№ 5 Ход чёрных
Короли встали в оппозицию, они находятся в положении обоюдного цугцванга. Но это разные цугцванги. Король чёрных нападает на слабые поля е4 и g4, т.е. его цугцванг – с позиции силы, которую он собирается применить для атакующих действий. Король белых защищает эти слабые поля, для него уступка оппозиции грозит самыми плохими последствиями.
Вывод: доминирующий позиционный фактор – активность короля – на стороне чёрных.
Определим мишени для королевской охоты. У белых две уязвимые пешки: d5 – изолированная, g3 – отсталая (от других). Ключи к ним, поля е4 и g4, как раз и атакует король чёрных, а король белых из-за цугцванга защищает их из последних сил. При обоюдном цугцванге выгодно передать очередь хода сопернику, для этого надо тратить запасной пешечный темп – 1. …f6. Но ведь и у соперника может быть его запасной темп — 2.b3. На этот случай (чтобы не зависеть от соперника) в запасе желательно иметь возможность инициативной игры – 2. …g5. Её цель – вынудить размен пешек на g5 (запасных темпов у белых нет, а ход короля отдаёт оппоненту одно из ключевых полей) — 3.fg fg 4.hg Kp:g5. В чём выгода чёрных? Король получил возможность доступа на ещё одно ключевое поле к пешке d5 – поле е5. Король белых в растерянности: ему предстоит «объять необъятное» — он оказывается перегруженным обязанностью защищать уже три ключа. Так как такой подвиг превышает возможности короля, он ограничился охраной одного ключа – 5.Кре3.
У короля чёрных другая «проблема» — у него «разбегаются глаза» от разнообразия атакующих возможностей. Например, после 5…Крf5 с устранением пешки е5 и образованием своей проходной пешки d5, победа чёрных не вызывает сомнений. В партии чёрные выбрали захват другого бесхозного ключа — 5. …Kpg4. Теперь и королю белых предстоит помучиться с проблемой выбора. Предположим, он позаботится о пешке g3 – 6.Крf2 h4 (лишая белых даже намёка на контригру, связанную с образованием проходной пешки по линии «g»). 7.gh Kp:h4 8.Kpf3 Kpg5 9.Kpe4 Kpg4 10.Kpe3 Kpf5, оттесняя короля от пешки d5, выигрывая пешку и партию.
Такая пассивная игра не даёт белым ни малейшего шанса, последняя возможность – контригра, связанная с походом к пешке d6 и образованием своей проходной пешки по линии «d» — 6.Кре4. Начинается счётная встречная игра – 6. …Kp:g3 7.Kpf5 h4 8.Kpe6 h3 9.Kp:d6 h2, в которой чёрные явно быстрей. Еще было 10.Kpc7 h1Ф 11.d6 Фd5 12.d7 c4. Если пешка превратится в ферзя, то после размена ферзей чёрная пешка проходит в ферзи. Если будет 13.bc, то после 13…Ф:с4+ получается теоретически выигранное окончание. Поэтому белые сдались.