Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Тарновский – Ботвинник. 1960.

Ход чёрных

Основная сила чёрных сосредоточена на ферзевом фланге, впрочем, как и белая. Активность фигур сторон соизмерима. Тогда справедлив ли вывод, что преимущества по правилу сражающихся фигур ни у кого нет? Да. Тогда следующий вопрос. А есть ли у кого-нибудь возможность активации силы, кто-нибудь может бросить гирьку на весы своей силы, чтобы пересилить силу соперника? Очевидно, что в ближайшее время противоборство развернётся за линию «с», где соперники уже выставили свои претензии. Каждая из сторон хотела бы удвоить свою силу на этой линии с надеждой добиться там тотального господства. У кого из сторон есть на это больше оснований? На попытку сдвоения ладей другая сторона будет стараться ответить массовым разменом. Единственный шанс – вести «двойную игру»: сочетать борьбу за линию с борьбой за ещё какой-то вид позиционного преимущества.

В борьбе за открытую линию есть эффективный приём создания численного превосходства – занятие «форпоста». Шахматный термин «форпост» (укреплённая позиция на границе – «Толковый словарь Ефремовой») означает пункт на открытой (полуоткрытой) линии, обычно на территории соперника, защищённый пешкой. Проверим возможности сторон в создании форпоста. У белых это поле с5, но оно недоступно для ладьи белых, т.к. атаковано слоном е7. Для чёрных это поле с4. Атаковано ферзём и ладьёй белых: «страшнее» размена чёрным ничто не грозит. Вывод: есть перспектива создания форпоста при условии поддержки какой-либо фигурой или пешкой.

Указанной выше задаче соответствует пешечная поддержка – 1. …b5. Чёрные планируют после 2…Лс4 и 3…Лfc8 и, если понадобится, Фс7 захватить линию «с». Такой агрессивный план с активацией тяжёлых фигур означает, что белые начинают на ферзевом фланге позиционную атаку. Но ведь после 2…Лс4 белые просто разменяют ладей и перекроют чужой пешкой эту линию? Тогда произойдёт трансформация позиционного преимущества: на ферзевом фланге чёрные после взятия пешкой «d» получат преимущество сражающихся пешек с возможностью образования отдалённой (от королей – это выгодно) проходной пешки.

Белые отказались бороться за линию, поняв бесперспективность этого занятия, – 2.Л:с8 Л:с8 3.а3. Цель белых: действуя по «правилу ёжика» (см. раздел «стратегия»), укрепить все свои уязвимые места и не дать сопернику возможности создать у себя реальные слабости. Пешка а2 была равновесной слабостью (3 вид), теперь белые избавились от тактической слабости. 3. …Лс4 4.Лd1. Белые не собираются оспаривать преимущество белых на линии «с». Это упрощает чёрным планирование использования открытой линии. Захват линии это промежуточная цель, далее должно следовать вторжение в лагерь соперника и атака всевозможных мишеней. Для вторжения нужна батарея тяжёлых фигур, чёрные приступают к её построению – 4. …Фb6 5.Лd2 (белые защищают от ладьи чёрных свой «обжорный» ряд мишеней) 5. …Фс6 6.е3.

Как и в игре против тактических слабостей при проведении позиционной атаки выгодна «двойная игра». В качестве «второй игры» чёрные применили пешечное наступление – 6. …а5. Пользы от подобного надвижения пешек может быть много: и захват пространства, и ограничение подвижности фигур и пешек соперника, и попытка вызвать у соперника образование слабостей, и просто поставить пешки поближе к полям превращения. 7.Сg3. Пока белые заняты понятной только им «ёжиковой» игрой, чёрным пора думать о переходе к инициативной игре. Занимая свободную первую линию – 7. …Лс1, ладья недвусмысленно намекает о своём прекрасном аппетите. 8.f3. Белые надеются подключить слона к реальной борьбе. 8. …f6. Форточка поближе к центру королю не помешает. 9.Сf2. Главная задача белых – не допустить образование у себя слабостей.

Чёрным для перехода к инициативной атаке нужны тактические слабости соперника. У белых есть две фигуры без защиты, ферзь и ладья, (2 вид). Есть ли у черных возможность их атаки, а главное – смысл? Есть нападение на ферзя, но ферзём – 9. …Фс4. Зачем чёрные предлагают размен своего взаимодействующего с ладьёй ферзя? После 10.Ф:с4 dc образование решающей слабости 6-го вида белые предотвратить не смогут: не позволит худшая активность оставшихся фигур.

Белые предлагают размен ферзей в другой редакции — 10.Фd3. Чёрным с разменом ферзей спешить нет резона: ферзевое напряжение (нападение друг на друга) выгодно чёрным – они, в отличие от белых, побить чужого ферзя могут в любой момент. А пока они чередуют игру (помним, идёт «двойная игра») – 10. …а4. Терпеть такое нагнетание давления – никаких нервов не хватит, надо «трепыхаться», но аккуратно, не создавая себе новые слабости, — 11.е4.

Вступать с соперником в «полемику» чёрным ни к чему, им выгоднее «гнуть свою линию». На ферзевом фланге у чёрных подавляющее преимущество сражающихся фигур, пешки белых зафиксированы (но не блокированы) и уже понимают свою роль жертв будущей агрессии. Определим тактические слабости белых: 1.Пешка а3 – равновесная слабость (3 вид). Защитник – пешка b2. 2.Пешка b2 в данный момент не является слабостью, но её защитник уже сейчас озабочен двойной проблемой: ему грозит перегрузка – под его попечением, кроме пешки, находится ферзь d3. Для чёрных всё это служит основанием для перехода к инициативной атаке. Прежде отвлекается защитник пешки b2 – 11. …Ф:d3. Размен активного ферзя не смущает чёрных, ферзь соперника всё равно будет сковывать свободу действий чёрных фигур. 12.Л:d3.

Сразу нападать на пешку без защиты (2 вид) – 12…Лс2 опрометчиво. Не блокированная пешка ещё имеет свободу самовыражения, после 13.b4 добраться до белых пешек будет затруднительно. Выгоднее атаковать блокированную пешку а3 – 12. …b4 13.ab C:b4 14.ed ed 15.Ле3. Как вовремя в спокойное время чёрные предусмотрели форточку. Теперь, не тратя времени на защиту, можно заняться более прибыльным делом – 15. …Лс2. Кроме пешки b2 у белых появились ещё слабости: 1.Противостояние ладьи с2 и короля белых (4 вид). 2.Слон f2 — равновесная слабость (3 вид). Защитник – король. Вывод: связанный слон f2 – самая опасная слабость (СОС). Напасть на него второй раз может чёрный слон с поля е1, поэтому ладья белых вынуждена сторожить это поле. Защитить пешку b2 просто некому. Её потеря превращает чёрную пешку в слабость белых 6-го вида. Белые сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий