Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Смирин – Ананд. Москва. 1994.

№ 49

С лишней пешкой белые играют, конечно, на победу. Король чёрных активнее, поэтому первой задачей белых будет увеличение активности своего короля и, соответственно, уменьшение активности короля чёрных – 1.Кре2 (хорошо и 1.Крс3). Белые пытаются оттеснить короля и захватить ключевое поле (f3) пешки f4. Если чёрные пропустят короля белых на f3, то у белых будет и материальное и позиционное преимущество. Поэтому королю чёрных есть смысл побороться за свою активность, применив упреждающий контрудар – 1. …f3+ с пешечной вилкой. Временной жертвой своей слабой изолированной пешки чёрные создают у соперника изолированные пешки, атакуя которые, король чёрных надеется сохранить свою активность и вынудить белых стать защищающейся стороной.

Белым бить или не бить пешку? К ответу на этот почти гамлетовский вопрос логично подойти с точки зрения будущего соотношения активностей королей. Если бить на f3 — 2.gf+, то после 2. …Крf4 чёрные ставят короля соперника в положение цугцванга и отыгрывают пешку – 3.Кре1 Кр:f3 4.Kpf1. Оцениваем активности королей. Пешечная цепь белых разбита, король чёрных атакует равновесную слабость – пешку f2, белый король её защищает. Достижения чёрных очевидны. Дальше их задача – сохранить статус-кво. Надвижение пешки — 4. …h5 обязательно: король чёрных один с ограничением подвижности короля белых не справится. 5.Kpg1 Kpf4. Король чёрных вынужден отступить, но продолжит препятствовать поступательному движению короля белых. 6.Крg2 h4 7.Kpg1 (а что делать!?) 7…Крe4 8.Kpf1 Kpf3 и вскоре партия завершилась вничью.

Предположим, если не бить на f3. Проверяем – 2.Крf1 fg+ 3.Kp:g2 Kpf4. Сравниваем эту позицию с позицией из рассмотренного выше варианта. Разница очевидна: здесь король белых не позволяет оппоненту занять ключевое поле f3 пешки f2, а чёрная пешка «h» не успела стеснить короля белых. Теперь перед белыми стоит задача: увеличить своё игровое пространство, тем самым ещё больше ограничив активность короля чёрных. В этом своему королю помогут пешки – 3.f3 h5 4.h4 Крf5.

Что делать дальше? Пешки свою ограничительную роль сыграли, теперь очередь короля повышать свою активность. Для этого королю предстоит преодолевать сопротивление короля чёрных. Легче это сделать там, где есть свобода для маневра – по линии «е». Но есть одна сложность – пешка h4 останется без поддержки короля, а ключ к ней – поле g3 – находится в пределах досягаемости короля чёрных. Доступ к ключу у чёрных лежит чёрез поле f4. Этому полю соответствует поле f2 (прямая оппозиция). Следовательно, эти поля – поля обоюдного цугцванга: тот, кто первым на такое поле встанет, тот попадёт в цугцванг и будет вынужден отступить. Поэтому путь короля белых на свободу к активной деятельности должен пролегать в обход этого «заколдованного» поля – 5.Крf1 Kpe5 6.Kpe2. Топтаться на 5-й линии скучно, хочется посопротивляться – 6…Крf4, но это означает первым занять поле обоюдного цугцванга. Белые к этому готовы – 7.Крf2 Кре5 8.Кре3 Крf5.

Дальнейшему повышению активности короля белых препятствует его оппонент. Надо просить помощи у пешки, но при её движении у короля чёрных появляется доступ к ключу g4 пешки h4. А это контригра. Требуется точный расчёт последствий – 9.f4 Kpg4 10.Kpe4 Kp:h4. И теперь не торопливое 11.f5 из-за 11…Крg5, а аккуратное 11.Крf3, не выпуская короля с крайней линии и вынуждая его быть «тормозом» собственной пешки. Белые выигрывают.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий