет, если чёрные вместо «двойной игры» (сочетания нападения и защиты) — максимального проявления своей активности, выберут прямолинейную игру – 1…Крh3 2.b4 Kp:h2 3.Kpe5 Kpg3 4.Kp:f5 Kpf3 5.Kpe5 Kpe3 6.Kpd6 и белые опять осуществляют всё задуманное.
Констатируем факт, если белым удастся остановить пешку «f» и затем разменять её, то они выигрывают. Чёрные должны этому препятствовать – 1. …Крf3. Белые же должны поторопиться с движением своей проходной – 2.h4, пешка чёрных уже грозит начать движение при поддержке короля. Скорость движения белой пешки выше, чёрные ещё должны будут потратить темп на отход короля, поэтому король вынужден вернуться к защите – 2. …Крg4, но с атакой пешки. Но это не значит, что чёрные потеряли время попусту. Вынудив движение белой пешки, они вызвали ослабления важного для них поля g3: оно необходимо будет королю для сопровождения проходной «f» при возможном приставании короля чёрных. Как видим, король успевает и в атаке, и в защите – это и есть выгода применения «двойной игры».
Белые обязаны срочно контратаковать, пассивная игра до добра не доведёт, например, 3.Кре3 f4+ 4.Kpe4 f3 5.Kpe3 Kpg3 и пешка чёрных быстрее – чёрные выигрывают. Итак, только контрудар – 3.Кре5. Начинаются пешечные гонки – 3. …f4 4.h5 f3 5.h6. Здесь стороны согласились на ничью. Могло последовать – 5…f2 6.h7 f1Ф 7.h8Ф. К сожалению для чёрных, построить двойную мишень из белых фигур здесь не получится.
№ 19
19. Этюд. М.Зинар. 1982.
Кто же откажется взять пешку h6!? Но ведь известно, что выиграть сражение (здесь – пешку) не всегда означает выиграть войну (партию). Исторический пример – Наполеон в 1812 году. Ведь провести в ферзи крайнюю пешку «h», как доподлинно известно, нельзя.
Для игры на выигрыш необходимо уничтожить пешку а3 и провести свою пешку «а» в ферзи. Есть ли в этом плане взятие пешки h6, как обязательный элемент выигрышного плана? Явно нет. Уничтожение пешки может быть только профилактикой контригры чёрных, связанной с проведением своем проходной пешки «h». Стоит ли белым этого опасаться? Несомненно, да. Можно ли объединить эти два плана в один – и пешку h6 взять, и свою провести. Довод за: хочется «и рыбку съесть, и … в воду не лезть». Доводы против: 1.Сложность в том, что пешка «а» — крайняя, а это укорачивает путь короля чёрных к ничейному положению (до слоновой вертикали). 2.Устраняя пешку h6, белые помогают чёрным: убирают помеху королю чёрных на его пути к белой пешке «h».
Проверим по темпам. 1.Кр:h6 Kpg8 2.Kpg6 Kph8 (сохраняя кратчайшее расстояние до пешки «h») 3.Kpf6 Kph7 4.Kpe5 Kph6 5.Kpd5 Kph5 6.Kpc4 Kp:h4 7.Kpb3 Kpg5 8.Kp:a3 Kpf6 9.Kpb4 Kpe7 10.Kpb5 Kpd7 11.Kpb6 Kpc8. Успел – ничья. Белым не хватило одного темпа. Вывод: объединённый план не выигрывает.
Остаётся просчитать первый план – идти к пешке «a», предоставляя чёрным возможность контригры. Так как очевидно прогнозируются пешечные гонки, белые уже сейчас должны обеспечить себе более выгодные стартовые условия. Белые должны начать борьбу за темпы.
Начать следует с «горящей» проблемы: не дать чёрной пешке продвинуться к полю превращения (выигрыш одного темпа). Для этого нужен ход — 1.h5. Закономерен вопрос: ведь пешка же приближается к королю чёрных, что должно облегчать её взятие? Парадокс шахматной доски – приближаясь, пешка не становится более доступной. Если посчитать темпы до её взятия на полях h5 и h4, то выяснится, что они равны – по 4.
Продолжаем, 1. …Крg8 2.Kpf6. Король идёт вперёд, одновременно ставя корпус королю чёрных и ограничивая его попытку идти вперёд. 2. …Kpf8 3.Kpe6 Kpg7. Королю чёрных удалось вырваться на 7-ю горизонталь. Но борьба за темпы ещё не закончена – 4.Кре7. Это не отступление. До пешки а3 и с поля е6, и с поля е7 королю идти 4 темпа. А вот королю чёрных приходится отступать – 4. …Крg8, теряя ещё один темп.
Подготовительные действия закончены, время выиграно, пора атаковать – 5.Крd6 Kpf7 6.Kpc5 Kpf6 7.Kpb4 Kpg5 8.Kp:a3 Kp:h5 9.Kpb4 Kpg4. Считаем, успеет ли король чёрных попасть на с8. За 3 темпа король белых попадает на b7, ставя корпус оппоненту. Король чёрных за 3 темпа окажется только на d7. Поэтому король белых может не спешить, а вот пешке пора в путь — 10.а4. Пешка белых превращается первой, а ферзь белых не даст право на существование ферзю чёрных. Белые выигрывают.
В позиции 10 у белых нет выигрыша после 1…Крh6 2.Крg3 Крg6 3.Крf3 h4 4.Кре3 h2 5.Крf3 Крh5 6.Крg3 Крg6 7.Кр:h3 Крh5 8.Крg3 Крg6 9.Крf3 Крh5 10.Кре3 Крg4
И всё-таки белые выигрывают. В Вашем варианте ошибочен 10-й ход. Поле е3 — поле взаимного цугцванга, его надо обойти 10.Кре2 Крg4 11.Kpe3 Kph4 12.Kpd4 и 13.Кре5 с выигрышем пешки f5.
Да, действительно. Спасибо!