Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Plachetka – Petran. Czechoslovakia. 1976.

№ 8

При материальном равенстве на первый план выходит не только точный учёт всех(!) позиционных элементов, но и их взаимное влияние. В игре, особенно в стрессовом состоянии, сложно разобраться с нюансами оценки. Поэтому для успешной игры в пешечных окончаниях полезно не только нарабатывать быстрый и точный счёт вариантов, но и тренировать поиск и идентификацию позиционных элементов, выбор плана действий на основе элементов, определяющих оценку позиции.

Зачем это надо? Рассмотрим на примере. Король белых активнее своего оппонента. Заняв центральную позицию, он способен быстро переместиться при необходимости в любую часть доски. Для него есть и мишень для нападения – беззащитная чёрная пешка g5 (2 вид), а своя пешка g4 ждёт не дождётся когда станет проходной. Достаточно ли это для выигрыша? Общая оценка всегда зависит от сравнения своих выгодных позиционных элементов с позиционными элементами соперника. К примеру, более далеко продвинутая пешка с4 (кстати, дальше, чем оппонент – белая пешка g4), как кандидат в проходную, это позиционный плюс для чёрных. Уступающий в общей активности король чёрных, по отношению к слабой пешке b2 не так уж и безнадёжен. Большее по темпам расстояние до пешки он частично компенсирует тем, что не будет загораживать дорогу своей проходной пешке, как король белых пешке «g».

Вывод: возникающая встречная игра из-за неоднозначно прогнозируемого результата требует расчёта.

Считаем. Королю белых, чтобы взять пешку g5, отойти с дороги пешки и провести её в ферзи потребуется 7 темпов. Чёрные отправят короля по маршруту с5-d4-d3-c2:b2, затем проведут пешку, затратив на всё – те же 7 темпов. Ферзи появляются одновременно, однако преимущество белых во времени (их очередь хода) не даёт им шанса на выигрыш. У чёрных был и несколько другой маршрут для короля, начинающийся с хода пешки b2-b4 – результат был бы тот же.

А может быть, как в партии, отступить королём – 1.Кре4, намереваясь в качестве королевских мишеней выбрать чёрные пешки ферзевого фланга, заодно удерживая свои пешки в зоне королевского внимания. На что могут рассчитывать белые, ведь на ферзевом фланге у них нет позиционного преимущества? Ответ — ни на что, если оценка будет вестись только по одному флангу. Другое дело, если оценка будет комплексная, связывающая воедино разные позиционные элементы по всей доске.

Противостоящие друг другу пешки ферзевого фланга расположены на соседних вертикалях, что предполагает возможным их взаимное уничтожение королями. В таком случае, крайне важнО их расстояние до своей пешки на другом фланге в сравнении с соперником. Выгодный позиционный элемент – у кого это расстояние больше. В данном случае – это белые. Можно сделать предварительный вывод, что встречная игра на взаимное уничтожение пешек – 1. …b4, начатая чёрными, изначально позиционно ошибочна.

Далее последовало 2.ab Kp:b4 3.Kpd4. Почувствовав неладное, чёрные притормозили встречную игру и отступили – 3. …Kpb5, но было уже поздно – белые начинают оттеснение короля от оставшейся пешки – 4.Kpd5 Kpb4 5.Kpc6 Kpa4 6.Kpc5 Kpb3 7.Kpb5. Замысел белых удался: после размена пешек король белых первым успевает на другой фланг. Чёрные сдались.

Всё ли так было изначально безнадёжно для чёрных? Первый ход белых был скорее выжидательным, чем инициативным. Поэтому у чёрных была некоторая свобода выбора, и этот выбор должен быть обязательно инициативным (в спокойной игре у чёрных шансов спастись нет). Ещё одной инициативной возможностью было движение другой пешки – 1…с3. Какой смысл в этой жертве, пусть и временной, пешки? Дело в том, что после 2.bc Kpc4 король чёрных ведёт «двойную игру». Он идёт уничтожать пешки белых и одновременно ставит королю соперника корпус, блокируя ему кратчайший путь к пешке b5. Вот в этом выигрыше времени и заключается смысл жертвы пешки.

Проверим возможные варианты. Сначала убедимся, что по-прежнему ничего не даёт поход на королевский фланг – 3.Крf5 Kp:c3 4.Kp:g5 Kpb3 5.Kpf6 Kp:a3 и пешки идут синхронно. Ничья. Главный вариант – 3.Кре5 Kp:c3 4.Kpd5 Kpb3 5.Kpc5 Kpa4 (но только не 5…Кр:а3).

Кульминационный момент. Если король белых оттеснит оппонента от его пешки и вынудит взаимное взятие пешек, то белые выиграют. Если не сумеет – будет ничья. Так что, белым играть энергично на оттеснение короля чёрных от пешки – 6.Крb6? В пешечных окончаниях легко перестараться, если перестать следить за изменением позиционных элементов. Если сравнить текущую активность королей по отношению к пешкам «g», то выяснится, что более активен уже король чёрных: по 4-й линии он не только будет нападать на чужую пешку, но и защищать свою. Король чёрных – будет только нападать на чужую. Вывод: есть перспектива перехода статуса сильнейшей стороны к чёрным. От них требуется инициативная игра, прежде всего уже выгодный им размен пешек – 6…b4. Выигрывают чёрные.

Нападать белым, конечно, надо, но не переходя опасную черту (держа в уме расстояние королей до пешек королевского фланга) – 6.Крс6 После 6…Кра5 и топтания вокруг пешки b5 кардинально усилиться никто не может – ничья.

Выводы:

1.Первый выжидательный передающий очередь хода сопернику ход ведёт к ничьей.

2.Ничьи чёрные добивались только энергичной инициативной игрой.

Теперь очередь белых усиливать свою игру. Но как, ведь других ходов, кроме странного (это он куда?) — 1.Кре6 нет ? А почему странный, ведь король в соответствии с выгодным для себя сценарием идёт в обход короля чёрных к пешке b5. А раз белые стремятся использовать выгодные для себя позиционные элементы, то и ход белых следует оценивать, по меньшей мере, как идейный. Но любое утверждение надо проверять расчётом. Начнём с уже один раз выручавшего хода – 1…с3 2.bc Kpc4 3.Kpd6 Kp:c3 4.Kpc5 – король белых быстрее, они выигрывают.

Предположим чёрные займутся противодействием – 1…Крс6, ставя жёсткий блок. Но защищаясь, король удаляется от белых пешек, что замедляет его инициативную игру. Для короля белых это шанс опередить оппонента на другом фланге. Проверяем по темпам – 2.Крf5. У чёрных выбора нет, надо рисковать 2…b4 3.ab Kpb5. Ничто нельзя принимать «на веру», игра по интуиции в конкретных позициях, как в «русской рулетке» — повезёт, не повезёт — нерациональна.

Намечается встречная игра на разных флангах. Чтобы продолжать настаивать на ней, надо быть уверенным в её выгодности, а лучше – подтвердить это расчётом. Считаем, взятие на g5 и проведения своей пешки в ферзи потребует 6 темпов. Чёрным на взятие обеих белых пешек и проведение своей пешки в ферзи потребует те же 6 темпов.

Вывод: опять при контригре соперника встречная на разных флангах белым не выгодна.

Что делать? Вернуться к плану, подтвердившему свою успешность при контригре соперника – 4.Кре4 Kp:b4 5.Kpd4 и дальше уже знакомое – 5…Крb5 6.Kpd5 Kpb4 7.Kpc6 и белые выигрывают.

Наиболее опасным для белых выглядит другой способ инициативной игры чёрных – прорыв на королевский фланг 1…Крd4. Опять начинается встречная игра на разных флангах, но теперь инициатором будут чёрные. Короли соревнуются в скорости – 2.Крd6 Kpe4 3.Kpc5 Kpf4 4.Kp:b5 Kp:g4. Пешечные помехи убраны, теперь предстоит пешечная гонка – 5.а4. Куда отойти королю? На f3 нельзя – король попадёт под шах ферзя с а8. На линию «h» идти тоже нельзя – ферзь белых шахом загонит короля на одну линию «g» с ферзём, после размена ферзей у белых останется ещё одна пешка. Остаётся не проигрывающий сразу ход — 5…Kpf4. Синхронные пешечные гонки белым не нужны, они готовят будущее взаимодействие ферзя и короля против короля чёрных – 6.Кр:с4. Это не потеря времени, т.к. после 6…g4 7.Kpd3 угрозой пешке «g» белые вынуждают короля чёрных встать в очень невыгодную позицию – 7…Крf3. Во-первых, под шах ферзя, во-вторых, с серьёзным ограничением в подвижности.

Последний недостаток опасен тем, что король чёрных, находясь рядом со своим ферзём, вдвоём могут образовать (при принуждении белыми) двойную мишень (5 вид) для ферзя белых. Считаем пешечные гонки – 8.а5 g3 9.a6 g2 10.a7 g1Ф (чёрные – первыми), но белые – с шахом 11.а8+ (захватывая инициативу) 11…Крf4 (единственный ход). Теперь ферзь при поддержке короля начинает формирование двойной ферзевой мишени – 12.Фе4+. Если король отойдёт на g3, то получится двойная мишень под сквозной шах с g6, если король отойдёт на g5, то получится двойная мишень под двойной удар с е3. В обоих случаях после размена ферзей белые проведут пешку «b» в ферзи.

Общие выводы:

1.Неконкретная игра в шахматах вредна, в пешечных окончаниях особенно. Как в поговорке — «Промедление смерти (естественно, шахматной) подобно».

2.Для выигрыша приходится задействовать все выгодные позиционные элементы, поэтому поиск их в начальной позиции необходим.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий