Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Предисловие по стратегии.

Знание некоторых принципов легко  возмещает незнание некоторых фактов.                 Клод Адриа́н Гельве́ций — французский литератор 18 века.

 

Вначале позвольте цитату, довольно длинную (извините), отражающую и мою (в том числе) точку зрения на становление стратегического понимания на начальном этапе обучения.

Цитата: КОКШАЕВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА — МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ -
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Волгоград, 2009

«Стратегические законы игры, принципы позиционной ориентации в многообразии шахматных вариантов вообще не преподаются на начальном этапе специализированной подготовки юных шахматистов. В содержание изучаемого материала, темы по стратегии шахмат включаются после достижения учащимися уровня третьего разряда. В каждом конкретном случае юному шахматисту для достижения этого результата необходим различный промежуток времени. Выбор уровня третьего разряда не является случайным, так как именно шахматисты данного разряда уже владеют элементарными законами разыгрывания дебюта, становятся более внимательными и не допускают грубых просчетов. Игра третьеразрядников носит уже плановый характер, хотя выбор плана может быть несовершенен и его реализация непоследовательна. Совокупность данных умений является показателем наличия у ребенка элементарного позиционного мышления, понимания простейших законов стратегической игры. Достигает же этого результата юный шахматист самостоятельно – специально его этому никто не учит, и к тому же, любой тренер-практик знает, что часть детей, обучающихся шахматам, так никогда и не сможет достичь уровня освоения стратегических законов шахматной игры, а огромный, высококлассно разработанный материал по стратегии шахмат, остается для них полностью недоступным. Отметим также, что и в случае обучения наиболее одаренных (талантливых) шахматистов, перестройка их мыслительной деятельности в ходе освоения ими правил позиционной игры происходит сложно и затягивается на длительное время. У таких спортсменов могут возникнуть сложности на разных этапах спортивного совершенствования, в первую очередь потому, что стратегия и тактика останутся для них двумя разносторонними, взаимонесвязанными явлениями в шахматах. Понимание же законов шахматной борьбы в их единстве будет затруднено… .

По нашему мнению, в настоящий момент в теории и методике преподавания шахмат в учебно-спортивных образовательных учреждениях отсутствует четко структурированная, научно обоснованная и экспериментально апробированная методика тренировки шахматистов на начальных этапах специализированной подготовки. В ряде перечисленных источников и программ обучения представлены упражнения и задания для развития отдельных приемов мышления шахматистов различной квалификации, при этом взаимосвязанность приемов между собой не носит обязательного характера, следовательно, компоненты мыслительной деятельности формируются в диалектическом отрыве друг от друга».

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий