Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Две пешки против одной пешки.

№ 1

1. У белых лишняя ещё и проходная пешка. Как её использовать? Провести в ферзи её не удастся: на 1.Кре6 король чёрных занимает оппозицию 1…Кре8 (2-е исключениеправило 2 + 2). Попытка прорваться к пешке g6 – 2.f7+Kpf8 3.Kpf6 приведёт к пату.

С ходу выиграть не удалось. Попробуем представить позицию, про которую мы точно знаем, что она выиграна. Если король возьмёт пешку g6, то уже знаем, что он проведёт пешку g5 в ферзи (пешка прошла середину доски и король впереди неё – 1-е исключение).

Что в этой идеальной картине лишнее? Как ни покажется странным, собственная добытая в боях лишняя проходная пешка. Пешка f6 мешает королю белых подойти к пешке g6, следовательно, от неё выгодно избавиться. Проверяем немедленное исполнение этой идеи – 1.f7 Kp:f7. Теперь по правилу перехода границы (ППГ) для выигрыша пешки g6 белым достаточно перейти линию (границу) между пешками. Играя 2.Крd6, король занимает коневую оппозицию и оттесняет оппонента от пешек. Это означает, что по правилу ППГ белые выигрывают пешку и вместе с ней по 1-му исключению и партию.

№ 2

2. Король чёрных активнее. Заняв прямую ближнюю оппозицию, он не пропускает своего оппонента к пешечной границе. Что делать белым? Прорвать оборону границы, перейти её и вырваться, говоря военным языком, на оперативный простор. Первостепенная задача: найти слабые места чёрных и использовать «двойную игру». Первая слабость очевидна – защищённая проходная пешка. Надо найти вторую.

В чём особенность защищённой проходной пешки. Её наличие позволяет «заточить» короля в невидимую клетку, сформированную в соответствии с «правилом квадрата». Она ограничена пятой горизонталью и вертикалью «е». За пределы этой клетки королю чёрных выходить нельзя. В противном случае пешка b5 самостоятельно пройдёт в ферзи. Таким образом, граница за вертикалью «е» представляет собой фактически «проходной двор» — проходи, кто хочет. Это и есть вторая слабость чёрных. Король чёрных, стерегущий две слабости, играет роль перегруженного защитника.

Как в таком случае поступает сильнейшая сторона? Отвлекает защитника от одной из слабости, атакуя другую слабость. Эта ответственная атакующая задача возлагается на пока не активного короля – 1.Крd3 (король направляется в «проходной двор») 1…Kpd5 2.Kpe3 Kpe5 3.Крf3. А чёрный король уже достиг предела дозволенного – дальше блокировать границу «клетка» не пускает. Приходится отступать – 3…Крd5. Проход к границе открыт – 4.Крf4 Kpd6. Даже переигрывая соперника надо следить за действиями соперника. Король чёрных занял диагональную оппозицию. Это означает, что при дальнейшем переходе границы — 5.Крf5 соперник встретит своего оппонента не «опусканием знамени» — признаком капитуляции, а жёсткой постановкой корпуса – 5…Крd5 с занятием прямой оппозиции. Зачем белым эти проблемы?

Оценим ситуацию. Король белых вплотную подошёл к границе. Это уже достижение. Правильный переход границы – с марша сразу в наступательный бой с захватом оппозиции, невыгодный переход – последующая защита от прессингующего короля соперника, занимающего оппозицию. Задача белых: найти поле для перехода границы, для которого у чёрных не было бы поля соответствия с занятием прямой оппозиции. Здесь без помощи друга не обойтись. Замечаем, что пешка b5 атакует поле с6, этому полю у белых соответствует приграничное поле с4. Туда королю и следует идти – 5.Кре4 Кре6 6.Kpd4 Kpd6 7.Kpc4. Чёрные вынуждены уступить оппозицию и открыть границу – 7…Крс7. Король белых может переходить границу.

При крайних пешках всегда требуется повышенная бдительность и готовность к различного рода сюрпризам. Предположим естественный ход – 8.Крс5, занимая прямую оппозицию. Если бы всю позицию сдвинуть на одну вертикаль вправо, то этого хода было бы достаточно для выигрыша. Но здесь недостаток пространства может сыграть за чёрных. Например, 8…Крb7 9.b6? (ошибка) 9…Кра6 10.Крс6 пат! А другого хода, защищающего пешку, у белых нет. Ничья.

Проверяем другой способ перехода границы – 8.Крd5, позволяя оппоненту занять прямую оппозицию – 8…Крd7. Но дело в том, что у белых есть запасной темп – 9.b6. Эта позиция уже рассматривалась ранее – белые проводят пешку «b» в ферзи. Попытка тормозить пешку – 8…Крb6 ведёт к окончательной утрате инициативы, которая всецело переходит к белым – 9.Крd6, занимая прямую оппозицию. 9…Крb7. Белые не собираются проводить пешку «b» в ферзи, а почему? Ведь выполняется 1-е исключение из правила 2+2: пешка прошла середину доски и король впереди неё. Дело в том, что нарушен контакт короля и пешки, а без него невозможно их взаимодействие. Восстановить контакт можно только ходом 10.Крс5, а это нарушает правило 2+2 – пешка не пройдёт. Цель белых – пешка а5. 10…Крс7 11.b6+ Kpb7 12.Kpb5 белые выигрывают пешку и поведут в ферзи уже две пешки.

№ 3

3. Чего должны добиться белые, чтобы выиграть? Пешка с6, уже знаем, не проходит в ферзи: на 1.Крd6 последует занятие оппозиции 1…Крd6 – действует 2-исключение – король белых вынужден отступить. Если белым удастся выиграть пешку а6, то задержать две проходные пешки король чёрных не сможет. Итак, цель белого короля – пешка а6.

Чтобы добраться по пешки а6 необходимо перейти границу пешек «а», поля перехода с5-b6. Единственным способом удержать границу на замке король чёрных способен, если при короле белых на приграничном поле с5, он займёт поле с7. И, соответственно, если будет обратная ситуация – при короле на с7 король белых пойдёт на с5, то королю чёрных придётся покинуть свой пограничный пост. Такие поля обоюдного цугцванга в шахматной теории называются полями соответствия. Другими словами, при королях на полях с7 и с5, в цугцванге находится тот, чья очередь хода.

В итоге, установлены две пары полей соответствия: d6-d8, c5-c7, вставать на которые первыми никому не выгодно. Если представить, что сейчас очередь хода чёрных, то они вынуждены это сделать.

Отсюда вытекает идея атакующего действия белых – в нужный момент передать сопернику очередь хода, чтобы получить эту же позицию, но с ходом чёрных. Для этого королю белых надо бы «подпрыгнуть», т.е. изобразить ход, ничего при этом не меняя. Другими словами, король белых должен потоптаться вокруг поля с5, не снимая с него контроль, а король чёрных — вокруг поля с7. У кого будет меньше таких ходов, тот и проиграет это локальное топтание – стремление загнать соперника в цугцванг в борьбе за контроль над полем b6. Считаем поля белых: d5, d4 и с4 – всего три поля; поля чёрных: с8 и d8 – всего два поля. Разница – единица. Это лишнее поле даст белым дополнительный темп, который позволит им потратить время(!) больше, чем соперник, и передать очередь хода чёрным.

Начинаем движение 1.Крd4 (или 1.Крс4) 1…Kpd8 (1…Крb8 ситуацию не меняет) 2.Крс4 Крс8 3.Крd5. Белые сделали три хода, чёрные свои два. Обращаем внимание на движение белого короля по условному треугольнику. Подобный способ перемещения короля так и было назван — движение по «треугольнику».

Получилась начальная позиция, но с ходом чёрных — цель белых достигнута. Чёрные вынуждены занять одно из полей соответствия. После 3…Крd6 4.Kpd6 (2-е исключение) белые проводят в ферзи пешку с6. После 3…Крс7 4.Крс5 чёрным придётся уступить этот рубеж обороны и отойти королём. Белые перейдут границу на поле b6 и возьмут пешку а6.

№ 4

4. Что будет если убрать пешки с линии «h», например, при их ободном взятии королями? Применим правило 2+2. Кто побьёт пешку последним, заняв при этом прямую ближнюю оппозицию, тот и добьётся своей цели. Вывод: белые, борющиеся за ничью, должны «тянуть резину» со взятием чужой пешки, ожидая взятия своей пешки чёрными. Этой задаче соответствует ход – 1.Крh2 (пешка h3 всё-таки сила, оставлять её без тесного внимания нельзя). Что делать чёрным? Если двинуть пешку – 1…е5, то нарушается 1-е условие, как следствие, белые могут спокойно бить пешку — 2.Кр:h3. Результат – ничья. Но чёрные могут похитрить, повторяя идею белых, — 1…Крh6. Потоптаться на месте – 2.Крg3 – белые не возражают. Обеспечить выполнение правила 2+2 чёрные не в состоянии – ничья.

№ 5

5. Этюд Г.Матисон, 1918г. Король белых бесконечно далеко от своих пешек и не может им помочь. Потеря пешек неминуема. Грозит 1…Крg4. После взятия обеих пешек король чёрных будет на g5, а у пешки будет запасной темп f7-f6 для передачи очереди хода сопернику: правило 2+2 будет соблюдено. Вывод: выжидательная игра для чёрных бесперспективна, нужны инициативные действия для нарушения выгодного расположения чёрных фигур.

Главная роль отводится пешкам, которые как японские камикадзе, «божественным ветром» (перевод с японского языка) перетасуют фигуры чёрных так, чтобы лишить их выгодного позиционного преимущества. Подражая опять же японским самураям, с безмолвным криком «банзай» они бросаются вперёд в жертвенную атаку — 1.g6. Но у любой жертвы (в отличие от просмотра) должна быть идея. Проверяем её наличие. Если король побьёт пешку 1…Кр:g6, то он отойдёт от поля g4, с которого он не только атакует пешку g4, но и не подпускает к ней защитника – короля. Теперь же король белых успевает защитить эту пешку – 2.Крg2 Kpf5 3.Kpf3 и ничья. Таким образом, первая идея жертвы пешки – отвлечение короля. Но есть ещё взятие пешкой – 1…fg. Что белые выгадали здесь? Пешка лишилась запасного темпа – это и есть вторая идея комбинационного удара белых – завлечение пешки на горизонталь вперёд.

Но пока сделано только полдела: при взятии королём чёрных пешки f4 опять будет соблюдаться правило 2+2. Поэтому нельзя останавливаться на полдороге — 2.f5. Теперь взятие возможно только пешкой – 2…gf. Что произошло? Нарушено выполнение 1-го условия – король не впереди пешки. Но ведь он легко может всё исправить, пойдя на 4-ю горизонталь? Это так, но им надо чтобы соблюдались оба обязательных условия, а белым достаточно нарушить действие хотя бы одного. Поэтому белые готовятся занять оппозицию, когда чёрный король пойдёт вперёд. А пока делают ход — 3.Kpg1, не дающий королю чёрных занять оппозицию. Предположим, чёрные будут выжидать ошибку соперника – 3…Kpg5. Но белые уже никуда не торопятся, им достаточно просто ожидать активных действий соперника, не делая никаких резких движений, зорко следя королём чёрных, — 4.Kpf1.Всё, выжидательные ходы у чёрных закончились. Чтобы играть на выигрыш надо идти королём вперёд – 4…Крf4 с целью занять уже ближнюю оппозицию. Но белый король тут как тут – 5.Крf2, первым занимая прямую ближнюю оппозицию и нарушая выполнение чёрными 2-го условия. Результат — ничья

№ 6

6. У чёрных король активнее: он первым подошёл к пешечной границе. Белым для игры на выигрыш предстоит оттеснить соперника и прорваться через границу. Это достаточно хлопотное дело. А может быть совершить «кавалерийский» наскок – 1.с6+? Идея – получить после 1…bc «пешки-недотроги» (см. выше), о которых известно: кто до них первым дотронется, тот (как в сказке – окаменеет) проиграет локальное сражение королей и потеряет пешку. В нашем случае, чёрный король подошёл первым, белый король – вторым 2.Крс5. Чёрные в цугцванге, вынуждены отступить 2…Крс8 3.Кр:с6. Работает 2-е исключение – белые выигрывают.

Но ведь известно, что соперник будет играть не так, как вам хочется, а как ему выгодно. Поэтому на заведомо проигранную позицию он не пойдёт. У него есть другая защита от пешечной вилки – 1…Крс8. Проверяем последствия. Размен пешек – сразу ничья. Если двинуть пешку — 2.с7 Крd7, то как оттеснить короля чёрных, чтобы помочь своей пешке? Передача очереди хода – 3.Кре5 ничего не даёт: 3…Крс8 4.Крd6 пат. Если пожертвовать пешку – 3.с8Ф+Кр:с8 4.Кре6, то король чёрных просто пойдёт в угол и будет ждать приближения своего оппонента и пата. Вывод: 1.с6+ это ошибка, ведущий к ничьей.

Представим, что сейчас очередь хода чёрных. Они будут вынуждены отступить, пропуская короля белых вперёд. Отсюда вытекает идея атакующих действий белых – передать сопернику очередь хода. Определим поля, где король чёрных может находиться, препятствуя повышению активности короля белых. Очевидно, это поля d7 и с6 – два поля. У белых есть поле d5 и два с ним смежных – е5 и d4, всего три. Вывод: у белых есть дополнительный темп для передачи очереди хода. Атакующий приём это уже знакомый поход по «треугольнику» — 1.Кре5 Крс6 2.Крd4 Kpd7 3.Kpd5. Получилась начальная позиция, но при ходе чёрных, что и требовалось. Пытаться не пропустить вперёд короля – 3…Кре7 не получится: король слишком далеко отошёл от пешек – решает пешечный прорыв 4.с6. Теперь он вполне уместен. Остаётся отступление 3…Крс8, надеясь на торопливое 4.с6, что опять не проходит из-за аккуратного 4…Крb8.

Но ведь белые могут легко перейти границу, а уж там оглядеться. Идём к границе — 4.Кре6, двигаясь вперёд с занятием диагональной оппозиции, 4…Крd8 5.Kpd6, прямая оппозиция, 5…Крс8 6.Кре7, коневая оппозиция, 6…Крb8. Создание угроз на каждом ходу это выгодные инициативные действия сильнейшей стороны.

Король уверенно белых перешёл пешечную границу. А что дальше? Ведь выиграть пешку b7 при короле чёрных на а8 невозможно. У белых есть другой план – уже отмеченный ранее пешечный прорыв, но теперь при поддержке короля – 7.Крd8 Kpa8. Стоп, дальше идти нельзя – будет пат. Пора организовывать прорыв – 8.с6 bc 9.Kpc7, пата нет, 9…с5 10.b7+ и пешка проходит в ферзи.

№ 7

7. Вальехо – Пономарёв. Линарес, 2004. Для выигрыша партии чёрным необходимо взять пешку е4. Сделать это будет непросто: король белых активнее, он контролирует пешечную границу. Поэтому чёрные должны настраиваться на проведение многоэтапного плана, первый этап которого – борьба за активность собственного короля.

Прежде всего, устанавливаем, что прорваться с f6 на g5 соперник не позволит: у него для контроля g5 есть два поля g4 и h4. Попытка отнять одно из этих полей пешкой – 1…g5 превращает эту пешку в равновесную слабость (3 вид). Белые начнут против неё атакующие действия – 2.Крh5. В итоге, белые выиграют и пешку g5, и пешку е5 в придачу. Чёрных спасёт только то, что белая пешка ещё не перешла середину доски. Вывод: как говорил будущий классик – «мы пойдём другим путём».

Другой путь лежит через другое поле на этой линии – h6. С этого поля у короля более широкие перспективы – поля g5 и h5. Но до него ещё надо дойти. Предположим, чёрные – любитель простых решений и коротких путей – сыграет 1…Крg7. После 2.Крg5, занимая прямую оппозицию, 2…Kph7 чёрные рискуют, пропуская короля белых к своей пешке — 3.Крf6, а это уже серьёзная контригра, требующая точного расчёта. После 3…Крh6 4.Kp:е5 g5 с последующим забегом пешек до поля превращения. Итог, пешки превратятся одновременно – ничья. Проверим, 5.Крd6 g4 6.e5 g3 7.e6 g2 8.e7 g1Ф 9.е8Ф. Ход белых, но у чёрных нет двойной мишени. И не предвидится. Вывод: чёрным следует избегать поля g7.

Хорошо известно из «достоверного» источника – одного детского фильма, что «нормальные герои всегда идут в обход». Мудрый совет, да к месту, ещё никому не помешал. Король идёт в обход «заколдованного» поля – 1…Крf7 2.Kph4 Kpg8.Белым тоже нет смысла подставляться под оппозицию – 3.Крg5 Kpg7 и придётся отступать. Поэтому остаётся топтание на месте – 3.Крg4 Kph7. Первая часть плана чёрных – повышение активности короля – заканчивается. Не дожидаясь перехода к следующему этапу — оттеснению короля белых — белые сдались.

Посмотрим возможное развитие событий после 4.Крg5 Kpg7 5.Kpg4 Kph6 6.Kph4 g5+ (начало оттеснения короля белых) 7.Крg4 Kpg6 (прямая оппозиция) 8.Крg3 Крh5 (король выходит к пешечной границе) 9.Крh3 g4+ (тесним монарха) 10.Крg3 Kpg5 и т.д. Король чёрных оттесняет оппонента от пешки е4, забирает её и помогает своей пешке «е» пройти в ферзи. Если белые готовы хоть и проиграть, но в бою, то возможен другой сценарий с контригрой белых — 4.Крh4 Kph6 5.Kpg4 и на обязательный ход 5…g5 у белых есть прорыв к пешке е5 чёрных – 6.Крf5. Опять требуется точный расчет варианта – 6…Kph5 7.Kp:e5 g4. В предстоящем забеге пешек по сравнению с вариантом, рассмотренным выше, чёрные выиграли один темп. Далее, 8.Крf4 (попытка притормозить пешку соперника) 8…Крh4 9.e5 g3 (побежали наперегонки) 10.e6 g2 11.e7 g1Ф 12.е8Ф. Казалось бы, ферзи опять превратились одновременно и все проблемы позади. Но белых подводят собственные тактические слабости: у чёрных есть возможность переформатировать две одиночные мишени в одну двойную – 12…Фf2+, вынуждая короля встать на одну линию с ферзём – 13.Кре5. Теперь две фигуры на одной линии, а это тактическая слабость 5-го вида. Ферзь белых без защиты (2 вид). Ферзь – двойная слабость со статусом самой опасной слабости (СОС). Следует сквозное нападение – 13…Фе3+ с выигрышем ферзя.

№ 8

8. Этюд. Г.Нейштадтль, 1890. Активность короля чёрных практически подавляющая: он глубоко проник на территорию соперника для атаки пешки f3 с фланга и тыла. Неужели у белых есть шансы на ничью? Шанс есть всегда, надо только не унывать и искать его. Например, если белые сделают вид, что захотели контратаковать (с перепугу!?) пешки чёрных – 1.Крg3, в надежде на опрометчивое 1…Кре2 2.Крg2, занимая прямую ближнюю оппозицию. Но, если чёрные помнят, что правильное приближение к королю соперника это занятие диагональной оппозиции, то после 1…Кре1 2.Крg2 (идти к пешке g4 действительно не имеет смысла: после обоюдного взятия пешек g5 и f3 пешка е5 успеет пойти под защиту короля) 2…Кре2. Теперь оппозицию уже занимает король чёрных. Дальше от него требуется не снижать темп инициативной игры. 3.Крg3 Kpf1, занятие коневой оппозиции, 4.Крg4 Kpg2 (или 4…Крf2) 5.Кр:g5 Kp:f3 6.Kpf5 e4 и пешка идёт в ферзи.

Что могут противопоставить белые захватническим планам чёрных? Отметим особенности позиции, которые выгодны белым. 1.У пешек чёрных нет запасных темпов. 2.Пешки изолированы друг от друга. 3.Линию «f» можно представить как ось симметрии. Есть ли в этом практический смысл? Но ведь вся борьба за поля соответствия, по сути, есть симметричная игра, может быть, иногда с несколько искривлённым пространством. 4.Главное, ход белых и у них есть возможность занять оппозицию, т.е. начать свою инициативную игру.

Предположим, король белых попробует занять прямую ближнюю оппозицию – 1.Крf1. Король чёрных, конечно, будет стараться перехватить инициативу – 1…Крd2 2.Крf2 Kpd3 и его замысел удаётся: для продолжения инициативной игры король белых должен занять оппозицию на поле f3. Но это поле уже занято. Приходится уступать оппозицию – 3.Крg3 Kpe3 4.Kpg2 Kpe2 и т.д.

Но у белых есть возможность «зеркальной» игры с использованием линии «f», как оси симметрии, – 1.Крh1, занимая прямую дальнюю оппозицию. В чём разница с рассмотренным выше случаем ближней оппозиции? Дело в том, что после, например, 1…Крd2 2.Kph2 Kpd3 у белых есть продолжение инициативной игры – 3.Крh3, продолжая занимать прямую дальнюю оппозицию. Симметрия «сыграла» на стороне белых. Ничья.

Если чёрные попытаются совершить пешечный прорыв – 1…g4 со взаимным образованием проходных пешек, то от белых потребуется точный расчёт темпов движения пешек. Прежде всего, полезно убрать короля с первой линии – 2.Крg2, чтобы пешка белых не превратилась в ферзя с шахом. И только после второго нападения – 2…Кре2 взять – 3.fg. Легко убедиться, что ферзи превращаются одновременно. Ничья.

№ 9

9. Этюд. И.Дртина, 1907. Белые стоят перед выбором направления, и соответственно плана, своих атакующих действий. Первый, прямолинейный и очевидный, план: подойти королём на d4, провести с4-с5 с образованием проходной пешки. Возражения чёрных: после размена пешек, когда на с5 окажется белый король, занять оппозицию на поле с7. Результат: не выполнено 1-е условие — король не впереди пешки. Ничья. Вывод: пешку чёрных надо не разменивать, а выигрывать.

Для достижения поставленной цели необходимо добиться выполнения первостепенной задачи: прорваться королём на территорию соперника, см. правило перехода границы (ППГ). Для этого есть два маршрута. Второй план: обход и атака пешки с ферзевого фланга. Возражения чёрных: при короле белых на b4, a4, b5, a5 успеть занять прямую ближнюю оппозицию. Только при хитром, но пассивном 1.Кре1 не надо «бежать впереди паровоза», бросаясь на ферзевый фланг – 1…Крd7. Так можно проиграть, ведь соперник «ещё не сжёг за собой мосты» и может поменять план. Правильно 1…Кре8, готовясь к любому развитию событий.

Третий план: обход и атака пешки с королевского фланга. Путь королю предстоит неблизкий. Предстоящий марш-бросок королю придётся вести не в походном режиме, а в боевых условиях: быть готовым как к отражению инициативных действий соперники, так и самому следить за возможностью захвата инициативы. Итак, идём вперёд — 1.Крg2 в обход короля соперника с его «оружием наперевес» — готовностью занять любую оппозицию.

Король чёрных должен бежать крепить границу – 1…Крf6. Он явно к ней ближе, чем король белых. От счастья (в этой партии) его отделяет один ход: если он сумеет занять оппозицию – ничья. Конечно, для этого нужна помощь соперника. Упрямое следование своему плану без оглядки на действия соперника – вот чего ждёт от своего оппонента король чёрных. После 2.Крh3 Kpf5 чёрные занимают спасительную диагональную оппозицию.

В пешечных окончаниях, как в ковбойских дуэлях, кто первый выхватит и применит по назначению своё оружие, тот и прав. Поэтому королю белых, если подвернулась такая возможность, следует первым занять прямую, пусть даже дальнюю, но оппозицию – 2.Крf2. Выглядит как топтание на месте, в то время как король соперника вторгается на чужую территорию – 2…Крf5. Но всё надо проверять счётом, тем более, что инициативой владеют белые – 3.Крf3 Kpe5 4.Kpe3. Всё, наступление чёрных выдохлось: приходится отступать – 4…Крf5. А наступление белых только начинается. Где? Там, где соперник ослабил оборону – 5.Крd4 и следующий ход с4-с5. Как уже знаем, для ничьей король должен телепортироваться на с7, но этой техникой он не владеет. Белые выигрывают.

Вот так, и активность бывает излишней. Предположим, что король будет держать оборону на границе – 2…Крg6. Оценим его действия. Границу на королевском фланге он держит (или, хотя бы, создаёт видимость), но при этом он отвернулся от другой части доски. А вот это зря. Ведь у белых есть на выбор целых три плана атакующих действий. Какой-то должен сработать. Белый король идёт в противоположную сторону – 3.Кре3 Крf7 (а что делать, надо бежать обратно). Теперь у белых опять есть выбор планов. Хорошо занять оппозицию – 4.Крf3 и с боями прорываться через границу на королевском фланге. И есть полная уверенность, что белым это удастся. Другой план: пользуясь удалённостью короля соперника, прорваться на ферзевом фланге. Для этого считаем темпы. До самого дальнего приграничного поля а5 король добежит за 4 хода, начиная с 4.Крd4. Чёрный король, чтобы удержать границу, должен занять оппозицию на а7. Он же, начиная с 4…Кре7, за те же 4 хода, что сделает белый король, окажется только на линии «b». Оппозицию занимают белые и выигрывают.

Обращаем внимание на попутную ловушку для белых. По-прежнему нельзя играть на пятом ходу с4-с5: король чёрных успеет сработать тормозом, попав на d7.

Остаётся придерживаться выжидательной тактики – 2…Кре7. Позиция напоминает начальную, но с более активным положением короля белых. Поэтому им нет смысла менять план, которому чёрные ничего не могут противопоставить – 3.Крg3 Kpf7 4.Kpf3 (действуя проверенным способом, король медленно, но неумолимо приближается к границе) 4…Кре7 5.Крg4 Kpf8 6.Kpf4. Белые должны строго следить за развитием своей инициативы: атакующий приём (оппозиция) — на каждом ходу. 6…Кре7 7.Крg5 Kpf7 8.Kpf5. Белый король подошёл к границе с оппозицией – задача выполнена. 8…Кре7 9.Крg6, занимая коневую оппозицию и начиная оттеснение короля соперника уже на чужой территории. Белые выигрывают пешку d6.

№ 10

10. Ферзевый фланг чёрных неприступен. Единственный шанс белых на победу – обойти блокированные пешки через центр, прорваться через пешечную границу к пешке с6. Поход предстоит длительный. Что в это время будет делать король чёрных? Если он последует за белым королём для его торможения, то всё решит проходная пешка белых. Если защиты нет, король будет контратаковать – ведь пешка с5 находится в шаговой доступности. И как белым добраться до пешки с6, не потеряв при этом свою пешку с5?

Первым делом, прогнозируем, что короли могут оказаться по разные стороны «баррикад», определим «заколдованные» поля пешек «с». Полю b5 для чёрного короля соответствует поле d4 (и, конечно, d6) для белого короля. Эти поля и будут «заколдованными» для королей. Далее, определим маршруты королей и подсчитаем необходимые темпы. Король белых: b4(b3)-c4(c3), осторожно, поле d4 «заколдовано» — его обходим, d3-e4-e5-e6 (d6). Для перехода границы требуется шесть ходов. Король чёрных: а6, осторожно, поле b5 «заколдовано» — приходится тратить время на пешку а3, а5-а4:а3-b4, атакуя пешку с5. Всего – пять ходов. Чёрные опережают.

Для выигрыша белым как-то надо выиграть время. Идея белых заключается в изменении стартовых условий: для белых стартовую «ленточку» пододвинуть к финишу, хотя бы на один ход. Чёрных, наоборот, отодвинуть или, хотя бы, «придержать» на старте. Для борьбы за темпы применим атакующий приём – «треугольник». Король идёт вперёд – 1.Крb3, сохраняя возможность ходьбы по «треугольнику» (a4-b3-b4).

А могут ли чёрные походить по своему «треугольнику» — 1…Кра7? Опять надо считать темпы. Белые: с3-d3-e4-e5, переход через границу, — d6. Всего пять темпов. Чёрные: а6-а5-а4:а3-b4. То же пять темпов, но попасть надо было на b5. Вывод: топтаться на месте нет времени, пора идти вперёд – 1…Кра6. На что король белых с удовольствием «подставит плечо» — 2.Крb4, завершая хождение по «треугольнику» и передавая очередь хода чёрным. Приходится отступать – 2…Крb7.

По сравнению с начальной позицией король белых уже на b4: белые выиграли один темп. По темпам до финиша сравнялись (по пять), но ход белых, у них и инициатива — 3.Крс4 Кра6 4.Крd3 Кра5 5.Кре4 (белые аккуратно обошли «заколдованное» поле d4, карауля его, как чёрные караулят своё «заколдованное» поле b5)

Что дальше делать чёрным? Если продолжать идти к пешке а3 — 5…Кра4, на её взятие и нападение на пешку c5 требуется три хода. За эти же три хода белые уже побьют пешку с6. Если предварительно напасть на пешку с5 – 5…Крb5, белые легко пресекут инициативные действия чёрных контрударом – вторыми займут «заколдованное» поле соответствия 6.Крd4, ставя соперника в положение цугцванга. Дальнейшее белыми уже просчитано – 6…Кра4 7.Кре5 Кр:а3 8.Крd5 Kpb4 9.Kp:c6. Белые выигрывают.

№ 11

11. Этюд. Н.Григорьев, 1921. Ход чёрных. Прежде, определим планы белых. Хоть они и стеснены, но до пешечной границы им «рукой подать». Переход границы возможен в двух местах: 1.Если королю удастся попасть на приграничные поля – е2 и f2, то переход границы ему будет обеспечен. Здесь важную роль помощника играет пешка d3, отнимающая у короля чёрных одно из полей соответствия – е4. 2.На ферзевом фланге через поле перехода границы – а2. До него королю пять ходов. Чтобы отбить здесь атаку белых, король должен попасть на b4, ход в ход, то же за пять ходов.

Но сейчас ход чёрных, они должны реагировать на непосредственную угрозу соперника (занятие второй горизонтали), держа в голове угрозу прорыва на ферзевом фланге. Надо подставлять корпус: или 1…Кре3, или 1…Крf3. Проблема чёрных в том, что они вынуждены играть в «двойную игру», держать оборону на двух флангах. Соответственно, белые тоже играют в «двойную игру», атакуя на двух флангах. Чёрным не нужен просто профилактический ход, заранее защищающий от угрозы. В пешечных окончаниях игра носит темповой характер, на нападение надо отвечать защитой – темп в темп, лишний темп у кого-то может иметь катастрофические последствия.

Поэтому выбираем ход-кандидат и считаем темпы. Первый – 1…Кре3, естественный ход, занимающий прямую ближнюю оппозицию. У белых есть ход в духе «двойной игры» — 2.Крd1: король идёт на один фланг, сохраняя угрозу на другом фланге. У чёрных подобного хода нет: при любом ходе белый король идёт в противоположную сторону с решающим прорывом через границу. Белые выигрывают.

Второй – 1…Крf3, занимая коневую оппозицию. Далее 2.Крd1 Кре3 3.Крс1 Крd4 4.Kpb1 Kpc5 5.Kpa2 Kpb4 король чёрных успел занять оборону на ферзевом фланге темп в темп. Король белых прорвать границу не может. Ничья.

Выводы:

1.Занятие прямой оппозиции не выгодно, если у соперника есть запасной темп, с помощью которого он может передать свою очередь хода, вынуждая уступку прямой оппозиции.

2. Если у соперника есть запасной темп выгодно ему предложить его потратить. Для этого надо занять не прямую, а коневую оппозицию (М.Дворецкий называет такой приём – занятие «антиоппозиции»).

В данном случае такую оппозицию справедливо рассматривать как инициативный ход с целью ограничения подвижности соперника. После того, как запасной темп потрачен, делается прямая оппозиция.

№ 12

12. Грубер – Шаркози. Будапешт, 1926. Куда отступать королю белых – на d1 или с1? Если здесь применить 2-е исключение из правила 2+2, то надо отступать на c1, как и сыграли белые – 1.Крc1 Kpd3 2.Kpd1 (белые действуют, «как по писаному») 2…с2+ 3.Крс1 Крс3. А вот это уже неожиданность для белых. При проведении одинокой пешки в такой ситуации фиксируется пат. Но здесь у белых, как некстати, есть ход – 4.а3 и после 4…Крb3 теряется вторая пешка. Чёрные выиграли.

Почему белые проиграли? Они забыли, что запасные темпы, если они есть, нужны для передачи очереди хода. Причём, как видно из этой партии, бывает случаи, когда не важно, кто этот темп использует.

Проверяем второй ход-кандидат – 1.Крd1, предлагая сопернику занять прямую оппозицию -1…Крd3. По правилу 2+2 этого хватило бы для победы, если бы не пешки «а». 2.Крс1 с2 (если 2…а3, то 3.Крd1 и по правилу 2+2 – ничья). Теперь белые используют запасной темп – 3.а3 уже к своей выгоде, передавая очередь хода чёрным. Единственный ход, чтобы не потерять пешку с2 — 3…Крс3. А это пат.

№ 13

13. Этюд. Э.ван дер Хейден, 2002. У белых лишняя пешка. Но король чёрных уже готов атаковать пешки белых. Кто их защитит? Свой король занят — он «припёрт к забору» королём чёрных. Что ж, получается, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Есть ли у белых идея для игры на выигрыш? Две пешки против одной могут провести прорыв, при котором жертва одной пешки обеспечит другой пешке беспрепятственный проход в ферзи. Но пешечный прорыв, как и любой комбинационный приём с жертвой материала, оружие обоюдоострое и требует точного расчёта вариантов по темпам.

Прежде необходимо определить — какую пешку жертвовать, а какую проводить в ферзи. Легко заметить, что не выгодно жертвовать пешку g4: после взятия чёрная пешка выиграет один темп, сделав шах по ходу своего продвижения. Проверяем жертву другой пешки – 1.е5 fe. Белой пешке до поля превращения 4 темпа, чёрной пешке – тоже 4 темпа: ферзи появляются одновременно. Будет ход белых, но пригодных для результативной атаки тактических слабостей у чёрных нет, их король на свободе. Раз атаковать нечего — ничья. Вывод: прорыв преждевременен, прежде всего, потому, что король чёрных занимает оптимальную позицию.

А что будет при изменении позиции короля чёрных? Проверяем. На линии «е» он будет мешать своей пешке; на линии «g» попадёт под шах ферзя белых; на f3 — открывается проход белого короля к полю превращения пешке чёрных, а он в квадрате проходной пешки «е» чёрных; на f1 – позиция короля на краю доски в окружении фигур чревата матовыми неприятностями. Вывод: королю чёрных не выгодно делать никакой ход. На этом может быть основана Идея: белым надо вытолкнуть короля чёрных с идеальной позиции. Как? Передать ему очередь хода, поставив его в положение цугцванга.

А есть ли у белых запасной темп? Идейный ход только 1.Крh1 (1.Крh3 Kpf3), контролируя бровку для возможного прорыва к чёрной пешке. Проверим такую возможность, если король чёрных пойдёт 1…Крf3 2.е5 fe 3.g5 e4. Пора идти к пешке — 4.Крg1 е3 5.Крf1, задерживая чёрную пешку. Белая же пешка беспрепятственно проходит в ферзи. Белые выигрывают.

Проверим попытку короля чёрных «стоять на месте» – 1…Крf1, продолжая перекрывать королю белых 1-ю линию. Далее, считаем прорыв и гонки пешек – 2.е5 fe 3.g5 e4 4.g6 e3 5.g7 e2 6.g8Ф е1Ф. Пешки превратились одновременно, но чёрных это мало радует – их король залез в ловушку. Как это обычно бывает – одно лечим, другое калечим. А результат – 7.Фg2X.

№ 14

14. Этюд. О.Перваков, 2000. Кто устоит перед искушением взять проходную пешку – 1.Кр:f5? Тот, кто выработал у себя полезную привычку заглядывать в будущее, пусть даже не далёкое — хотя бы на несколько ходов. Что увидит такой взгляд: пешка чёрных превращается с шахом (из-за короля именно на f5), а белая пешка остановится на d7. Чёрные выигрывают.

Но ведь пешку f5 задерживать надо. Неужели играть Кре5 или Крg5? В шахматах (впрочем, как и в жизни) непонятная странность это признак или глупости, или, наоборот, гениальности. Всё надо проверять, как говорят учёные, эмпирически. Тем более что свои козыри у белых тоже есть: проходную «d» трудно задержать.

Первым проверяем внешне более активный ход – 1.Кре5. Далее пешечные гонки – 1…b5 2.d4 b4 3.d5 b3 4.d6 b2 5.d7 b1Ф 6.d8Ф. Достижение белых – ферзи появились одновременно. Но преимущество во времени у чёрных: их ферзь при поддержке оставшейся невредимой пешки начинает атаку на короля – 6…Фе4+. Цель, конечно, не мат, а попытка с помощью шахов переформатировать одиночные мишени (короля и ферзя) в одну двойную ферзевую мишень (4 вид). Для какого тактического удара? Если король впереди, ферзь сзади, то под сквозное нападение. Теперь смотрим, куда отойдёт король. Если 7.Крd6, то получается двойная мишень по линии «d» — после 7…Фd4+ и размена ферзей пешка «f» проходит в ферзи. А после 7.Крf6 образуется двойная мишень по горизонтали h4-d8. Следует 7…Фh4+ и ферзь белых бьётся вообще бесплатно. Вывод: после 1.Кре5 чёрные выигрывают.

Остаётся 1.Крg5. Король как будто потерял интерес к игре и отошёл в сторону. Могут ли чёрные, пользуясь кажущейся отстранённостью оппонента, наоборот, проявить интерес к белой пешке – 1…Крb4? Король встал на пути своей пешке, что приведёт к потере времени при освобождении дороги. Это обстоятельство оправдывает потерю белыми своего времени на ценное приобретение — 2.Кр:f5. Всё решит, как всегда, подсчёт темпов. 2…Kpc3 3.Кре5 b5 4.d4 и пешки превращаются одновременно, но теперь ферзь чёрных один, без помощи пешки, будет не опасен. Если взять пешку – 3…Кр:d3, то король белых после 4.Крd5 Kpc3 5.Kpc5 прорвётся к чёрной пешке. Ничья. Первый позитив для белых.

Конечно, чёрные не обязаны отвлекаться на посторонние идеи, а будут начинать движение пешки – 1…b5 2.d4 (побежали!) 2…b4 3.d5. Выясняется, что пешки превращаются одновременно, но удалённость короля белых – к их выгоде: чёрным никак не удастся наладить взаимодействие ферзя со своей пешкой. Если же король чёрных попытается задержать белую пешку – 3…Крb5 4.d6 Kpc6, у него это получится. Но у короля белых тоже получится разобраться с чёрными пешками – 5.Кр:f5 Kp:d6 6.Kpe4. Ничья.

№ 15

15. Этюд. Селезнёв. Король белых чуть ближе к пешкам, но его поход к пешке а7 – 1.Крc4 после 1…а6 быстро заканчивается. Придётся искать другую идею. При пешках на любых других вертикалях (не крайних) оценка позиции была бы однозначна: лишняя пешка и король на территории соперника — чёрные легко выигрывали. Крайняя пешка у соперника даёт белым шанс. Если бы удалость избавиться от пешки на линии «b», то была бы ничья. Эта идея и позволяет определить первый ход – 1.а5. Бить на а5 нельзя – «битая» ничья. Допускать размен на b6 тоже не выход: по правилу 2+2 ничья.

Единственный шанс для игры на выигрыш заключается в сохранении обеих пешек – 1…b5. Если чёрные успеют подкрепить эту пешку – 2…а6, то они выиграют. Но очередь хода белых, они делают то, что выгодно им – 2.а6, разрывая взаимосвязь чёрных пешек. Грозит 3.Крb4 и 4.Кр:b5. Король чёрных вынужден спешить на выручку (в данном случае это не денежный термин, а спасательный) – 2…Крd5 3.Крb4 Kpc6 и успевает вовремя. Теперь в его плане подойти и уничтожить пешку а6. На что надеются белые, делая ход 4.Кра5? «В тесноте, да не в обиде», — подумал король, защищая свою пешку и продолжая угрожать чёрной пешке. А что делать королю чёрных? Защита пешки b5 – 4…Крс5 ведёт к пату. Ничья.

№ 16

16. Можно ли сходу сказать, что белые здесь выигрывают? Да, однозначно. На чём основано это категоричное утверждение, ведь чёрные заняли оппозицию?

Первое. Король белых находится на территории соперника. Из правила перехода границы (ППГ) известно, что если король белых перешёл пешечную границу, то он выиграет пешку чёрных. Но есть исключение. Пока король белых находится далеко от пешек (между ними три вертикали) у чёрных мог бы быть шанс сделать ничью. Для этого надо не пустить короля белых ближе к пешкам, жёстко поставив корпус — заняв оппозицию на поле е7. А это невозможно.

Второе. После взятия королём белых пешки с5 король чёрных займёт оппозицию на поле с7. Из правила 2+2 известно, что белые не смогут провести пешку с5 в ферзи. Но в данной позиции это правило не действует, так как у белых есть ещё одна пешка.

Третье. Наличие второй пешки обеспечит белым запасной темп, необходимый для передачи очереди хода, при проведении впереди идущей пешки в ферзи.

Переходим к практической реализации. Прежде всего, белым необходимо перехватить инициативу – самим занять оппозицию. Самостоятельно король сделать это не может – нужна помощь пешки. Для этого находим поле, атакованное пешкой – d5. Ему соответствует, для занятия прямой ближней оппозиции, поле f5. Туда король и идёт – 1.Kpf6 Kpd5 2.Kpf5. Король ответить симметрично не может и теряет оппозицию. Материальное преимущество + инициатива = достаточные условия для выигрыша.

№ 17

17. Этюд. М.Зинар. 1985. У чёрных лишняя пешка, но между королём и пешками образовался значительный разрыв. Король белых, как и предписывает военная наука, перерезал коммуникации. Более активный король даёт белым шанс побороться за ничью. Первоочередная проблема для белых это проходная пешка b6. Стратегический план белых – взять пешку b6, после того, как король чёрных возьмет белую пешку – успеть занять прямую оппозицию на е4. Дело за его тактическим воплощением.

К пешке b6 ведут два пути: d5-с6 и с4-b5. Ход 1.Крd5 выглядит логичным: король двигается одновременно к двум пешкам. Чёрным стоит больше беспокоится о пешке е7, ведь белой пешке до превращения осталось только два темпа. Поэтому не теряя времени – 1…b5 и считаем темпы – 2.Крс6 b4 3.Kpd7 b3 4.Kp:e7 b2 5.Kpf7 b1Ф и чёрные выигрывают. Раз наступательная игра не проходит надо продолжать выполнение основного оборонительного плана – 2.Крс5 Крd3 3.Kp:b5 Kpd4. Белые выполнили половину своего плана, пора переходить ко второй части, но король чёрных успел поставить корпус и не пускает оппонента к полю е4. Остаётся идти к пешкам – 4.Крс6, но и здесь белые терпят фиаско (или как говорят в молодёжной среде – «облом») 4…Кре5 6.Крd7 Kpf6. Знакомая позиция: белые в цугцванге – чёрные выигрывают. Вывод: не всегда выгодно гнаться за двумя «зайцами».

Проверяем второй путь к пешке b5 – 1.Крс4. Этот ход больше соответствует духу «двойной игры»: помимо движения к пешке король жестко ставит корпус своему оппоненту, препятствуя его поступательному движению. Опять считаем темпы – 1…Крd2 (топтание короля на месте это достижение белых) 2.Крb5 Kpe3. Еще не поздно проиграть, взяв пешку – 3.Кр:b6, после 3…Крd4 опять получается уже рассмотренная выгодная чёрным ситуация. А что тогда делать? А есть же вторая мишень – пешка е7, и это «наш последний и решительный бой». Считаем темпы – 3.Крс6 b5, бить пешку по-прежнему нельзя, 4.Крd7 b4 5.Kp:e7 b3 6.Kpf7 b2 7.e7 b1Ф 8.е8Ф. Ферзи превратились одновременно. Ничья.

№ 18

18. Этюд. Фарни. При ходе белых они используют тактическую слабость 5-го вида – неудачное расположение короля и пешки с5 под пешечную вилку – 1.b4+. Пешке идти под два удара при поддержке одной фигуры означает совершить комбинационный подвиг. Но при условии, если у жертвы есть идея. После 1…cb 2.Kpb3 выясняется, что чёрные в цугцванге и вынуждены вернуть пешку – 2…Кра6 3.Кр:b4. Получается, что белые провели разменную комбинацию. В конечной позиции – «битая» ничья (см. правило 2+2).

При ходе чёрных ни в коем случае нельзя двигать никакую пешку. В пешечных окончаниях необходимо придерживаться «правила заботливого короля» — вести пешку за собой, а не толкать её впереди себя.

В первую очередь надо провести профилактику – избавиться от двойной пешечной мишени и начать выполнение атакующего плана – 1…Крb6. Какого? Прежде всего, обеспечить королю, как говорят военные, оперативный простор. Для этого обойти пешки с левого фланга, подойти к границе. Встретив там сопротивление короля соперника (он займёт оппозицию), перехватить у него инициативу, передав ему очередь хода (используя численное пешечное превосходство), перейти границу, атаковать и выиграть пешку b3. Правильно составленный план – половина победы в «кармане».

Проверяем его тактическое исполнение – 2.Крb2 Kpc6 3.Kpc3 Kpd5 4.Kpd3. Король белых успел занять прямую ближнюю оппозицию. Пора передавать ему очередь хода – 4…b4 5.Крc2. Король белых ставить ловушку: на торопливое 5…Крd4 белые снова займут оппозицию – 6.Крd2. Поэтому для поступательного продвижения вперёд чёрные использую специально предназначенный для этого атакующий приём – диагональную оппозицию 5…Кре4 и на 6.Крd2 – 6…Крd4, занимая прямую оппозицию и прочно захватывая инициативу. 7.Крс2. Для оттеснения короля от объекта (пешки) тоже используется специальный атакующий приём – коневая оппозиция 7…Кре3 8.Крb2 Kpd2 (важно не приостанавливать инициативную игру) 9.Kpb1 Kpc3 10.Kpa2 Kpc2 11.Kpa1 Kp:b3 и чёрные выигрывают.

№ 19

19. Что необходимо сделать белым для выигрыша? Очевидно, что выиграть чёрную пешку король белых не сможет. Остаётся возможность её разменять и получить выигранную позицию с одной пешкой. В момент размена пешек на поле g6 для выигрыша (правило 2+2 — 2-е исключение) короли должны стоять в оппозиции, что означает – оппозицию заняли белые. Такова идея игры на выигрыш.

Сама игра состоит из нескольких последовательных этапов. Первый. Поставить короля на h6 и напасть на пешку чёрных, заставив короля занять пассивную защитную позицию на g8 и h8.

Король начинает оттеснять своего оппонента – 1.Крg5 Kpg7. Король чёрных «путается под ногами», надо поставить его в положение цугцванга, передав ему очередь хода – 2.h4. Одновременно начинается второй этап – надвижение белых пешек. Король чёрных вынужден потерять оппозицию, например, 2…Крg8 (или 2…Крh8). Играя 3.Крh6 король завершает выполнение первого этапа плана белых. 3…Крh8.

Белые продолжают выполнение второго этапа, надвигая пешки — 4.h5 Kpg8. Теперь марш-бросок предстоит пешке «g». Есть ли разница — на сколько полей идти пешке? По правилу 2+2 — 2-е исключение, на g6 ей надо попасть при короле на h8. Считаем темпы: g4-h8, g5-g8 и g6 – при короле на g8. Темп движения неправильный. Поэтому начинать надо с хода 5.g3 и далее 5…Крh8 6.g4 Kpg8 7.g5 Kph8 8.g6, а это то, что надо. Третий этап – проведение пешки – уже не должен вызывать трудностей. Белые выигрывают.

№ 20

20. Шаркози –Циннер. Будапешт, 1925.

Пешечные окончания хоть так и называются, но главные действующие лица, от которых всё зависит, это короли. Важно помнить, что суть пешечных окончаний это не борьба пешек против короля (хотя и так бывает), а противоборство королей. А пешки используются в качестве инструмента в борьбе королей за гегемонию на шахматной доске.

Вот и в данной позиции, прежде чем бросать в бой пешки король должен сам занять наиболее выгодную позицию. План белых. При помощи пешек, ставя короля чёрных в положение цугцванга, оттеснить его на край доски. Напасть на пешку g7, превратив её в равновесную слабость (3 вид). Так как выиграть её не удастся, дополнительным пешечным нападением вынудить её размен. При этом следя за соблюдением выполнения правила 2+2. Провести оставшуюся пешку в ферзи.

Теперь осталось только играть по плану – 1.Kpg4 Kpf6 2.h4 (всегда полезно иметь превосходство в силе) 2. …Kpg6 3.h5+Kph6 (король упорствует) 4.Kph4 (если есть возможность передать очередь хода сопернику ходом короля, это выгоднее, чем тратить драгоценный запасной ход пешкой) 4. …Kph7 5.Kpg5 Kpg8 6.Kpg6 Kph8 7.h6 (дополнительное нападение на равновесную слабость) 7. …Kpg8 (король хитрит, надеется на пат) 8.g4 и белые выигрывают. Например, 8…Крh8 9.Kph5 Kph7 10.hg Kp:g7 11.Kpg5 и т.д.

№ 21

21. Этюд. Н.Григорьев, 1933.

У белых лишняя пешка, она же – отдалённая проходная пешка. Для чёрных она тактическая слабость 6-го вида, их король обязан находиться в её квадрате. В качестве компенсации у чёрных позиционное преимущество – их король активнее оппонента. У белых тоже есть тактическая слабость: пешка с3 – равновесная слабость (3 вид). Вот только взять её король чёрных не может – ведь он хранитель ключевых полей пешки b4. Тем не менее, резонно утверждать, что чёрные имеют преимущество сражающихся королей (см. раздел «стратегия»).

Наличие такого преимущества обязывает чёрных играть инициативно, конечно, если для этого есть сила, а у соперника — слабость. Здесь всё это присутствует, поэтому необходимо оценить последствия инициативной игры чёрных – добавление нападения d5-d4 на равновесную слабость с3. После взятия белыми cd, если король чёрных возьмёт какую-то из белых пешек с занятием прямой оппозиции при короле белых на b2 или d2, то будет ничья. В противном случае, при короле белых на с2, он прорвётся к одной из своих пешек. Вывод: при ходе d5-d4 король белых должен стоять на с2; до этого момента он должен его избегать (с2 – заколдованное поле).

Всё вышесказанное относится к противодействию белых инициативе чёрных. Но ведь как сильнейшая сторона, имеющая материальное преимущество, белые предполагают играть на выигрыш. Что для этого требуется? То, что обычно требуется при материальном преимуществе — владеть инициативой. Поэтому первостепенная задача белых – захватить инициативу. Для этого им предстоит оттеснить короля чёрных и захватить для начала поле d3. Как это сделать? Как обычно, передать сопернику очередь хода, поставив того в положение цугцванга. Так как запасных пешечных темпов нет, король должен всё сделать сам (так и слышится ворчливое – «всё сам, всё сам…») при помощи своего запасного темпа.

Выигрыш темпа, как уже рассматривалось ранее, достигается при королевском блуждании по «треугольнику» — 1.Крс1. Пешку бить нельзя, а на 1…d5 король идёт – куда? – см.выше – 2.Крс2. 1. …Крb5 2.Kpc2 (теперь сюда можно – хода пешкой на d4 нет) 2. …Крс4 3.Kpd2. Поход по «треугольнику» закончился, получилась начальная позиция с ходом уже чёрных. Им приходится тратить запасной пешечный темп – 3. …d6. А белые опять отправляются по уже проторенному треугольному маршруту – 4.Крd1 (небольшое отклонение от маршрута ничего не меняет). Цель та же – загнать соперника в положение цугцванга. 4. …Kpb5 5.Kpc2 Kpc4 6.Kpd2 (второй «круг почёта» завершён) 6. …d5. Пешка заняло своё место, король белых спешит на своё – 7.Крс2. Теперь на 7…Крb5 король белых перехватывает инициативу – 8.Крd3. Проверяем последнее возможное проявление инициативы – 7. …d4 8.cd Kp:d4 (при 8…Кр:b4 игра аналогична) 9.Kpb3 Kpd5 10.Kpa4 Kpc6 11.Кра5 Kpb7. Король чёрных не успевает занять оппозицию, её занимает король белых – 12.Kpb5. Белые выигрывают.

№ 22

22 Этюд. А.Давранян. 2003.

У чёрных лишняя проходная пешка. Есть ли у белых шансы на ничью и в чём они заключаются? Король чёрных слишком далеко от пешки f7 и не может оказать ей поддержку. Достаточное ли это основание утверждать, что король белых, уничтожив эту пешку, добьётся ничьей? Нет, ведь есть ещё пешки по линии «h». Посчитаем темпы. До ключевого поля f6 пешки f7 королю белых – 4 темпа. За эти же 4 темпа король чёрных захватит ключ g3 к пешке h3. На взятие на f7 чёрные сначала обезопасят свою пешку, продвинув её до h4 под защиту короля, затем возьмут пешку h3 и проведут проходную в ферзи.

Вывод уже знаком – белых спасёт только «двойная игра». Король должен идти атаковать не только пешку f7, а прежде всего короля чёрных. Его задача: успеть провести против оппонента силовой, почти хоккейный, приём – жёстко подставить ему свой корпус («торможение корпусом») и не пустить его как к белой пешке «h», так и на соединение со своей пешкой «f». Поэтому король белых идёт «в разрез» между королём чёрных и пешкой f7 – 1.Kpc5 Kpd1 (его путь — к пешке h3) 2.Kpd4. Выгодно не просто блокировать оппонента, но и подавить его активность. Ведь и у короля чёрных тоже есть возможность «двойной игры» — атака чужой пешки и поддержка своей.

Проверим попытку короля чёрных перехватить инициативу, заняв прямую оппозицию – 2…Крd2. Король не сделал шаг вперёд к белой пешке, поэтому королю белых логично попытаться опередить оппонента на один темп и первым добежать до пешки чёрных – 3.Кре5 Кре3 4.Kpf6 Kpf4 5.Kp:f7 h5 (эту пешку надо спасти). Не удалость ли чёрным перехитрить соперника? Ведь плестись королю белых в хвосте чёрной пешки всё рано, что бежать за паровозом: согреться можно, догнать — нет. Надо помнить, что на любой приём — есть контрприём, на любое действие есть противодействие, «на всякого мудреца довольно простоты».

Представим картинку будущего (надо нарабатывать навыки ясновидения). Король чёрных взял белую пешку «h», чёрная пешка пошла в ферзи. Где должен быть король белых, чтобы сделать ничью? Идеальный вариант – в углу h1, но достаточно и слоновой вертикали, на полях f1 или f2. Задача ясна, в путь, но только так, чтобы не уткнуться в поставленный корпус оппонента, т.е. в обход – 6.Кре6. Здесь надо вспомнить золотое правило шахматной геометрии: прямая и ломаная линии равны. 6…h4 7.Kpd5 Kpg3 8.Kpe4 Kp:h3 9.Kpf3. Цель достигнута – ничья.

Вернёмся к основному плану чёрных – походу за белой пешкой «h» — 2. …Кре2. Король чёрных должен выдвигаться на горизонталь выше, иначе его придавят к краю доски. 3.Кре4. Белые занимают прямую ближнюю(!), это важно, оппозицию. 3. …Kpf2 4.Kpf4 Kpg2 5.Kpg4 Kph2. Белая пешка стала равновесной слабостью (3 вид). По «правилу ежика» (см.раздел «стратегия) — от слабостей желательно избавляться – 6.h4. Что делать чёрным? Осталось только выжидать ошибки белых и топтаться на месте – 6. …Крg2 7.h5 Kph2. Королю белых нет смысла менять линию поведения, которая уже дала положительный результат – король чёрных не может увеличить свою активность. Поэтому он действует по принципу: стабильность – признак мастерства – 8.Kph4, продолжая занимать оппозицию. Попытка пешки «f» прорваться – 8. …f5 закончится провалом: у белого короля нет ходов – пат.

На всякий случай проверим, насколько жёстко король белых должен был ставить корпус своему оппоненту. Возможен ли более мягкий вариант — 2.Крd5? Проверяем, 2…Kpe1 3.Kpe5. Белые занимают прямую дальнюю(!), в отличие от основного варианта, оппозицию. 3…Kpf1 4.Kpf5 Kpg1. Из-за пешки h6 король белых не может держать прямую дальнюю оппозицию, он вынужден идти на сближение с королём чёрных, так как пешка h3 будет нуждаться в его поддержке — 5.Kpg4. И теперь король чёрных занимает прямую ближнюю оппозицию – 5…Kpg2. Белые пытаются передать очередь хода запасным пешечным темпом — 6.h4, но король чёрных не даёт оппоненту никакого шанса на перехват инициативы – 6…Kph2 (поле h4 для короля, увы, занято) 7.h5 Kpg2 8.Kph4 Kpf3 (или 8.Крf4 Kph3), начиная операцию по оттеснению короля белых от пешки h5. Чёрные выигрывают. Таким образом, ещё не поздно было белым всё испортить.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий