Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Tal – Rukavina. Sochi. 1973.

№ 9

У каждой из сторон пешечное преимущество на «своём» фланге — намечаются пешечные гонки. При такой встречной игре в более выгодном положении будет та сторона, у которой есть возможность вести «двойную игру». Другими словами, кто сможет и играть в свою игру (вести проходную пешку), и мешать сопернику играть в его игру (вести его проходную пешку). Чтобы такого не было, оба короля должны жёстко противодействовать попыткам, более того, даже намерениям короля соперника помешать беспрепятственному прохождению пешки в ферзи.

Сейчас ход чёрных и они были обязаны начать свою «двойную игру» — 1…Кре4, блокируя «двойные» намерения короля белых и самому собираясь огорчить пешку f2. Белым ничего не остаётся, как сконцентрироваться только на своей игре – 2.а4. И дальше – подсчёт темпов: 2…Крf3 3.a5 Kp:f2 4.a6 f3 5.a7 Kpg1 6.a8Ф f2. Ферзь белых не может помешать пешке чёрных превратиться в ферзя, и чтобы не играть окончание без пешки, белым придётся форсировать ничью.

В партии чёрные рискнули отправить две свои пешки в самостоятельное плавание, начав с отстающей пешки – 1. …е5. Посмотрим, к чему приведёт это изначально сомнительное мероприятие (ведь, как известно, враг – не дремлет). Раз чёрные пешки предоставлены самим себе, то король белых сразу хочет показать — кто в доме хозяин – 2.Крс3. Что будет, если чёрные продолжат игру в начатом стиле – 2…е4 3.Kpd2. Пешки приторможены, чёрным пора начинать игру королём. Какую? Против, пока не поздно, белой пешки «а» – 3…Кре5. И далее – 4.а4 Kpd4 5.a5 Kpc5. А чем должен заняться король белых? Готовить нападение на чёрные пешки – 6.Крс3 Kpb5 7.Kpd4. Чтобы не отдать обе пешки даром, пешки идут напролом — 7…е3 8.fe fe. Король не отстанет – 9.Кре3, и после взаимного уничтожения пешек 9…Кр:а5 10.Кр:f4. И теперь всё зависит – успеет ли король чёрных попасть на слоновое поле f8. Побежали – 10…Kpb5 11.Kpg5 Kpc5 12.Kp:h5 Kpd6 13.Kpg6 Kpe7 14.Kpg7. Король чёрных не успел на призовое поле, белые выигрывает.

В партии чёрные сразу осознали несбыточность своей пешечной затеи и запустили в игру короля 2. …Kpg4. Но время (один темп!) потеряно. Для пешечных окончаний время – материально (надеюсь, физики не будут ругаться), от выигрыша до проигрыша (или ничьей) буквально один шаг – один темп. Драгоценный подарок в виде частички времени – одного темпа позволяет королю белых успеть на защиту пешки f2 – 3.Kpd2 Kpf3 4.Kpe1. Король чёрных, не солоно хлебавши, отступает – 4. …Kpе4. Кстати, а если бы король продолжал активную игру – 4…Kpg2? Проверим, 5.Кре2 е4 6.а4 и на 6…е3 — простое 7.f3 заканчивает борьбу. Партия продолжалась недолго – 5.а4 Kpd4 6.f3. Из-за неминуемой угрозы уничтожения пешек чёрные сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий