№ 1 Ход чёрных.
1.Kranki – Lange. Germany. 1940.
Король чёрных успешно преодолел пешечную границу. Тем самым чёрные выполнили первую часть необходимого для игры на выигрыш плана. Теперь они должны приступить к выполнению второй части плана – непосредственному противоборству с королём белых за доступ к самой уязвимой пешке b3. А единоборство это слишком серьёзное дело, чтобы подходить к нему легкомысленно. Борьба королей за пешку b3 будет один на один, т.е. с точки зрения соотношения сил будет равной. Это отличает их борьбу за пешку с4 (без пешки b3): королю чёрных поможет своя пешка с5, отнимая поле d4 у короля белых. Соотношение сил было бы – 1:2, что позволило бы королю чёрных выиграть пешку с4. В случае пешки b3 при численном равенстве сил на первый план выходит позиционная составляющая оценки позиции, а именно, активность королей и возможность более активного короля начать инициативную игру с помощью главного королевского оружия — занятия оппозиции.
Предположим, чёрные беспечны и делают «естественный» ход по направлению к пешке b3 – 1…Kpf3. Белые в ответ занимают прямую оппозицию – 2.Крd3 и на 2…Крf4 переходят к диагональной оппозиции — 3.Крd2. Белые захватили инициативу и уступать её не намерены – 3…Кре4 4.Кре2 Крd4 5.Kpd2. Прорыв короля чёрных к пешке b3 не удался – ничья.
Чёрным требуется собранность и немедленный захват инициативы – 1. …Крg2, занимая прямую дальнюю оппозицию. Но что им делать, если король белых просто «стоит на месте», например, 2.Крс1? Король чёрных, конечно, должен двигаться вперёд, переводя дальнюю оппозицию в ближнюю, но делать это так, чтобы сохранить инициативу. Поэтому единственный поступательный ход чёрных, не передающий оппозицию сопернику, это 2…Крf3 и если 3.Крd2, то уже 3…Крf2, занимая прямую ближнюю оппозицию.
В партии белые пошли – 2.Крс3, что не меняет сути игры чёрных – 2. …Крf1. Король белых пытается блокировать оппонента на 1-й линии – 3.Крd3, но эта идея не поможет: после 3. …Кре1 король будет двигаться до поля b1, где у белых не будет возможности занять оппозицию на поле b3. Перекрыть дорогу – 4.Крс2 можно, но только временно: в ближнем бою владеющий инициативой добивается своей цели безусловно – 4…Кре2 5.Крс3 Крd1 (оттеснение с помощью коневой оппозиции) 6.Крb2 Kpd2 7.Kpb1 Kpc3 8.Kpa2 Kpc2 9.Kpa3 Kpb1. У короля белых нет ходов, но это не пат – есть проигрывающий ход пешкой.
В партии король белых «рванул на себе рубаху» и бросился в контратаку – 4.Кре4. Любое повышение активности фигур соперника, тем более, такое взрывное, как контратака, требует от соперника повышенной бдительности и такого же взрывного повышения активности своих фигур (здесь – фигуры). Поэтому только – 4. …Крd2 (время оппозиций прошло, пошла игра «кто вперёд») 5.Крd5 Kpc3 6.Kpc6 Kp:b3. Белые опережают, чёрные пытаются схитрить – 7.Крb5, но ситуация слишком простая, чтобы белым ошибиться. После выжидательного — 7. …Крс3 пешку бить приходится – 8.Кр:b6.
Кульминационный момент. Ввязываясь в рукопашный бой, трудно оставаться хладнокровным. Тем не менее, идти на прямой обмен ударами не выгодно – можно пропустить довольно болезненный. Преимущество во времени позволяет разнообразить боевой потенциал – сочетать атакующие действия с защитными. Вот и здесь чёрные делают защитный ход – 8. …Крb4. При слабом контрударе (ответное нападение на такую же фигуру) соперника чёрные применили один из способов противодействия – свою пешку защищаем, чужую бьём. Например, 9.Кра6 Кр:а4 или 9.Крс6 Кр:с4. Белые сдались.
№ 2 Ход белых.
2. Hort – R.Byrne. Bugojno. 1978.
Белые напали на самую уязвимую пешку чёрных g6 – равновесную слабость (3 вид). В борьбе за неё с королём соперника помощи ждать не приходится, надо рассчитывать только на свою силу. Есть ли у короля возможность оттеснить оппонента от пешки g6? Есть шанс при условии прорыва в тыл пешки и захвата инициативы – занятия оппозиции.
Так как поход короля намечается дальним, чтобы мишень не убежала, её полезно зафиксировать – 1.f4. Не опасаясь занятия оппозиции чёрными – 1. …Крg7, так как есть возможность передачи очереди хода сопернику с помощью запасного темпа (всё-таки есть помощь королю) – 2.h3 (темпы надо экономить – могут пригодиться).
Предположим, король отойдёт – 2…Крf7, тогда следует вторжение 3.Крh6, король чёрных удерживает оппозицию – 3…Крf6, но у белых остался ещё один запасной темп – 4.h4 и белые перехватывают инициативу. После 4…Крf7 5.Kph7 Kpf6 6.Kpg8, использую прямую и коневую оппозиции, король белых оттесняет оппонента от пешки g6 и выигрывает её.
В партии король отошёл в другую сторону – 1. …Крh7 не просто так, а с идеей контригры(!). На плановое 2.Крf6 они наметили – 2. …h4, открывая своему королю дорогу к белым пешкам. Грозит, например, 3…h3 и прорыв королём к пешке h2. Поэтому принятие жертвы пешки вынуждено – 3.gh.
В пешечных окончаниях испорченная пешечная структура является серьёзным недостатком, однако в темповой игре (в игре на опережение — темп в темп) численное пешечное превосходстве всё-таки перевешивает. Тем не менее, всё познаётся расчётом. 4. …Крh6 5.Kpf7. Белые просто ждут, когда король чёрных оставит пешку g6 без защиты. Например, 5…Крh5 6.Kpg7 Kp:h4 7.Kp:g6 Kpg4 8.h4 (начинаются пешечные гонки) 8…Kp:f4 9.h5 Kpg3 (ближе к углу) 10.h6 f4 11.h7 h3 12.h8Ф f2 (не хватило одного темпа) 13.Фh1 и пешка задержана. Если же король чёрных отступил бы назад – 5…Крh7, то инициативу захватывали бы белые 6.h5, устраняя защитника пешки f5. Поэтому чёрные сдались.
№ 3 Ход белых.
3. Этюд. Lewitt. 1932.
Кто играет на выигрыш? Белые уже напали на пешку, чёрным еще предстоит это сделать. Плюс – белым. Чтобы создать проходную, белым надо уничтожить две пешки и потратить на это три темпа. Чёрные соответственно – одну и два. Плюс – чёрным. У белых преимущество во времени – их очередь хода. Плюс – белым. Что в итоге? У белых формально плюсов больше, но главное — на их стороне фактор времени. Однако распорядиться им, учитывая активность короля чёрных, надо благоразумно. Например, естественное и беспечное взятие пешки — 1.Кр:а5, не возражая против пешечных гонок, позволяет чёрным использовать сильную сторону своей позиции – 1…Крd4 2.Kpb6 Kp:c4 3.Кр:b7 Kp:b5 и выигрывают чёрные.
А не в опасности ли белые, что им делать? Оценить позицию, обратив внимание на все пешечные слабости. У чёрных без защиты ещё и пешка с5. Ключевое поле к ней – поле b5. Оно пока занято своей пешкой, но та имеет шаг вперёд – 1.b6. Что это даёт белым? Пешки с4 и с5 уж больно напоминают уже знакомые пешки-недотроги, но такими пешки являются, если нет других пешечных ходов. Поэтому здесь ситуация будет обратной. В данном случае в выигрыше будет та сторона, которая первой нападёт, но последней закончит делать запасные пешечные темпы, тем самым поставив соперника в положение цугцванга. Делать нечего, чёрные нападают первыми – 1. …Крd3 2.Kpb5. К их сожалению их пешечный темп – 2. …а4 не последний. Последний — у белых – 3.а3 и чёрные в цугцванге.
Но белым рано бить в литавры, борьба ещё не закончена. Будущая проходная пешка чёрных «а» продвинута дальше белой пешки «с». В пешечной гонке даже один темп уже серьёзное преимущество. Белая помеха – пешка а3, король идёт к ней – 3. …Крс3 4.Кр:с5 Kpb3. Очевидно, что возможной пешечной гонке у белых нет преимущества, поэтому идти на риск им не выгодно. Тогда что делать? Включить «двойную игру» — вести одновременно два плана: профилактический – тормозить чужую проходную, атакующий – двигать свою проходную. Ходы делаются попеременно, понятное дело, приоритет всегда у собственной безопасности. Поэтому первым делом король идет тормозить пешку чёрных – 5.Крd4 Kp:a3 6.Kpc3. Роль тормоза чёрной пешки белые определили их собственному королю.
Пока король чёрных топчется в недоумении от перемены его роли — 6. …Кра2, белые толкают вперёд свою пешку – 7.с5. Пока рано белым играть 7…Крb1 из-за 8.Крb4, а после 7. …а3 8.Крс2 уже поздно. Последний шанс – залезть в пат, чёрные строят патовую клетку – 8. …Кра1 9.с6. Две против одной — в шахматах это честная игра. Чёрные достраивают патовую клетку — 9. …а2.
Внимание! От белых требуется бдительность в оценке ситуации и точность при выполнении следующего хода. Чёрным надо дать возможность сделать следующий ход, и он может быть только пешкой. Поэтому сейчас ход должен сделать только король – 10.Крс1 bc 11.b7 и пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.
№ 4 Ход белых.
4.Lipski – Pieprowski. Lublin. 1971. Разница в активности королей очевидна — в пользу белых. Но как её использовать? В пешечной структуре чёрных нет дефектов. Их самая уязвимая пешка – f7, но король контролирует её ключевое поле е7 и не собирается его уступать королю белых. Кроме того, если король белых зазевается, у чёрных есть перспектива привязаться к их уязвимой пешке е5. Белому королю надо искать другое приложение своей силы – придётся перенацелиться на пешку g6. Поэтому их естественная реакция: для ослабления пешки g6 и обеспечения своему королю доступа к ключевому полю f6 – разменять защитника, пешку f7, ходом 1.е6. Если бы чёрные пошли на поводУ у белых и согласились на размен пешек, они бы быстро и даже без видимости борьбы проиграли бы. Но у чёрных есть возможность упереться (как бык в стену рогами – упрямиться) – 1…f6. Дальше начнётся темповая игра, требующая расчёта.
Идея чёрных на спасение – отдать свои три пешки за белые пешки е7 и g2 (размен на h4), а с белой пешкой «h» будет ничья. Считаем, 2.е7 (активация короля) 2…g5. Защищать пешку – играть по плану соперника, поэтому – 3.Кре6 gh 4.Kp:f6. Обратим внимание, что белые в цугцванге, чёрные передают им очередь хода – 4…h3 5.gh h4 и ничья, т.к. после 6.Кре6 будет пат.
Есть ли у белых шанс избежать невыгодного для себя сценария, ведь они могут использовать только запасной пешечный темп – 1.g3? Для пешечных окончаний лишний темп способен переписать сценарий с точностью до наоборот. Без точного расчёта не обойтись. Прежде всего, проверим, что если чёрные попытаются уйти в глухую оборону – 1…Крf8. Белые не возражают и начинают постепенное оттеснение – 2.Крd7 Kpg8 3.Kpe8 (не забываем про главное оружие короля – оппозицию) 3…Kpg7 4.Kpe7 Kpg8 5.Kpf6 Kpf8. Король белых достиг своей цели – напал на пешку g6 и сделал её равновесной слабостью (3 вид). Настало время заняться ей вплотную с – 6.е6, устраняя защитника, 6…fg 7.Kp:g6. Получая две связанных проходных пешки, белые легко выигрывают.
Раз пассивная игра не проходит, чёрным надо сопротивляться – 1…Крd8. Белые играют по своему основному плану – 2.е6 f6 3.e7+Kpe8 4.Kp:f6 g5 5.Kpf6. Выясняется, что пешечный темп, потраченный белыми на первом ходу, явно пошёл им на пользу. Теперь после 5…gh 6.gh королю чёрных приходится уходить с ключевого поля проходной пешки белых, пропуская её в ферзи. В партии чёрные предпочли сдаться уже на первом ходу.
№ 5 Ход белых.
5. Svensson – Bohmann. Goteborg. 1905.
Оценка позиции не вызывает затруднений: белым предстоит борьба за ничью. Есть ли у них шансы на спасение? Преимущество в активности короля чёрных позволяет ему угрожать осадой самой уязвимой пешки белых – с4.
Проверим прямое противодействие этому плану короля белых – 1.Крс3, с контролем ключевого поля пешки с4 – поля b4. Одновременное занятие диагональной оппозиции не должно смущать короля чёрных. Ведь важен не просто захват инициативы, а её удержание. После 1…Кра4 король белых вынужден уступить ключевое поле b4 – 2.Крс2 Крb4, а с ним и саму пешку — 3.Kpd3 Kpb3 4.Kpd4 Kpc2. И даже размен пешки – 5.с5 Kpb3 6.cd cd только видоизменит характер борьбы.
По линии «d» образовались блокированные пешки, а король чёрных уже перешёл их пешечную границу. Вывод: пешка d5 обречена, даже несмотря на захват королём белых оппозиции – 7.Крd3. Король белых по рассмотренному в соответствующем разделе образцу перехватывает инициативу – 7…Крb4 8.Kpd4 Kpb5 (уход на свою территорию это не потеря активности, а игра на перехват контроля над ключевым полем с5) 9.Крd3 Kpc5 10.Kpe4 Kpc4, выигрывая пешку d5.
Рассмотрим другой «хитрый» ход – 1.Кре4, намечая на захват ключевого поля – 1…Крb4 занять прямую оппозицию – 2.Крd4. Надежда на прямолинейность действий соперника может обернуться бумерангом. Внимательный соперник займёт прямую дальнюю оппозицию – 1…Кра4 2.Кре3 Кра4 3.Кре4 с последующим обходом с тыла – 3…Крb2 4.Kpd3 Kpb3 5.Kpd4 Kpc2 и т.д.
Что же белым делать? Найти такое поле для короля, чтобы соперник не имел бы перспектив на занятие оппозиции и захват инициативы. Такое поле есть – 1.Кре3. Теперь на 1…Кра4 уже король белых занимает прямую дальнюю оппозицию – 2.Кре4 с переходом на ближнюю – 2…Кpb4 3.Kpd4. Перехват инициативы белыми невозможен – ничья.
В партии чёрные пошли на ловушечную идею – 1. …Крb6 2.Kpe4 (равноценно 2.Крd3) 2. …с6 (ничего не даёт 2…Крс5 3.Крd3 Kpb4 4.Kpd4) в надежде после 3…cd 4.cd получить выигранную позицию. Однако после 3.dc Kp:c6 4.Kpd4 активность короля белых увеличивается, но для игры на выигрыш этого недостаточно. Последовало соглашение на ничью.
№ 6 Ход белых.
6. Этюд. Lewitt. 1915.
В чём ошибка короля чёрных? В том, что он позволил пешке «а» «лезть поперёк батьки в пекло» или, что ещё хуже, он осознанно толкал эту пешку впереди себя. Правильная роль короля по отношению к своим пешкам это благородный опекун, всецело заботящийся об их безопасности — не подпускающий к ним чужого короля. Выдвинутые вперёд пешки облегчают королю соперника борьбу за их ключевые поля.
Задача короля белых, как всегда, проявить агрессию по отношению к королю чёрных — оттеснить его от пешек, чем он и начинает заниматься – 1.Крс4. Пассивность чёрных – 1…Кра6 облегчает инициативные действия белых – 2.Крb4 b5 3.Kpc5 Kpa5 4.b4+ и далее, как в главном варианте. Как будут обстоять чёрные дела, если они сомкнут пешечные ряды – 1.b5? Пешка b5 становится равновесной слабостью (3 вид) и уязвимой мишенью (УМ). Белые продолжают оттеснение теперь уже защитника УМ – 2.Крс5. Дальше двигать пешку – 2…b4 смысла нет – король сам себя загонит в цугцванг (у него останется всего лишь одно ключевое поле защиты пешки b4). После 3.b3 ab 4.ab придётся отступать или 3…а3 4.Крс4 (а вот у короля белых – два ключевых поля атаки пешки b4) и отступить всё равно придётся.
Отступление короля – 2…Кра6 и, следовательно, ослабление контроля за пешками, позволяет белым начать их немедленную атаку. Есть два способа – или 3.b3 или 3.b4. Рассмотрим оба. Более скромное на вид нападение 3.b3 не признак нерешительности, а скорее хитрый замысел: возвращение короля 3…Крa5 будет встречено уже жёстким – 4.b4+ Кра6 и передачей очереди хода — 5.а3. Белые начинают сбор пешечного урожая.
После 3.b4 у чёрных есть взятие 3…ab (как и при 3.b3) 4.ab и 4…Кра5, намереваясь угрожать пешке b3. При равной активности королей обычный результат их взаимных инициативных действий против чужих пешек – размен этих пешек. Всё решит расположение королей по отношению к оставшимся пешкам. Кто первый до них добежит или помешает сопернику добежать первым, тот и выиграет. Считаем – 5.Крс6 Kpb4 6.Kpb6 Kp:b3 7.Kp:b5. Несмотря на то, что король чёрных первым начнёт движение к пешкам другого фланга, удачно поставленный корпус оппонентом помешает ему добраться до белой пешки. Белые выигрывают.
№ 7 Ход чёрных.
7.Этюд. А.Петров. 1824.
Для оценки позиции с пешками, расположенными на расстоянии хода коня, и выработки плана действий важны следующие обстоятельства.
1.Выгодно иметь более отдалённую пешку от пешек другого фланга, чем у соперника. Меньшее расстояние между пешками разных флангов – меньше темпов требуется королю противоположной стороны для их уничтожения.
2.Сторона, имеющая такую пешку, более сильная. Их король обязан играть инициативно не против короля, а против пешки соперника, вынуждая их размен.
3.Такие действия правильны только в том случае, если на противоположном фланге расположение пешек удобно для их атаки.
Знания придают уверенность – сильнейшая сторона здесь чёрные. Их действия – инициативная игра против пешки g4 – 1…Кре5 2.Крh5 Kpf4. С разменом пешек белые могут повременить – зачем сразу проигрывать, пусть соперник выиграет. Поэтому белых король держит оборону – 3.Крh4, занимая прямую оппозицию. Королю чёрных предстоит перехватить инициативу, для этого надо найти поле, с которым у белых не было бы поля соответствия для занятия оппозиции. Такое поле есть – 3…Кре4. Занятию оппозиции мешает своя же пешка. На активное 4.Крh5 чёрные ответят асимметрично – 4…Крf3, нападая на пешку и не давая сопернику занять оппозицию. На отступление – 5.Крh4 последует обход – 5…Крg2.
Поставить королю чёрных корпус и не пустить его к пешке g4 – 4.Крg3, можно, но только на время. Занятие оппозиции – 4…Кре3 разрушает все надежды белых, а чёрным гарантирует длительное владение инициативой – 5.Крh4 Kpf4 (прямая оппозиция) 6.Крh3 Kpf3 7.Крh4 Kpg2 (занятие коневой оппозиции – начало оттеснения короля белых от пешки g4).
Размен пешек – 8.g5 hg 9.Kp:g5 не поможет, король чёрных стартует первым – 9…Крf3. Та же ситуация при 8.Крh5 Kpg3 9.Kp:h6 Kp:g4. Во всех случаях король чёрных добегает до пешек ферзевого фланга первым и уничтожает обе пешки белых. Королю же белых достанется только одна пешка. Крайняя пешка чёрных беспрепятственно пройдёт в ферзи.
№ 8 Ход белых.
8.Kostro – Rodriguez. Siegen. 1970.
Отдалённая проходная пешка обеспечивает белым преимущество. Общий план игры на выигрыш прост: движением отдалённой пешки отвлекаем короля соперника, свой король направляется к пешкам соперника и уничтожает их. Означает ли, что раз план прост, то и выигрыш достигается легко, без всяких сложностей? Проверим.
Начнём с самого естественного хода-кандидата – 1.с4. Отвлечение короля достигается легко – 1…Кре5 2.с5 Крd5 3.c6 Kp:c6. А вот достаточно ли далеко он расположен, чтобы не успеть защитить свои пешки? Ведь королю белых ещё надо потратить время на пешку соперника — 4.Kp:e4. Да и после 4…Крd6 у него нет кратчайшего (по диагонали) похода к чёрным пешкам. Приходится тратить темп до нападения на уязвимую пешку g6 — 5.Kpf4 Kpe6 6.Kpg5 Kpf7. Король чёрных успел вовремя, гарантируя ничью.
Неудача с отвлечением подвигнет проверить другую идею: обеспечить своей проходной пешке беспрепятственное продвижение вперёд. Ход-кандидат – 1.Крd4. Задержать пешку «с» без ущерба своей пешке е4 чёрные не могут, шанс на спасение – в немедленной контратаке. В чём её идея? Использовать имеющуюся проходную пешку или создать новую. Последнее пока проблематично: поход короля к белым пешкам «g» и «h» слишком затратен по времени. Но и помочь пешке е4 сложно – мешает пешка g3, контролирующая поле f4. Что чёрным делать? Обратить внимание на мешающего защитника и его дополнительные обязанности. Пешка g3 защищает пешку h4, что предполагает возможность перегруза.
Эта единственная двойная тактическая проблема подсказывает идею игры на перегруз соперника – 1…g5, угрожая 2…gh 3.gh и 3…Крf4 с бодрым движением своей проходной. Поэтому вынуждено 2.hg Kp:g5. Теперь если потратить время на пешку – 3.Кр:е4, то чёрным после 3…Крg4 надо уничтожить всего одну пешку соперника. Подсчёт темпов показывает, что пешки «с» и «h» превращаются одновременно (белый ферзь появляется на полхода раньше, что для выигрыша недостаточно). Игра на опережение – 3.с4 Kpg4 4.c5 позволяет чёрным поддержать свою проходную пешку – 4…Крf3, уравнивая шансы.
Так как белым играть на выигрыш? Посмотреть на позицию с тактической точки зрения. Пешку «с» можно рассматривать как перспективную далеко продвинутую проходную пешку, т.е. тактическую слабость чёрных 6-го вида. Хранителем её ключевых полей может быть только король чёрных. Далее. Пешка е4 – равновесная слабость (3 вид). Защитник – опять король. Вывод: у чёрных могут возникнуть двойная проблема — перегруженность короля защитой. Поэтому только в «двойной игре» будет заключаться шанс белых, т.е. одновременно игра против равновесной слабости е4 и использование атакующего потенциала пешки «с».
С чего начать? Белым выгодно, чтобы при пешке на с4 был ход чёрных, а не белых, как в рассмотренном выше варианте. Передать очередь хода сопернику позволит неторопливое движение пешки вперёд – 1.с3. После 1…Кре5 2.с4 при своём ходе король вынужден отступить от пешки «с» — 2…Крf5, теряя драгоценные темпы, далее 3.с5 Кре5 4.с6 Крd6 5.Kp:е4 Kp:c6 6.Kpf4 Kpd6 7.Kpg5. Король чёрных не успевает в защиту.
В партии чёрные использовали уже знакомый ресурс защиты – 1. …g5. Как ранее установлено, надо бить – 2.hg Kp:g5 и 3.с4. Разница с рассмотренным выше вариантом – король остался на е3, что выгодно белым. Поэтому уже не выгодно 3…Крg4 из-за 4.с5 и белая пешка резвее. Приходится королю гнаться за пешкой – 3. …Крf5 4.c5 Kpe5 5.c6 Kpd6. А король белых занимается уже известным своим делом – 6.Кр:е4 Кр:с6 7.Kpf5. Просчитаем действенное в некоторых случаях превращение не крайней пешки в крайнюю – 7…h4 8.gh. Теперь если король чёрных успеет попасть на линию «f», то будет ничья — 8…Крd7 9.Kpf6 Kpe8 10.Kpg7. Король белых успел поставить корпус – белые выигрывают.
В партии было – 7. …Крd6 8.Kpg5 Kpe6 9.Kp:h5 Kpf7. Используя «правило 2+2» (см. «король и не крайняя пешка против короля») просто установить, что белые легко выигрывают. Поэтому после 10.Kph6 чёрные сдались.
№ 9 Ход белых.
9.Albin – Hodges. New York. 1891.
Здесь у чёрных более отдалённая, от пешек другого фланга, проходная пешка, чем у белых. Даёт ли это обстоятельство им возможность игры на выигрыш? В шахматах оценка позиции должна быть комплексной, включать сопоставление нескольких факторов, среди которых может быть один или два доминирующих. Кстати, оценка проходных пешек будет неполной, если не отметить, что у белых пешка продвинута дальше. В пешечных гонках лишний темп играет определяющую роль. Таким образом, преимущество чёрных, связанное с отдалённостью проходной пешки, уже не выглядит таким однозначным.
Помимо сравнения проходных пешек, необходимо сравнить активности королей. С точки зрения возможности поддержать свою проходную пешку и попутно помешать чужой, король белых явно активнее. Учитывая преимущество во времени (очередь хода), справедливо сделать вывод, что играть на выигрыш оснований больше у белых.
В чём идея атакующего плана белых? В использовании объединённой силы своей позиции, а именно, в поддержке королём своей проходной пешки. Белые начинают с обеспечения безопасности продвижения пешки – 1.Кре4 Kpg8. Ещё не поздно было свернуть на ложный путь – 2.Крf5, признавая себя защищающейся стороной. Соответствует объективной оценки позиции и атакующему плану только – 2.Крd5, попутно намечая торможение чёрной пешки – 3.Кре6. Чёрные вынуждены защищаться – 2. …Крf7. Теперь логичным и естественным (ох уж эти естественные, но не конкретные, ходы) выглядит 3.Крс6. Но что если теперь король чёрных будет тормозить белую пешку – 3…Кре7? Грозит захват ключевого поля d8 проходной пешки, надо играть 4.Крс7. Но тогда создаётся угроза самой пешке — 4…Кре6. Забота о её безопасности – 5.Крс6, снимает охрану ключа d8 – 5…Kpe7. Такая инициативная защита напоминает движение маятника и называется «защита маятником». Белые не могут уклониться от повторения ходов.
Что делать? Поможет «двойная игра» — 3.Крd6, открывая дорогу пешке (хотя и не полностью) и ставя корпус королю чёрных. Полностью сосредоточиться на своей пешке – 3…Крg6 чёрные не могут. В соперничестве с оппонентом, ведущим «двойную игру», у них нет шансов. Например, 4.Кре6 f5 5.Kpe5 (загоняя короля чёрных на поле g5) 5…Kpg5 (здесь король на одной диагонали с полем превращения d8) 6.d5 f4 7.d6. Белая пешка превратится в ферзя раньше и с шахом.
Последний шанс чёрных – тоже попытаться поиграть в «двойную игру» — 3. …f5. Пешка самостоятельно идёт вперёд, отвлекая короля белых, а король идёт тормозить пешку «d». Пешка опасна, требует внимания – 4.Кре5 f4 5.Kp:f4 Kpe6. Итог: пешка отдана, а король чёрных не успел даже напасть на пешку «d». Всё-таки разница в активности королей была доминирующим фактором при оценке позиции. Дальше чёрные сопротивлялись только формально – 6.Кре4 Kpd6 7.b4 (сильнейшей стороне полезно иметь далеко продвинутые пешки) 7. …b5 8.d5 Kpd7 9.Kpe5 Kpe7. Игра по правилу торможения пешки (ПТП) не поможет: у чёрных есть ещё пешечные мишени. 10.d6 Kpd7 11.Kpd6, намереваясь пойти к чёрным пешкам. Чёрные сдались.
№ 10 Ход чёрных.
10. Кушнир – Сулим. СССР. 1976.
У белых отдалённая проходная пешка а4. С ней в доминирующем влиянии на оценку позиции соревнуется защищённая проходная пешка е4 чёрных. Закономерен вопрос — какая пешка круче? Если король чёрных в квадрате отдалённой проходной пешки, а белые не смогут разбить тандем чёрных пешек, лишив тем самым пешку е4 пешки-защитника, то иметь защищённую проходную пешку выгоднее.
Отметим ещё два выгодные чёрным позиционные (влияющие на оценку позиции) факторы. 1.Проходная пешка чёрных продвинута дальше. 2.Король чёрных, в отличие от своего оппонента, имеет возможность вести «двойную игру»: мешать чужой проходной и помогать своей.
Несмотря на такую безрадостную для белых оценку, и у них есть «лучик надежды», связанный со своей «двойной игрой». Играя g2-g4, белые подрывают безопасность пешки е4 (при взятии – fg) и намерены прорваться пешкой по линии «h» (при взятии – hg). Так что у чёрных нет времени на благодушие. Серьёзной ситуации – жёсткие решения. Самый агрессивный ход здесь – 1. …f4+, вытесняя короля с ключевого поля проходной пешки.
Предположим, король будет держать оборону – 2.Крd2 h4 (устраняя угрозу прорыва) 3.Крс3 Крс5. Король белых вынужден караулить квадрат пешки «е». Король чёрных имеет неограниченное количество времени, чтобы устранить угрозу контригры. 4.а5 Крb5 5.Kpd4 e3 (увлекаясь чужими пешками, надо не забывать и про свои) 6.Kpd3 Kp:a5 7.Kpe2 Kpb4 и теперь последний шанс белых – 8.g3: при взятии 8…fg будет ничья. Однако после 8…hg 9.Kpf3 (тормозя все три пешки) Крс3 король поможет пешке «d» пройти в ферзи.
В партии белые пошли ва-банк – 2.Кр:f4, пропуская короля чёрных на помощь пешке «d» — 2. …Крd4, но надеясь преуспеть в пешечной гонке – 3.а5. Расчёт чёрных должен быть точен – ведь ферзи появляются одновременно. 3. …е3 4.а5 е2 5.а7 е1Ф 6.а8Ф. На эту позицию шли чёрные, думая над первым ходом. На что они рассчитывали? На мат в два хода – 6. …Фе5+ 7.Крf3 Фе3Х.
№ 11 Ход чёрных.
11. Маршалл – Нимцович. Берлин. 1928.
Король чёрных явно активнее. Но инициативная игра против белых пешек затруднена из-за их компактного расположения и контроля королём белых ключевого поля е2 наиболее уязвимой пешки f2. Тем не менее, ничего другого, как бороться королём за доступ к белым пешкам, у чёрных нет. С чего начать? Полезно лишить белых безопасных пешечных ходов – 1. …h5 заодно предложить сопернику высказаться. Пассивная игра – 2.Крf1 упрощает задачу чёрных – 2…Крd2 3.Kpg1 Kpe2 и пешки начинают сыпаться. Также не выгодно дёргаться пешками – 2.f3: разрыхление обороны только создаёт новые слабости – 2…ef 3.gf, что облегчает захват ключевых полей к пешкам — 3…Kpe3. Остаётся стоять до последнего – 2.Крd1.
Занятие оппозиции соперником это, конечно, неприятный факт, но не повод тратить запасные пешечные темпы для передачи очереди хода сопернику. В любом случае придётся силой прорываться к белым пешкам и без подрыва – 2. …е3 не обойтись.
Предположим, белые попытаются сохранить блокаду ключевых полей пешек – 3.f3. Движение оставшейся в живых пешки – 3…е2+ ставит короля белых в положение цугцванга, вынуждая его караулить ключевое поле пешки е2 – 4.Кре1. И теперь патуя только короля – 4…Кре3 (но не пешки), чёрные предлагают белым пешкам сделать губительные для них ходы. Например, 5.g4 hg 6.fg f6, надо отдавать пешку 7.g5 fg, но после 8.g3 чёрным надо удержаться от хода 8…g4 с настоящим патом, а распатовать короля 8…Крf3 и на 9.g4 взять пешку – 9…Кр:g4 10.Kp:e2 Kpg3 с выигрышем.
В партии белые разменяли пешки – 3.fe Kp:e3 и снова заняли оппозицию – 4.Кре1. По-прежнему фланговая атака пешек невозможна. А фронтальная, ведь ключевое поле g4 беззащитно? Выбора у чёрных нет, надо использовать то, что есть – 4. …Кре4. Король идёт за ключом g4 в обход поля f4. 5.Крf2 Kpf5. Король белых может установить контроль над ключом g4 — 6.Kpf3, но только временно: после передачи очереди хода – 6. …Kpg5 — приходится отступать – 7.Кре3 Kpg4 8.Kpf2.
Итак, ключ g4 захвачен, пешка g3 стала равновесной слабостью (3 вид). У короля белых ключевое поле защиты пешки g3 только одно – передавая очередь хода – 8. …f6, чёрные вынуждают его дальнейшее отступление – 9.Kpf1 Kp:g3 10.Kpg1. Оставшуюся пешку не выиграть, да и не надо – её достаточно разменять на свою крайнюю – 10. …h4 11.Kpf1 h3. После размена 12.gh Kp:h3 чёрные легко выигрывают, используя «правило 2+ 2» — 13.Крf2 Kpg4 14.Kpg2 Kpf4 15.Kpf2 f5 и т.д.
Простенькую ловушку белых – 12.Крg1 hg пат(!) чёрные легко обходят – 12. …Крg4 и шансы белых на ничью закончились. Чёрные выигрывают.
№ 12 Ход белых.
12. Kyhle – A.Andersson, corr. 1973/74. На королевском фланге у белых преимущество сражающихся пешек. Отличие от такого же преимущества чёрных на ферзевом фланге, где пешки чёрных жёстко блокированы одной пешкой, в том, что движение белых пешек затруднено, но не пресечено. Да и король белых прямой участник событий именно на королевском фланге. Имея здесь преимущество, белые играют на выигрыш. Каков их план? Идеально было бы разменять пару пешек, образовать проходную, использовать её для отвлечения короля чёрных, прорваться своим королём к чёрным пешкам ферзевого фланга, уничтожить их и провести пешку «b» в ферзи.
Однако реализация плана сталкивается с проблемой – прямолинейное предложение размена 1.h5 закончится для белых катастрофой. После 1…hg 2.Kp:h5 Kpf5 чёрные выигрывают последовательно пешки f4, b5 и партию. Отступление 1.Крg3 после 1…Кре6 (не давая сопернику захватить инициативу) ничего белым не даёт. Очевидно, в реализацию плана белым надо вносить коррективы. Суть их плана – на королевском фланге отдать две свои пешки за одну чёрную пешку, получив взамен преимущество во времени для своего короля. И не важно, в какой последовательности будет производиться этот обмен. Как в наказании главное– неотвратимость, так и в действии главное – реализуемость.
Чтобы направить события по выгодному для себя сценарию, белые сразу же жертвуют пешку – 1.f5 gf, получая выгодную для себя пешечную структуру со своей отдалённой проходной пешкой. Королю белых остаётся дождаться размена пешек – 2.Крf4. Если чёрные будут упрямиться – 2…Кре6, то у белых есть план «Б», предполагающий использовать бОльшую активность своего короля для «двойной игры»: помощь своей пешке и торможение чужой пешки – 3.Крg5, например, 3…Kpe5 4.h5 Кре6 (приходится) 5.h6 Kpf7 6.Kp:f5 Kpg8 7.Kpe6. Белые возвращаются к плану «А» в более выгодной для себя редакции.
В партии чёрные «поплыли по течению» — 2. …Крg6 3.Kpe5 Kph5 4.Kp:f5 Kp:h4. Наступает время для второй части плана – королевских гонок (предсказуемость финиша должна быть просчитана до старта). 5.Kpe5 Kpg4 6.Kpd5 Kpf5 7.Kpc6 Kpe6 8.Kpb7 Kpd6 9.Kp:a7 Kpc7 10.Kpa6 Kpc8 11.Kp:b6 Kpb8 12.Kpa6. Белые выигрывают (подробности такого типа окончаний в разделе «король и не крайняя пешка против короля»).
№ 13 Ход белых.
13. Этюд. Hentner. 1937.
Король белых забрёл на чужую территорию и занялся поиском наиболее уязвимой мишени. В отличие от своего агрессивного оппонента король чёрных занять домашними делами. Явный кандидат на роль королевской жертвы – пешка f7, ключевое поле f6. У пешки и ключа есть защитник-хранитель в одном лице – король чёрных. Очевидно, что между королями намечается столкновение за ключ f6. При ходе белых у чёрного короля нет ни малейшего шанса сохранить для себя этот ключ. Королю белых в противоборстве с оппонентом поможет пешка h5, отнимающая поле g6. Однако из-за близости к королю чёрных она сама может пострадать. С её потерей у чёрных образуется проходная пешка «h». В том, чья проходная пешка окажется проворнее в прогнозируемой пешечной гонке, заключается интрига этой позиции.
Начинают белые с естественного хода – 1.Кре5, прицеливаясь к ключу f6. Проверим, есть ли у чёрных шанс устоять при пассивной игре – 1…h6 2.Kpf5, приходится отступать – 2…Крg8, но так, чтобы после захвата белыми ключа – 3.Крf6, занять прямую оборонительную оппозицию – 3…Крf8. Всё чёрным портит запасной пешечный темп белых – 4.f5. Но и здесь, теряя оппозицию – 4…Кре8, пропуская соперника к пешке h6 – 5.Kpg7 Кре7 6.Кр:h6, чёрные надеются на силовой приём – 6…Крf6, прижимающий короля соперника к стенке. Однако у того всё же есть полезный ход, уводящий его от силового приёма – 7.Крh7, чего не скажешь о короле чёрных – ему занять оппозицию мешает собственная пешка f7. Итог: белые проведут пешку «h» в ферзи.
Если защита невозможна, то, как гласит военная, в т.ч. шахматная, мудрость, надо контратаковать. Чем чёрные и занимаются – 1. …Крh6 2.Kpf6 Kp:h5. Что теперь делать белым, бить не глядя то, что попалось под руку, или всё же посчитать? Поступим правильно – посчитаем последствия естественного взятия – 3.Кр:f7. Далее 3…Kpg4 4.Kpe6 и теперь после 4…h5 пешечные гонки приведут к одновременному превращению ферзей, что белых не может устроить.
Что делать? Комплексно оценить позицию. У белых есть ещё один неучтённый элемент позиционной оценки, выгодный им, – далеко продвинутая пешка с6, которая может превратиться в очень опасную проходную пешку. Но чтобы принять решение о перенацеливании на другую мишень, опять же не обойтись без точного подсчёта темпов. Считаем сначала в уме (а уж потом на доске) – 3.Кре7 Крg6 4.Kpd7 h5. Чёрная проходная пешка стартует первой, но ей и бежать дальше. 5.Кр:с7 h4 6.Kpd6. Именно сюда, т.к. пешечными гонками борьба не закончится, ферзи появятся одновременно – в ферзевом окончании активный король пригодится. 6. …h3 7.c7 h2 8.c8Ф h1Ф.
Ферзи появились одновременно, как и в рассмотренном выше варианте с превращением пешки «f». Существенная разница – здесь пешка «f» жива и рвётся в бой. Ферзь белых начинает атакующую игру первым – 9.Фg8+. Выясняется, что доска хоть и практически пустая, а ходить королю чёрных толком некуда. На линию «h» нельзя – сформируется двойная ферзевая мишень (5 вид) под сквозное нападение. А после 9. …Крf5 король попадает в недоброе окружение трёх белых фигур: мата в центре доски, конечно, не будет, а вот попасть на «мину» с формированием двойной ферзевой мишени можно запросто. 10.Фg5+ Kpe4 (а вот и «мина») 11.Фd5+ сквозное нападение с выигрышем ферзя.
№ 14 Ход чёрных.
14.Waltuch – Mitchell. England. 1905.
У чёрных преимущество во времени – их очередь хода. Чтобы определить, какую игру, инициативную или, наоборот, защитную, им следует начать, не обойтись без всесторонней оценки позиции. Однозначно определяться с активностью королей пока не будем, прежде определим обязанности королей по отношению к пешкам, своим и чужим. Только после этого будем судить, чей король активнее.
У чёрных проходная пешка «е». Это, конечно, сила, но только с одной стороны. С другой стороны, она приблизилась к королю соперника на опасное расстояние и стала для него уязвимой мишенью. Король белых может немедленно захватить ключевое поле е3. Король чёрных отстал, его роль по отношению к пешке е4 пассивна – он защитник.
Однако роли королей могут поменяться. Всё зависит от того, кто выиграет в борьбе за ключевые поля пешки е4. Белым это сделать труднее: занимая ключ е3, они попадают в цугцванг. Не помогут запасные пешечные темпы – у короля чёрных их всё равно больше. Что делать? Обратим внимание на ещё один выгодный белым элемент позиционной оценки — на ферзевом фланге у них преимущество сражающихся пешек. Как следствие, возможность организации проходной и, что важно, отдалённой пешки. Таким образом, выручит белых возможность ведения «двойной игры».
Удержать потенциальную проходную пешку королю чёрных по силам, но с двойной защитной нагрузкой он может и не справиться. Перегрузка в защите даже в эндшпиле чрезмерная обуза.
Вывод: три выгодных белым позиционных элемента – уязвимая пешка е4, перегруженный защитой король чёрных, лучшая пешечная структура белых на ферзевом фланге – позволяют утверждать, что на выигрыш играют белые, даже несмотря на очередь хода чёрных.
Какие вероятные действия чёрных? Возможны два сценария: 1.Удержать позицию в центре и поддержать свою проходную пешку, т.е. сыграть в защите. 2.Проявить инициативу с претензией на контригру. Рассмотрим обе возможности по порядку.
Первый, защитный сценарий, начинающийся ходом 1…Кре5 изначально бесперспективен: при двойных защитных обязанностях избежать поражения может помочь только соперник своими ошибочными действиями. Проверяем, обязательное 2.Кре3, оказываясь при этом в положении цугцванга. На королевском фланге пешечные темпы быстро заканчиваются – 2…g5 3.h3. Король чёрных (в отличие от оппонента) имеет возможности для манёвра – 3…Крf5.
Теперь белым, как и надлежит поступать при перегрузке соперника, следует провести «двоечку» — два последовательных удара, один отвлекающий, другой результирующий. Отвлечь короля чёрных может только отдалённая проходная пешка, её образованием предстоит заняться, например, путём «естественного» – 4.а4. Считаем, 4…Кре5, пешка b6 тоже перегружена сдерживанием двух пешек – следует второе (первое – короля) отвлечение — 5.с5 bc 6.a5 Kpd5 (король успел в квадрат) 7.a6 Kpc6 8.Kp:e4 (результирующий удар) 8…Kpb6 9.Kpd5 Kp:a6 10.Kp:c5 Kpb7. Дальше короли побегут на другой фланг. При крайней пешке король чёрных успевает на f8 – ничья.
Где белые ошиблись? Чёрные темп в темп успели догнать проходную пешку. А ведь при короле на f5, пешке а4 и ходе белых – король чёрных не в квадрате пешки «а». Получить эту позицию – идея игры на выигрыш белых. Поэтому пешку «а» белые двигают на одно поле – 4.а3 Кре5 5.а4 Крf5 и теперь 5.с5 bc и 6.а5 и белые выигрывают.
Второй сценарий – радикально изменить характер своего будущее (если «смерть», то в бою), а именно, пока атакующая игра соперника не началась попытаться завязать встречную инициативную игру. В качестве мишени выбрать ближайшую пешку белых – 1. …Крd6 2.Kpe3 Kpc5 3.Kp:e4 Kp:c5. Соперники обменялись первой серией тактических ударов. Время приостановиться и понять, что произошло и что получилось. Чёрные избавились от уязвимой пешки е4, устранили преимущество сражающихся пешек белых на ферзевом фланге, избавили ферзя от защитных обязанностей. Т.е. они избавились от тех позиционных элементов, которые определяли позиционное преимущество белых.
Чего добились белые? Практически ничего, по крайней мере, сравнимого с достижениями чёрных. Кроме, пожалуй, занятия королём идеальной позиции в центре (справедливости ради это важное повышение его активности) с перспективой игры на два фланга. С этой точки зрения, позиция короля чёрных и его возможности однозначны – развитие инициативы на ферзевом фланге с перспективой образования здесь проходной пешки. Если белые соглашаются на встречную игру и ограничиваются игрой на королевском фланге, то обеим сторонам до превращения своих пешек потребуется по 8 темпов. Очевидно – ничья.
Есть ли у белых основания, учитывая универсальную позицию их короля (возможность игры на обоих флангах), претендовать на выигрыш? Кроме активности короля определяющую роль на оценку позиции влияет особенность пешечной структуры. Какая? Расстояние между белыми пешками больше, чем расстояние между чёрными пешками. Следовательно, королю белых потребуется меньшее количество темпов для уничтожения пешек соперника, чем королю чёрных. Эти два позиционных элемента – весомая заявка белых для игры на выигрыш.
План действий: разменять (одновременно побить) пешки ферзевого фланга и в забеге на королевский фланг прийти к финишу (к пешке чёрных) первыми. Для начала полезно свою пешку приблизить к полю превращения – 4.h4, тем более что полезного хода королём пока нет. Чёрные отвечают тем же – 4. …b5. Надо начинать королевское движение – 5.Кре5 для атаки пешки чёрных с уязвимого направления – с тыла. 5. …b4.
Здесь у белых была возможность свернуть с правильного пути – 6.Крf6. Близость материальной добычи, конечно, манит, но отступление от выгодного стратегического плана должно иметь объективное обоснование. Белые ввязываются во встречную с пешечными гонками. Точный подсчёт темпов обязателен. Белая пешка превратится через 6 темпов (начиная с Крf6), чёрная пешка – за те же 6 темпов. «Овчинка выделки не стоит».
Белые продолжают игру по плану – 6.Крd6. Чёрным нет смысла играть по сценарию белых, им было бы выгодно не подпустить их короля к своей пешке b4. Для этого надо бы поставить жёсткий блок с помощью оппозиции, но занятие прямой оппозиции 6…Крd4 будет кратковременным: при короле чёрных на b6 занятию оппозиции будет мешать своя же пешка b4. В партии чёрные сыграли – 6. …Kpb5, передав инициативу белым – 7.Крd5 Kpa4 8.Kpc4. Здесь чёрные сдались.
Могло последовать – 8…Кра5 9.Крс5 Кра4 10.Крb6 Kpa3 11.Kpb5 Кр:а2 12.Кр:b4. Первая часть плана белых – размен пешек – успешно завершается. Вторая часть – королевский забег – 12…Крb2 13.Kpc4. Чёрные на развилке – бежать или к белой пешке, или с полю f8. Проверяем оба маршрута. 13…Kpc2 14.Kpd4 Kpd2 15.Kpe5 Kpe3 16.Kpf6 Kpf4 17.Kp:g6 или 13…Kpa3 14.Kpd4 Kpb4 15.Kpe5 Kpc5 16.Kpf6 Kpd6 17.Kp:g6 Kpe7 18.Kpg7. В обоих вариантах белые опережают чёрных на один темп, чего хватает для выигрыша.
№ 15 Ход чёрных.
15. Om.Rodriguez – Y.Costa. Cuba. 2003.
У чёрных преимущество по времени – их очередь хода. Оценим, есть ли у них позиционные элементы, позволяющие им играть на выигрыш. Прежде всего, король чёрных явно активнее. Внешняя примета – король чёрных уже может перейти пешечную границу своей пешки, король белых – глубоко у себя в тылу. Как следствие, король чёрных готов к захвату ключевых полей пешки b3, королю белых предстоит работа в защите. Однако выиграть пешку белых и сохранить при этом свою не получится. При пешках на соседних вертикалях оттеснение короля соперника от его пешки в направлении своей пешки приведёт к их размену. И здесь важно, чья пешка расположена дальше от пешек противоположного фланга. После одновременного взаимного взятия пешек и последующего забега на королевский фланг у короля чёрных будет фора в один-два темпа. На этой идее и будет основываться план чёрных.
Выполнение плана должно начинаться с оттеснения короля белых и захвата ключевого поля пешки b3. Кстати, какого? Любого, если это ведёт к взятию (размену) пешки именно на b3 (важно – по плану!). Естественным выглядит немедленный захват ключа – 1…Крb4. Разве может такой ход быть не выгодным? Подобные ходы хочется делать автоматически (без подключения сомневающегося голоса разума) для экономии времени и сил. Однако надо помнить, что в шахматах всегда есть выбор. И то, что лежит на поверхности (что думать – и так всё ясно), что приходит в голову в первую очередь, соответствует вашему уровню развития интуиции на данный момент. Поэтому намеченный в уме ход следует проверять расчётом (тоже в уме!). А чтобы «прыгнуть выше головы» надо всегда сомневаться в своём выборе: намечать запасные варианты (ходы-кандидаты), считать последствия, делать выводы и сравнивать их между собой.
Считаем последствия первого хода-кандидата – 2.Крс2, предположим, начинается обход с оттеснением – 2…Кра3 3.Крс3 Кра2. Чёрных ничто не настораживает? Их король разорвал взаимосвязь со своей пешкой, что, впрочем, запланировано, а вот король белых, наоборот, создал с пешкой ударный кулак. И это было бы не страшно, если бы не ещё два изменения в позиции. 1.Король чёрных оказался (тормозом) на линии движения своей пешки. 2.Король белых на два темпа ближе к пешкам королевского фланга. Все вместе эти выгодные белым позиционные элементы в корне меняют оценку позиции в их пользу.
Имеющий преимущество имеет право, даже должен играть инициативно – 4.b4. Теперь в пешечных гонках побеждают белые – их пешка превращается первой, да ещё и с шахом. Приходится меняться – 4…ab 5.Kp:b4, но в королевских гонках явный фаворит король чёрных: он успевает уничтожить обе пешки чёрных, а король чёрных – только одну. Просчитанные негативные последствия вынудили бы чёрных отказаться от инициативного плана и отступить – 2…Крb5. Потраченное зря время уравнивает игру.
Неудача в исполнении правильного плана не означает, что надо отказаться от этого плана. Следует понять, в чём были ошибки и постараться их избежать при другом способе исполнения плана. Ту же самую идею можно осуществить, если обходить пешку не справа, как было рассмотрено, а слева. При этом не допускается появление недостатков №1 и №2 (см. выше). Поэтому в партии последовало – 1. …Крd4, начиная оттеснение короля белых в другую сторону. Обратим внимание, что правильное королевское движение вперёд осуществляется с занятием диагональной оппозиции. Как будут реагировать белые? Предположим, пассивное бездействие – 2.Крb1. В этом случае чёрные проводят свой план «без сучка и задоринки» — 2…Крс3 3.Кра2 Крс2 4.Кра3 Крb1, и теперь и в случае 5.Кра4 Крb2 6.Kp:a5 Kp:b3, и 5.b4 ab 6.Kp:b4 Kpc2 король чёрных первым стартует к пешкам королевского фланга.
Хитрее 2.Кра2 и на простоватое захватывание ключа к пешке b3 – 2…Крс3 последует захват инициативы занятием прямой оппозиции – 3.Кра3 Крс2 4.Кра2 Крс1 5.Кра1. Перехватить инициативу не получается, результат – ничья. Кстати, проверим прорыв к пешкам королевского фланга – 2…Кре3 3.Кра3 Kpf3 4.Kpa4 Kpg3 5.Kp:a5 – так чёрные ещё и проиграют. Что делать? Если при движении вперёд нельзя самим занять никакую оппозицию, надо не дать занять её сопернику. Этому требованию соответствует только ход – 2…Крd3, например, 3.Крb2 Kpd2 4.Kpa3 Kpc3 и т.д.
Раз пассивность наказуема, надо как-то противодействовать – 2.Крс2. Игра слабейшей стороны в жёсткий, по шахматным меркам, королевский стык не претендует на перехват инициативы, цель – смутить соперника и сбить его короля с правильного пути. Правильная инициативная игра – от одной оппозиции к другой оппозиции. И не должно создаваться впечатление, что лучший здесь ход – 2. …Кре4 это какое-то топтание на месте. В спорте при борьбе почти равных по силам соперников лёгких побед не бывает, надо трудиться. Главное, чёрные продолжают держать диагональную оппозицию. А после 3.Крс3 переходят к прямой оппозиции – 3. …Кре3. Рывок короля белых к пешке – 4.Крс4 Kpd2 5.Kpb5 Kpc3 согласуется с планом чёрных.
Белые продолжают надеяться на королевское торможение – 4.Крс2 Кре2, но зря – приходится пропускать короля, например, 5.Крс1 Kpd3 6.Kpb2 Kpd2 и т.д. Или, как в партии, — 5.Крс3 Крd1 6.Kpd3. Это занятие оппозиции чёрным не опасно, т.к. у поля b1 нет поля соответствия у белых. К этому полю и идёт король чёрных – 6. …Крс1 7.Крс3 Крb1, дальше — дело несложной техники, 8.Kpd4 Kpb2 9.Kpc4 Kpc2 10.Крb5 Kp:b3 11.Kp:a5 Kpc3 и белые сдались.