Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Этюд. Тимман, 2012.

Ход белых

У чёрных солидное материальное преимущество – лишняя фигура всего лишь за пешку. Но вот если посмотреть на ситуацию с позиционной точки зрения, то оценка уже в пользу белых, их фигуры предельно собраны и готовы к бою. Король белых нападает на единственную пешку чёрных – тормоз второй потенциальной проходной пешки белых, принуждая фигуры к её защите. Далеко продвинутая проходная пешка белых (6 вид) готова стартовать к своему светлому будущему. Её порыв готова поддержать ладья. Как контраст, фигуры чёрных к бою не готовы. Их ладья и слон, увлёкшись избыточной защитой пешки, заняли крайне пассивную и, следовательно, не выгодную позицию. Король чёрных вообще самоустранился от реальной борьбы.

Тем не менее, такое оцепенение с потерей активности у чёрных фигур явление временное, поэтому белые должны поторопиться с захватом инициативы — 1.d6 Сd8. Что делать дальше? Во-первых, желательно продолжить инициативную игру. Во-вторых, для перехода от инициативной игры к атакующим действиям необходимо выявить у чёрных новые слабости. В-третьих, атакующие действия будут эффективны, если сопернику не удастся активировать свою силу, необходимо продолжать ограничение подвижности чёрных фигур.

Практически полностью противоречит приведённым требованиям ход – 2.d7 Кре3 3.Лс4, всё-таки обнаружив двойную ладейную мишень на 8-й линии с ключом на поле с8. Вяловато текущие действия белых побудят чёрных к поиску контригры – 3…Ла8+ 4.Крb7 Ла4, намереваясь побить пешку b4, а за белую пешку отдать слона с ничьёй.

При развитии инициативы ни на один ход нельзя давать сопернику передышку: ход – шах, ход – нападение с угрозой выгодного взятия, ход – создание новой слабости и т.п. Вот в таком алгоритме должны действовать белые. В данный момент у белых есть два инициативных хода – 2.Лf4+ (1.Лd3+ не имеет смысла) и 2.Кра7. Чем может быть полезен простой шах? На поле d4 ладья исчерпала возможности проявления своей силы – ей срочно нужна активация. Шах обеспечивает форсированный перевод ладьи на 8-ю линию для нападения на двойную ладейную слабость. С точки зрения алгоритма действий – всё правильно, но с точки зрения противоборства с соперником это потенциальная ошибка. Любые действия силы атаки в обязательном порядке надо соизмерять с возможностями силы защиты. В варианте 2.Лf4+Кре3 3.Лf8 белые создают противостояние ладей. Кому оно опасно? Обеим сторонам. Поэтому чёрные тоже могут проявить свою силу в направлении слабости соперника – беззащитной ладьи f8 и применить активную защиту, сделав к тому же двойное нападение – 3…Сс7.

А чём смысл простого нападения на ладью – 2.Кра7 кроме продолжения инициативных действий? Первое, белые препятствуют контригре чёрных, начинавшейся с шаха Ла8+. Второе, ладья вынуждена встать на белое поле – 2…Лс8, теперь слон уже не сможет защитить ладью. Третье, пешка b6 становится равновесной слабостью (3 вид). Белые теперь могут спокойно перевести ладью – 3.Лf4+Kpe3 4.Лf8, создавая сопернику новые тактические слабости – противостояние ладей (4 вид) в более опасной для чёрных форме: теперь связанному слону развязаться без потери ладьи будет весьма проблематично. Да и самому слону нелегко – он равновесная слабость (3 вид). А пока чёрные пытаются избавиться хотя бы от одной своей слабости – 4…b5.

Игра белых проста – нападай да нападай: у чёрных есть двойная проблема – слон d8 имеет двойной статус (защитник + слабость), следовательно, для белых он уязвимая мишень (УМ). Атакующее действие против него, как равновесной слабости, будет заключаться в нейтрализации защитника. Каким приёмом? Простым нападением на защитника равновесной слабости – 5.Крb7. Спасти обе свои фигуры чёрные не в состоянии – белые выигрывают?!.

Последнее утверждение справедливо исходя из обычной фигуроцентричной логики, в которой материал – превыше всего. Но ведь фигуры это всего лишь инструмент в «Большой Игре». Поэтому, с некоторой натяжкой, можно утверждать, что судьба каждой отдельной фигуры – ничто, общий итог командной игры – всё. Иначе как объяснить следующий «сумасшедший» ход чёрных – 5…Сс7!!. Чёрные всё равно делают намеченное двойное нападение – на ладью и пешку. Но ведь этим ходом они создают белым максимальные удобства для взятия любой фигуры, всего таких взятий три. Проверяем их по очереди. 1.Взятие пешкой 6.dc после 6…Л:f8 7.c8Ф Л:с8 8.Kp:c8 приводит к выигранному для чёрных пешечному окончанию – 8…Крd4 9.Kpc7 Kpc4 10.Kpb6 Kp:b4 и т.д. 2.Взятие ладьёй 6.Л:с8 после 6…С:d6 и неизбежного С:b4 приводит к ничьей 7.Ле8+Крf3 8.Kpc6 C:b4 9.Kp:b5 получается теоретически ничейная позиция. 3.Взятие королем 6.Кр:с8 также приводит к окончанию ладья против слона. Фантастика, но при всех взятиях белые не выигрывают!

А есть ли вообще здесь у белых выигрыш? Попробуем представить условия, при соблюдении которых белые могут выиграть. Несомненно, белым надо сохранить свои пешки, хотя бы одну. Данное условие соблюдается только при взятии слона — dc, иначе он будет угрожать белым пешкам. Это взятие уже было рассмотрено: результат неутешительный для белых – в пешечном окончании им не хватило одного темпа, король чёрных оказался ближе к пешкам, чем король белых. Если белым удастся выиграть темп, то результат будет противоположным. Как это сделать? В атакующих действиях белых понятна роль белых пешек, короля – охранника этих пешек, неужели ладье отведена роль просто пассивной мишени? Мишени – да, но весьма активной: играя 6.Лf3+!! белые вынуждают короля отступить на один темп дальше от пешек «b» — 6…Кр:f3. Удивительно, белые не бьют ни одну фигуру чёрных, а отдают последнюю свою. И это единственный путь к выигрышу!

Дальнейшая игра аналогична рассмотренному ранее варианту, но с потерянным чёрным королём темпом. 7.dc Лf8 8.с8Ф Л:с8 9.Кр:с8 Кре4 10.Крс7 Крd5 11.Kpb6 Kpc4 12.Kpa5 и белые выигрывают.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий