Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

5 вид. Неудачное расположение фигур.

Ранее мы встречались с понятием слабое поле – поле, с которого можно нанести какой-либо тактический удар. Такое поле называем ключевое поле или ключ к тактической слабости. Рассмотрим ситуацию, способствующую появлению возможности такого удара. Тактический удар наносится по конфигурации фигур, расположенных определённым образом. Любую конфигурацию фигур, позволяющую нанести тот или иной тактический удар, будем называть слабостью 5 вида или неудачное расположение фигур, добавляя каких именно и под какой тактический удар. Для краткости расположение фигур под какой-либо удар будем называть — мишень и наименование фигуры, которая эту мишень атакует. Например, ферзевая мишень, ладейная мишень и т.д. Фигуру, атакующую мишень, можно именовать атакёр. Мишень в данном виде слабостей состоит из двух одиночных мишеней. Поэтому, исходя из конструктивных особенностей, она представляет собой двойную мишень.

Примеры неудачного расположения фигур под различные тактические удары:

- Расположение двух фигур под двойной удар (вилку).

№ 166

№ 167

№ 168

166. Король и слон – ладейная и ферзевая мишень, ключ – поле f8. Король и конь – слоновая и ферзевая мишень, ключ – поле f6. Слон и конь – ладейная и ферзевая мишень, ключ – поле е6 или е7.

167. Ладьи чёрных – ферзевая мишень с ключом f6, слоновая мишень с ключом f6, коневая мишень с ключом f5, королевская мишень с ключом f6, пешечная мишень с ключом f6.

168. Король и ферзь – слоновая мишень с ключами f6 и g7, коневая мишень с ключами f7 и g6.

-  Расположение двух фигур на одной линии под связку.

№ 169

№ 170

№ 171

169. Король и ферзь – ладейная мишень, ключи g6 и g5. Король и ладья — слоновая и ферзевая мишень, ключ е6.

170. Король и ферзь – ладейная мишень, ключ h5. Король и конь – слоновая и ферзевая мишень, ключи f6 и е5. Ферзь и слон – ладейная и ферзевая мишень, ключи е6 и f6. Ферзь и конь – слоновая и ферзевая мишень, ключ f8.

171. Король и конь h6 – ладейная и ферзевая мишень, ключ h5. Король и конь f6 – слоновая и ферзевая мишень, ключ е5. Ладья и конь f6 — ладейная и ферзевая мишень, ключ f5.

-  Расположение двух фигур на одной линии под сквозное нападение.

№ 172

№ 173

№ 174

172. Король и ферзь — ладейная мишень, ключ f5. Король и ладья — слоновая мишень, ключ е5.

173. Ладья и слон – слоновая мишень, ключ h5. Ладья и конь – слоновая и ферзевая мишень, ключ f5.

174. Конь f6 и слон – ладейная и ферзевая мишень, ключ f5. Два коня – слоновая и ферзевая мишень, ключ е5. Слон и конь h8 — ладейная и ферзевая мишень, ключ е8.

-  Фигура, блокированная собственными фигурами или пешками (нулевая подвижность).

Если боец, посланный в лагерь соперника (в разведку, за «языком» и пр.), попал в окружение и погиб, кто виноват? Стечение обстоятельств, случайность, собственная оплошность и т.п. Командир будет виноват, если он послал малый отряд в тыл превосходящих сил соперника для ведения боевых действий, чем заведомо обрёк его на верную гибель. А если боец пострадал в собственном лагере от действий прорвавшихся лазутчиков? И никто ему не помог. Более того, собственные же соратники помешали (конечно, невольно) ему самостоятельно выпутаться из этой опасной ситуации, блокировав пути отхода. Кто виноват? Целиком и полностью – командир. Его задачи: тыловое обеспечение, мобилизационные мероприятия, организация атакующих или защитных действий, согласованность действий сил в течение всей военной кампании. То есть, он ответственен за всё.

В шахматах ситуация аналогичная. Если взялся бороться на шахматной доске, (А.Алёхин говорил – в шахматы я не играю, в шахматах я борюсь), так будь добр нести полную личную ответственность за всё, что на ней происходит. Ответственность не только за себя, но и за каждого, даже самого слабого, бойца. Ведь небоевые потери в результате собственного ротозейства «выйдут боком», когда в самый разгар сражения выясниться, что у соперника резервы есть, а у вас уже закончились. Итог предсказуем.

№ 175

№ 176

№ 177

175. Черные пешки самонадеянно пошли вперёд, открыв линию атаки белому слону на ладью. Только как подарок, по-другому действия пешек рассматривать нельзя.  Если командир действует по принципу «не ведаю, что творю», если у одной части его команды настроения и действия «параллельны» интересам другой части команды, то разгром этого «боевого подразделения» неминуем.

176. Расставляя фигуры в боевой порядок, планируя активные наступательные действия, вы поступите мудро, если не забудете главный принцип вменяемого охотника: «Если вы собираетесь охотиться, подумайте, может быть, охотиться будут на вас». Никому не повредит, если лишний раз подумать о собственной безопасности. Особенно это относится к фигурам, находящимся на переднем рубеже с возможным контактом с фигурами соперника.

Чёрный слон попал в ловушку, образованную своими же фигурами. Пути отступления отрезаны, поэтому простое нападение маленькой пешки – 1.f6 приводит к его гибели.

177. Казалось бы, какие могут быть проблемы у ладьи, стоящей на начальной позиции в окружении своих же фигур. Оказывается, проблемы могут возникнуть, если соперник найдёт слабости у этого построения и разумно использует для их атаки свою силу. Слабости чёрных: 1.Ладья h8 – фигура без защиты (2 вид). 2.Противостояние ладей (4 вид). Вывод: пешка h7 связана фигурной связкой. Как следствие: поле g6 – фактически без защиты (2 вид). Важность этого поля: с него конь может напасть на ладью, т.е. поле g6 – ключ к одиночной коневой мишени. Остаётся только захватить этот ключ, и трофеи будут как «на блюдечке с голубой каёмочкой».

-  Неудачная позиция ферзя.

Ферзя необходимо особо выделить из-за его исключительной материальной ценности. Ферзь относится к слабости данного вида при нахождении:

а) впереди своих фигур в зоне действия лёгких фигур и ладей соперника (в меньшей степени — пешек),

б) на своей территории в блокированном своими фигурами положении,

в) на территории соперника в окружении его фигур, частичном или полном, и без поддержки своих фигур.

Рискованные действия ферзя подобны такой опасной «забаве», как «русская рулетка» — повезёт, не повезёт. Всегда находятся любители «пощекотать» себе нервы. Если лично себе, то, пожалуйста, но если речь идёт о команде, то авантюрные действия ферзя иначе как безрассудными назвать нельзя. Другая крайность, если ферзь «спит на ходу». Быть пойманным в собственном лагере в дружественном окружении это значит быть лишённым такого полезного качества, как чувство опасности. Всегда выгоднее опасность предвидеть и предотвратить, чем недосмотреть и потом пожалеть об этом.

Правило умного бойца — бояться никого не надо, но уважать надо любого. Ферзь – сильная фигура с большим чувством собственного достоинства. Ему не пристало, как лезть вперёд напролом, рискуя сломать себе шею о силу соперника, так и отсиживаться пугливым зайцем за спинами своих бойцов. Он должен быть выразителем умной силы, понимающий, когда можно быть «впереди на лихом коне», а когда обязан возглавить оборону своей позиции. Но всегда ферзь должен помнить о своей ответственности перед командой — кому больше дано, с того и бОльший спрос.

Рассмотрим примеры ловли ферзя, находящегося в собственном лагере, с использованием простого нападения.

№ 178

№ 179

№ 180

№ 181

№ 182

№ 183

178 – 183. Такие примеры публичного унижения ферзя наглядно показывают его беззащитность перед малой силой соперника, если проявить к ней неуважение.

Рассчитывать, что соперник обязательно вам поможет и добровольно создаст у себя мишени, удобные для атаки, занятие неблагодарное. Желающих добровольно проигрывать нет. Поэтому приходится действовать по заветам легендарного биолога и селекционера И. Мичурина: «Нельзя ждать милости от природы, взять их у неё – наша задача». И в шахматах, если ждать – можно не дождаться, поэтому будем действовать.

Рассмотрим примеры силового принуждения фигур соперника к расположению под различные тактические удары. Для этого могут быть использованы следующие тактические средства:

1. Преследование короля (шахование) или других фигур, вынуждая их встать под тактический удар.

2. Размен, облегчающий нанесение  тактического удара оставшимся фигурам.

3. Комбинационный удар с идеей завлечения какой-либо фигуры под тактический удар.

Смысл атакующих действий – завлечь фигуру соперника на поле, которое окажется для неё роковым, своего рода «миной», на которой подорвётся её вера в своё светлое будущее. Короче говоря, гоним фигуры на «мины».

Завлечение под двойной удар ферзём.

№ 184

№ 185

№ 186

184. Король раскрыт, линия атаки – вертикаль «g» (1 вид). Но мата нет: пешка е6 не сможет помочь ферзю поставить мат, когда король «забьётся» в угол. Принять на себя непочётную обязанность – быть СОС – придётся ладье, как фигуре без защиты (2 вид). Атакующий приём при 2-м виде слабостей – двойной удар. Ищем узловое поле силовых линий от слабостей – это поле g6, ключ к ферзевой мишени. Но оно недоступно для ферзя. Вывод: надо вынудить чёрных изменить расположение мишеней. Проще всего «погонять» короля, поэтому начинаем с шаха по линии атаки — 1.Фg5+. Помним, простой шах полезен не только для того, чтобы «попугать» короля, тот не всегда бывает пугливым. Главная польза — если шах будет частью атакующего действия. Здесь это завлечение короля под двойной удар ферзём. После 1…Крh7 снова ищем узловую точку. Это поле h5. Вывод: чёрные фигуры встали в ферзевую мишень; поле h5 – ключ в шаговой доступности ферзя. Захватываем ключ — 1.Фh5+. Дело сделано.

185. Красота! У чёрных три мишени, из них две фигуры без защиты – ферзевая мишень. Есть где ферзю «разгуляться»! Берём, как говорится, «быка за рога» — ищем узловое поле. Поле е7 – ключ без хранителя. Проверяем его захват — 1.Фе7. Ход «тихий», поэтому ищем защиту за соперника: одна из фигур, спасая себя, должна поддержать «напарника» — 1….Лf5. Дальше, шахи есть, да толку нет. Возвращаемся назад. Замечаем, что есть ещё одна мишень – пешечная. Ключ – поле g7, но его захват возможен только комбинационным ударом -1.g7+, но зато с шахом. Помним, форсированные возможности всегда проверяем на наличие идеи. После 1…Кр:g7 король «высунул нос» из угла. Отлично, появилась возможность захватить ключ е7 с шахом — 2.Фе7+, двойной удар. Конь спешит под монаршую защиту — 2…Кf7, уповая на его милость и покровительство. А безжалостный враг у ворот не дремлет. Ведь конь встал под полную королевскую связку. Даром ему это не пройдёт. Гордая пешка просто нападёт на коня — 3.е6. И он неизбежно станет её трофеем.

186. Белые, используя беспомощную позицию чёрного короля, захватили ключ е5 на линии атаки. Конечно, белые заметили хранителя ключа — ладью е8. Но шах слоном сделали. Почему? Идея – разрушить взаимозащиту ладей, превратить ладью в слабость 2-го вида и создать ферзевую мишень. Для воплощения идеи в жизнь завлекаем ладью под двойной удар ферзём — 1…Л:е5. Теперь ладья становится двойной слабостью и СОС (по материалу). Теперь дело ферзя воспользоваться образовавшейся ферзевой мишенью: найти ключевое поле и захватить его — 2.Фf6+. Двойной удар с выигрышем качества.

Завлечение под двойной удар ладьёй.

№ 187

№ 188

№ 189

187. После шаха чёрные неосторожно закрылись ладьёй, предлагая размен ладей. К сожалению для ладьи, здесь она становится равновесной слабостью (3 вид). А при этом виде слабостей есть неприятный в своей неожиданности приём – трансформация слабости (замена одной мишени на другую; подробно этот приём будет рассмотрен дальше) — 1.Л:h7+ Кр:h7. На первый взгляд – простой размен, но второй, тренированный, взгляд заметит завлечение короля на одну линию с конём и появление ладейной мишени по 7-й линии. Захват ключа — 2.Лf7+ с двойным ударом должен убедить чёрных, что не всё хорошо, что кажется простым. И в простом деле бывают «подводные камни».

188. Игра на упрощения эффективна, когда предлагается с позиции силы. А при просительной игре: «Давай поменяемся, а…», создавая при этом у себя, казалось бы, временные слабости, есть риск получить и размены, и новые неприятности. После 1.Л:е8+ Ф:е8 неприятности не заставили себя долго ждать. Чёрный ферзь дал себя завлечь на 8-ю линию, где возникла ладейная мишень с ключом f8. Наказание тут же последовало — 2.Лf8+ двойной удар с выигрышем ферзя.

189. Король чёрных раскрыт, линия атаки – вертикаль «g». Две ладьи белых собираются заняться любимой охотой на крупную дичь — линейной атакой на самые выгодные шахматные мишени. Первый выстрел по СОС — 1.Лg5+. У чёрных есть выбор. Либо смириться с судьбой и покорно идти на край доски, либо убедить ферзя поработать фигурой прикрытия. В первом случае после 1…Крh7 появляется слабость – неудачное расположение фигур под сквозное нападение с шахом. Ладья с удовольствием воспользуется подвернувшейся возможностью — 2.Лh5+. Во втором случае, после 1…Фg7 2.Л:g7+Kp:g7, король завлекается на поле, где появляется новая ладейная мишень – неудачное расположение фигур под двойной удар другой ладьёй — 3.Лf7+ с выигрышем коня.

Завлечение под двойной удар слоном.

№ 190

№ 191

№ 192

190. Чёрные воспользовались «ошибкой» белых, подставивших свои фигуры под двойной удар ферзём. И сами допустили ошибку уже без кавычек. Этот приём – ловушечное завлечение или завлечение в ловушку эффективен против любителей быстрой игры, которые не хотят утруждать себя вопросами: «Что хочет соперник? Зачем он сюда пошёл?». Из-за этого часто попадают впросак. А заметить чёрные должны были, что их ферзь становится на одной диагонали с одним «g8» из двух свободных полей для короля. И если король по какой-то причине встанет на это поле, то появится мишень для пока ещё «живого» слона белых. Белым останется только найти ключ, что в данном случае сделать не трудно. Задача белых, следовательно, заключается в следующем: завлечь короля в слоновую мишень. Для этого есть способ силового принуждения короля – шахование, которое ведётся по линиям атаки — 1.Лh5+ Kpg8. Завлечение короля произошло. Далее, захват ключа с двойным ударом — 2.Сf7+.

191. Чёрные ладьи стоят на одной диагонали, не боясь, что белые могут использовать их как слоновую мишень. В их план спасения входит: 1.Одна ладья даёт шах королю белых (он где-то на другой части большой доски). 2.Вторая ладья просто уходит из-под нападения слона. В чём изъян их плана? Не учли существование приёма — трансформация слабости. Белые предварительно меняют ладей — 1.Ле8+Крh7 2.Л:h8+Kp:h8, завлекая короля на поле, где он с оставшейся ладьёй будут более удобной для атаки слоновой мишенью – 3.Сf6+.

192. Чёрные только что сделали двойное нападение. Белые обязаны применить активную защиту, т.е. защиту одновременно с нападением. Есть два способа. Первый: 1.С:g6 (грозит 2.Ле8Х) 1…Ф:g6 (вынуждено) 2.fg Kp:e7. Второй: 1.Ле8+ (завлекая короля в слоновую мишень) 1…Кр:е8 2.С:g6+Ф:g6 3.fg Kpe7. В чём различие двух вариантов? Конечная позиция одинаковая, второй вариант длиннее на один ход, что не принципиально. Важно то, что второй вариант проведён форсировано, с шахами. Такое принуждение соперника к защите предостерегает от вероятных промежуточных контрударов.

Завлечение под двойной удар конём.

№ 193

№ 194

№ 195

193. Чёрные предложили размен ферзей. Реакция белых? Побить 1.Ф:g8+ в надежде, что соперник беспечно возьмёт ближней фигурой — 1…Кр:g8 и создаст коневую мишень? А если он будет внимателен и возьмёт ладьёй? Расстроитесь, что хитрость не удалась, и сдадитесь? Игра, рассчитанная на ошибку соперника, заведомо не выгодна. Неразумно ставить себя в зависимость от чужой воли.

Соперник никогда не будет играть так, как хочется вам, он будет играть так, как выгодно ему.

Строя свои планы, именно на это и надо рассчитывать. Поэтому старайтесь навязать сопернику свою волю. Для этого ищите у него слабости и атакуйте их так, чтобы у соперника не было бы ни малейшего шанса противиться вашей воле.

К чёрному королю ведут две линии атаки и, соответственно, есть два шаха-кандидата — 1.Фf6+ и 1.Фh6+. Проверяем оба. Первый, 1.Фf6+Kph7 и шахи, а с ними и угрозы, закончились. Второй, 1.Фh6+ Фh7. У короля появилась мощная фигура прикрытия. Но соотношение сил, в пользу белых – 1(1):1, должно их обнадёживать. Продолжаем искать слабости. Ферзь с ладьёй стоят под коневую вилку. Есть коневая мишень! Но сразу захватывать ключ f6 нельзя: ход 1.Кf6 «тихий», а слабость, ферзь чёрных, может «огрызаться». Поэтому сначала надо «усмирить» особо «крутого» защитника. Как говорят политики – провести операцию умиротворения («принуждение к миру» в выгодной для себя интерпретации). На шахматном языке – провести трансформацию слабости: превратить силу в слабость — 1.Ф:h7+Kp:h7. Смирная коневая мишень создана – есть, где коню оттоптаться  - 2.Кf6+.

194. Если конь проник на чужую территорию в поисках коневой мишени, то у обоих соперников есть одна и та же забота, но противоположного значения. Один хочет найти для коня мишень или пытается её создать. Другой надеется не встретиться с этим скакуном на узкой дорожке, попасть под его копыта не хочет никто. В любом случае оба соперника должны внимательно следить за фигурами, стоящими на расстоянии одного хода коня. Эти фигуры или даже одна фигура являются потенциальными мишенями, двойными или одиночными, для коня (мишени-кандидаты). Всегда неожиданно для соперника, когда перевод мишени-кандидата в нежелательный статус настоящей мишени (трансформация слабости) происходит комбинационным путём. 1.Л:h8+, завлекая короля в коневую мишень — 1…Кр:h8. Двойная мишень создана, ключ найден 2.К:f7+ — коневая вилка.

195. Ситуация аналогична предыдущей позиции. Конь нападает на пункт g7, который может быть ключом к мишени-кандидату. Пока у ключа есть «хранитель» — король, но если короля отвлечь от ключа и, одновременно, завлечь в коневую мишень, то мечта коня сбудется. Поэтому трансформируем слабость — 1.Ф:е6+Кр:е6 и 2.К:g7+ с коневой вилкой.

Завлечение под двойной удар пешкой.

Звучит парадоксально, но пешек опасаются все фигуры. Не боясь ни чинов, ни званий они угрожают всем, кто попадётся под их «косой» взгляд, не говоря уже про удар. И любая фигура должна, пусть с неохотой, но отойти в сторону, уступая пешкам дорогу вперёд. Особый праздник у пешек, когда им удается поймать на вилку две зазевавшиеся фигуры соперника. Создавая две угрозы выгодного взятия, вынуждают эти фигуры в панике разбегаться во все стороны в поисках хоть какого-нибудь контрудара.

№ 196

№ 197

№ 198

196. У чёрных уже есть пешечная мишень, но сразу делать пешечную вилку нельзя: можно «нарваться» на сильный контрудар. Действуем по уже знакомому плану. Сначала устраняем вероятные проблемы, которые мог бы создать активный соперник (такой метод игры называется профилактический). Затем в более комфортной обстановке проводим свой намеченный тактический приём — 1.Л:f7+ (трансформацию слабости) 1…Кр:f7 (завлечение короля) 2.g6+. Пешка с шахом захватывает ключевое поле, от двойного удара нет защиты.

197. Строй пешек, называемый пешечная фаланга, конечно грозен. Но материальное преимущество чёрных слишком велико. Что здесь по силам пешкам? Движение любой пешки приведёт только к простому, а значит, недостаточно опасному нападению. Надо вспомнить, что шахматы – командная игра. Здесь применим мушкетёрский клич: «Один за всех, все за одного». И призвать на помощь пешкам ладью. Ищем слабости, которые может использовать ладья. По вертикали «h» замечаем линию атаки на чёрного короля. Прочь сомнения, вперёд, в бой! 1.Лh6+ Сh7. Слона завлекли под полную королевскую связку, появилась пешечная мишень. Проверяем захват ключа — 1.g6. После отхода ферзя выигрывается только слон. Как говорил герой мультфильма: «Маловато будет». В таких случаях может помочь мечта о чуде. Например, как было бы хорошо, если бы… и т.д. В нашем случае, если бы вместо слона стоял бы король. Помечтав, «опускаемся на землю», «засучиваем рукава» и думаем, «как сказку сделать былью». Вместо нереального чуда у нас есть реальный чудо-приём — трансформация слабости (разве не чудо – силу превратить в слабость) 2.Л:h7+Kph7. Как сказал в похожей ситуации Карлсон (не гроссмейстер, а с пропеллером): «Свершилось чудо! Друг спас…» и т.д. Завлечение короля и пешечная вилка — 3.g6 с шахом  ведёт к потере чёрными ферзя. Ладья помогла пешкам поверить, что в шахматах, если очень захотеть, возможны настоящие чудеса.

198. Белые пешки проявляют чудеса храбрости, отчаянно идут на последний решающий штурм превосходящего соперника. Перспектива, как в древней Спарте: «Или со щитом, или на щите». Такая отчаянная наглость (в хорошем смысле), видимо, смутила соперника, коль он позволил пешкам подойти на расстояние «штыкового» удара. Но что делать дальше? Бить на е7 пешкой – невелика добыча. Бить на g7 – смысла нет. Двигать пешку — 1.g6, вынуждая 1…Ф:g6 и завлекая ферзя на противостояние с ладьёй? Но выгодное открытое нападение с шахом — 2.f7+ ничего не даёт из-за простого 2…Ф:f7. Остаётся наиболее идейный ход — 1.f7+ с пешечной вилкой. Идея есть, а есть ли смысл отдавать пешку? Проверяем, 1…Кр:f7, король вылез из своей норки на всеобщее обозрение и подставился под шахи. Факт проведения идеи завлечения, как говорится, налицо. Далее, какой шах выгоден? Только вновь пешкой — 2.g6+, а это вторая пешечная вилка, ведущая к выигрышу ферзя. Справедливости ради – у белых есть ещё один сильный ход 1.Л:е7, но это, как говорится, проза жизни.

Завлечение под двойной удар королём.

Большую часть шахматной партии король, как и положено монаршей особе, прячется за высоким забором, окружает себя охранниками. В общем, ведёт себя так, как считают должным вести себя, «сильные мира сего». Но подобная, тревожная, жизнь неизбежно накладывает неизгладимый отпечаток на характер короля. Он очень подозрительно относится к любым изменениям вокруг его драгоценной особы. Его заветная мечта – чтобы его подольше оставили в покое, а ещё лучше, не мешали бы встретить обеспеченную старость где-нибудь в глубоком эндшпиле. Но от судьбы ещё никому не удавалось безнаказанно уйти. Жизнь сурова, даже к королям.

Жестокие битвы немилосердны и к великим воинам, таким как ферзи и ладьи. Приходит время, и их уносят с поля боя. Нужна замена павшим бойцам. На легионеров надежды нет, это не современный «российский» футбол. Настоящих бойцов надо растить только самим. Поэтому вся надежна на пока ещё маленьких бойцов, пешек, и на их честолюбивые амбиции. Но им ещё предстоит трудный путь к обретению настоящей Силы. Кто им поможет? Остатки былой могучей армии? Они малы, да и сила уже не та – «укатали сивку крутые горки». Вот и приходится королю, отряхнув приятную дремоту, отправляться в нелёгкий путь на помощь своим пешкам. Волей-неволей ему придётся вступить в бой — показать королевский характер и свою природную нерастраченную, а потому немалую силу. Но есть два условия: 1.Будущие королевские мишени должны быть пассивными (не могли бы причинить вред королю). 2.Быть слабостями 2-го вида – фигурами без защиты.

№ 199

№ 200

№ 201

199. Слабости чёрных: 1.Конь е8 — без защиты (2 вид). Коня h8 не «обзываем» слабым, хотя он тоже без защиты. В отличие от своего коллеги, ему никто и ничто не угрожает: белым фигурам до него не дотянуться. 2.Пункт g6 – равновесная слабость (3 вид). Защитник – неуловимый конь h8 (неуловимый потому, как в анекдоте, что его никто и не ловит). Пешки белых далеко продвинуты и очень опасны. Но на их пути превосходящие силы соперника. Могут ли белые фигуры помочь пешкам? Как поступает настоящий боец: ринется в бой — и «будь что будет»?

В шахматах всегда добивается своей цели только умная сила (сплочённая общей идеей). Определим, какая роль у короля. Хотя его и атакуют, но здесь он явно «не робкого десятка» и готов, засучив рукава своей королевской мантии, ринуться в рукопашный бой. Очень его привлекает поле f7 – не терпится открыть сезон королевской охоты. Пока оно недоступно, но при благоприятной обстановке это может быть ключ к королевской мишени. Замысел белых (идея) и состоит в создании этой благоприятной обстановки. Для этого необходимо определить роли короля и ладьи, скоординировать их действия. Ладье поручается выполнение «черновой» работы – «рыть землю», но построить мишень для короля — 1.Л:g6 К:g6. Разменивается самая опасная фигура чёрных, а конь (тот, который кичился своей неуязвимостью) завлекается в королевскую мишень. Действие белых по отношению к равновесной слабости – трансформация слабости. Образовавшаяся двойная мишень с двумя конями без защиты очень удобна для короля – не надо опасаться, что «лягнут», если правильно к ним подойти, да и далеко ходит не надо. Следует захват ключа — 2.Крf7 с двойным королевским ударом.  При безысходности, даже король – добротный мОлодец.

200. Про такое стояние друг напротив друга говорят «стенка на стенку». Вспомним исторические примеры, например, что-нибудь о Куликовской битве. Вышли Пересвет и Челубей, как наши ферзи, биться «не на жизнь, а насмерть». И оба погибли в жестоком единоборстве – 1.Ф:g7 Л:g7. Пришло время воину Ослябе отомстить за брата своего Пересвета — 2.Крf6, и «падут наземь вороги».

Белые провели размен равновесной слабости – пункта g7 (3 вид). Цель — трансформация слабости. Вместо ферзя на поле g7 завлекли ладью. К ферзю белому королю было не подступиться, а вот к ладье, даже к двум, он знает безопасный подход. Простое нападение, казалось бы, лёгкий для защиты приём, но когда их два – это уже двойной удар (или по-простому – вилка). В ближнем бою даже король опасен, особенно когда нападает на пассивные мишени.

201. Чёрные только что сделали ферзевую вилку, понадеявшись, что после размена ферзей никто им не помешает расправиться с одиноким королём. Но очень вредно недооценивать силу короля. В ярости, особенно когда больше не на кого надеяться, он бывает силён и очень опасен. После вынужденного размена — 1.Ф:f7 K:f7 следует бросок короля — 2.Крg6. Один против двоих, такого от короля белых чёрные явно не ожидали.

Завлечение под связку.

№ 202

№ 203

№ 204

202. Две фигуры на одной линии без пешек, особенно если одна из них король, это всегда очень опасно. Лучше таких ситуаций избегать. Ферзь, понятное дело, пытается защитить  короля, что называется, «своей грудью», невольно формируя двойную мишень для атаки линейной фигурой соперника. И если у соперника есть ладья (а две ладьи — лучше), то ферзя ждут нелегкие времена. Выступая на первой линии обороны, он сам становится СОС.

У белых есть две линии атаки на две одиночные мишени, на короля и на ферзя. Опыт и знание предыдущих примеров подсказывает, что атака двойной мишени сильнее атаки одиночной мишени. Поэтому для успешности атаки белым выгодно превратить две одиночные мишени в одну двойную, назовём этот процесс переформатирование слабостей (более подробно – далее). Определимся с технологией этого процесса. Добровольно чёрные фигуры на одну линию не встанут. Требуется приложить импульс для придания фигуре ускорения в нужном белым направлении. Какая фигура более податлива к внешнему воздействию? Конечно, королю. С атаки его и начинаем — 1.Лh5+, принуждая (завлекая) короля на одну линию с ферзём, 1…Kpg8. Ладейная мишень по вертикали «g» выстроилась. Пора делать связку — 1.Леg5, выигрывая ферзя за ладью.

203. Белые фигуры в отчаянном положении: чёрный ферзь взял их практически «за грудкИ». Спасти их может только какое-либо неожиданное для ферзя действие, например, выраженное в словесной форме — «а у вас ус отклеился». Шахматным спасительным средством может быть контрнападение на короля, вынуждающее замереть любого забияку. Изучаем слабости позиции чёрного короля. Есть открытая диагональ с возможностью шаха (1 вид). Но разве короли от шаха «умирают»? Конечно, нет, если только этот шах не связан с последующей идейной игрой на мат или выигрыш материала. Проверяем, 1.Сf6+Kpg8. Что произошло? Ситуация кардинально изменилась, как это часто бывает после сильных контрударов – король встал на одну линию с ферзём. Возникшая ладейная мишень побуждает ладью заняться настойчивым поиском ключевого поля. Как известно, кто ищет, тот всегда найдёт (а кто не ищет, тот ни с чем домой уйдёт). Благо ладье далеко ходить не надо — 2.Лg5 c выигрышем ферзя.

204. Вновь позиция, где ладья и легкая фигура при поддержке пешки бьются с ферзём. Прикрывая собой своего короля и спасая его, ферзь сам становится мишенью (СОС по материалу) для фигур соперника. С шаха какой фигурой начинают белые? Той, которую труднее подключить к атаке — 1.Кf6+Kpf8 (если 1…Кре7, то уже знакомый приём — 2.Лh7, связывая ферзя) 2.Лh8+. Белые выбрали форсированный порядок ходов. Их цель – завлечь короля на одну горизонталь с ферзём (там у белых припасено ключевое поле h7 для ладьи). Король не хочет вместе с ферзём подставиться под связку. Пытаясь самостоятельно спастись — 2…Крg7, король попадает «из огня да в полымя». После 3.Лh7+ и сквозного нападения с шахом, ферзь всё равно теряется.

№ 205

№ 206

№ 207

205. У чёрных уже есть слоновая мишень. Почему бы не воспользоваться любезностью соперника? В суровые времена для нашей страны был распространён лозунг: «Враг не дремлет». Нельзя недооценивать воинственность чужих фигур. Просто угроза даже сильная это, всё-таки, «тихий» ход. Раз так, ждите контрудар. Не хотите идти на риск и нарваться на сильный контрудар, играйте более форсировано: или взятие, или шах. Поэтому играем надёжно, делаем взятие с шахом — 1.Л:е8+ Кр:е8. У простого размена оказалась атакующая идея – трансформация слабости. Образовалась новая слоновая мишень. Захватываем ключ — 2.Сg6 с полной королевской связкой.

206. Очень опасна линия атаки на короля – диагональ е5-h8. У белого слона самые серьёзные намерения вторгнуться  на ключевое поле f6. Но у ключа есть хранитель — ладья f8. Тем не менее, поле f6 — равновесная слабость (3 вид). Проблема белых, как подключить к атаке ферзя. Ему мешает свой же слон. Из известных трёх способов атаки слабости 3-го вида возможен только один: захват слабого поля, но он связан с отдачей материала. Необходима проверка на целесообразность (правильность цели). Другими словами, это жертва или просмотр. Проверяем, 1.Сf6+Л:f6. Ладья становится на одну линию с королём. Выстроилась конструкция для связывания, значит, это была жертва с идеей завлечения ладьи под связку. Так как ферзевая мишень уже готова, то очередь за ферзём. Он на свободе – пора за работу — 2.Фе5. Есть полная королевская связка.

207. У чёрных две равновесные слабости – пункты е7 и h7 (3 вид). На статус СОС здесь явно тянет пункт е7 из-за своего материального веса. Защитник СОС – конь g6. Но он сам атакован слоном белых. Вопрос: можно ли уничтожить сначала защитника, а потом охраняемый им СОС? Взятие 1.С:g6 (удар в основание цепочки слабостей) – ход по сути «тихий», без шаха. Но ведь совсем рядом два ферзя уже готовы вступит в рукопашный бой, как Паниковский и Шура Балаганов под крики: «А ты кто такой?» Как это часто бывает, кто первым стукнет, тот и прав. Поэтому белым нельзя терять время, отвлекаясь на второстепенные мишени. Цель — СОС. Сначала для «очистки совести от смутных подозрений» проверяем удар сразу по СОС — 1.Ф:е7+К:е7 2.Л:h7+Kpg8 3.Л:е7 Л:f5. Взаимное истребление закончилось. Что в итоге? Почти как в поговорке: «Атаковали — веселились, подсчитали – прослезились». Выиграли всего лишь пешку. «Маловато будет». Приглядимся внимательнее к другой слабости пункту h7. Есть противостояние его и слона f5. Вывод: пункт h7 – двойная слабость, приобретает статус уязвимой мишени. Ищем идею тактического удара. Проверяем основной ход-кандидат – комбинационный удар по уязвимой мишени — 1.Л:h7+ Кр:h7 (бить король обязан, позади ферзь – сквозной удар). Что изменилось? Короля завлекли на противостояние со слоном: произошла трансформация слабости. В результате конь g6 оказался связан полной королевской связкой и полностью утратил дееспособность. Как результат, ферзь остался без защиты — 2.Ф:е7.

Завлечение под сквозное нападение.

№ 208

№ 209

№ 210

208. У чёрных пункт f7 — равновесная слабость (3 вид). Обязательно надо обратить внимание, что у чёрных две фигуры стоят на диагонали, доступной белому слону: слоновая мишень уже есть. Вывод: пункт f7 двойная слабость и уязвимая мишень. Имеется и ключевое поле g6 для слона. Но захватывать его пока нельзя – сначала надо лишить мишень контратакующей силы. Превращаем опасную силу в безвредную слабость с помощью атакующего приёма – трансформация слабости 1.Л:f7 K:f7. Слабость 3-го вида, пункт f7, переведена в более опасную слабость 2-го вида. С помощью размена белые завлекли в слоновую мишень фигуру, у которой нет возможности ни контратаки, ни взаимозащиты. И теперь, когда лев превратился в кролика, смело идём на охоту за ключом — 2.Сg6.

209. Позиция другая, но атакующее действие то же. 1.Обезвреживание хищника — 1.Л:f6+ 2.Завлечение на его место пугливого создания — 1…Kp:f6. 3.Напугать того, кто испугается — 2.Сg7+Kpg6. 4.Дело сделано, осталось забрать трофеи — 3.С:е5.

210. Слабости чёрных: 1.Пункт g6 — равновесная слабость (3 вид). 2.Две фигуры на одной диагонали при «живом» ферзе (4 вид). 3.Конь е8 без защиты (2 вид). Вывод: у черных две двойные слабости – пункты g6 и e8. Которая из них уязвимая мишень и первой подвергнется агрессии? Там, где уже есть фигурное напряжение, где нервы натянуты как струны. А «где тонко, там и рвётся». Проводим приём — трансформация слабости: наносим комбинационный удар по уязвимой мишени пункту g6 — 1.Л:g6 Л:g6. Ладья завлечена на поле, где её возможности по взаимозащите ограничены. Две незащищённые фигуры на одной линии — отличная двойная мишень для удачливого охотника. 2.Фh5 — атака ферзевой мишени с ключевого поля. Одним выстрелом – в двоих, на настоящей охоте – редкий случай, а в шахматах – обычное дело.

Разберём три примера борьбы ладей против ферзя. Король и ферзь, стоящие на одной линии, хорошая мишень для ладьи. Но есть проблема — как добраться до ключа. Одной ладье с этим не справится, если, конечно, соперник не «поможет». Двум ладьям уже легче, но потрудиться придётся.

№ 211

№ 212

№ 213

211. Чёрные уже сделали за белых всю подготовительную работу. Король и ферзь  построились в ладейную мишень. Ключ – поле h8, но у него есть хранитель – король: поле h8 – равновесная слабость (3 вид). Предполагаемое атакующее действие – нейтрализация хранителя ключа. Атакующий приём – простое нападение (в данном случае – шах); цель — отогнать хранителя от ключа. Ищем шах фигурой-бездельником  - 1.Л:f7+. Король не может уйти из ладейной мишени, отходит только от ключа —  1…Крh6. Ключ остался без присмотра — 2.Лh8+. Сквозной шах с выигрышем ферзя.

212. Если ладьи атакуют в связке друг с другом, то по силе с ними никто соперничать не может — 1.Лh7+Kpg6 2.Лfg7+. Ладьи гонят короля к ферзю — 2…Kpf5. Короля шахами завлекли на одну линию с ферзём — ладейная мишень создана: пора захватывать ключ — 3.Л:h5+.

213. Начинаем преследование короля — 1.Лh5+Kpg7 2.Лfg5+Kpf8 – «прыг в норку». А одна ладья говорит другой: «От нас ещё никто так просто не убегал». И вдогонку — 3.Лh8+.

Posted on by Сергей в Тактика

3 комментариев к странице 5 вид. Неудачное расположение фигур.

  1. Александр

    № 193 гениально, не зная этого приема,первоначально я делал бы размен ферзей и расчет на ошибку =)

     
  2. Александр

    № 197 снова хороший пример

     
  3. Александр

    Хороший гайд, но нужно наработать эти приемы ,так как я эти ходы просто-напросто не вижу. Но основную суть я понял. Еще понравилось трансформация слабости. Хочу именно эту стратегию отточить в своей игре. После этого приема мораль соперника упадет и победить будет проще.

     

ответ к Александр