Центральные блокированные пешки.
В окончаниях с блокированными пешками прежде всего необходимо научиться понимать, кто играет на выигрыш. Ответ очевиден — тот, кто активнее. Тогда следующая проблема, а как определить — какой король более активный? Представим два шахматных царства-государства, белых и чёрных. Для разделения территорий соседних государств, как это принято, предназначена государственная, в нашем случае – шахматная, граница. Пролегает она по разделительной линии между белой и чёрной пешкой. Сами пешки представим в виде пограничных столбов. Борьба идёт за устранение чужого «пограничного столба» и передвижения своего на территорию соперника. Цель – полный захват территории соперника с установкой своего «пограничного столба» на дальней границе теперь уже своей территории.
Битва королей начинается с обзора поля боя (оценки позиции). Тот из королей, кто ближе к шахматной границе, более активен и будет играть на выигрыш. Противоположная сторона, как менее активная, соответственно, будет бороться за ничью. Цель активного короля — оттеснить оппонента от пешки и выиграть её. Сделаем предположение, активный король достигает своей цели, если ему удастся прорваться через границу на территорию соперника. Проверим это утверждение на примерах, в которых борьба королей ведётся пока только за выигрыш пешки.
№ 1
1. При своём ходе каждый из королей подходит к шахматной границе. Предположим, ход белых. Не забываем, главный атакующий приём в борьбе королей – занятие оппозиция. Чем белый король и займётся – 1.Крf4. Чёрный король вынужден отступать, не отдаляясь от своей пешки – 1…Кре6. Теперь белым необходимо оттеснить короля соперника от его пешки. Для этого предназначена коневая оппозиция – 2.Крg5. Обращаем внимание – король перешёл шахматную границу. В соответствии c вышеуказанным предположением, король, перешедший границу, должен выигрывают пешку d5. Проверяем. Далее возможно 2…Кре7 3.Крf5 (вперёд – к пешке) 3…Kpd6 4.Крf6 (прямая ближняя оппозиция) 4…Крd7 5.Kpe5 Kрс6 6.Кре6 (прямая ближняя оппозиция). Король чёрных вынужден снять защиту со своей пешки – пешка теряется.
Отметим, что только инициативная игра, т.е. применение на каждом ходу атакующего приёма – различных видов оппозиции, обеспечивает белым достижение поставленной цели.
№ 2
2. Используем полученный опыт из предыдущего примера – 1.Кpg5. Белый король переходит границу: пешка будет выиграна. Атакующий приём — занятие коневой оппозиции. Дальнейшая игра – как в примере №1.
№ 3
3. Короли в шаге от границы. Решает – очередь хода. Короли должны идти к границе. При ходе белых есть два хода-кандидата. Первый, 1.Крf4 — плох из-за 1…Крf6 с занятием оппозиции. Пограничник бдит – граница «на замке»: враг не пройдёт. Второй, 1.Крg4 – диагональная оппозиция. Помним, что она нужна для продвижения короля вперёд, не попадаясь на оппозицию соперника. Грозит переход границы – 2.Крg5, поэтому чёрные ставят заслон — 1…Крf6. Играя 2.Крf4 белые получают выгодную позицию, рассмотренную в примере №1.
При ходе чёрных также есть два хода-кандидата. Первый, 1…Крf6 плох — позволяет сопернику вплотную подойти к границе, да ещё и с оппозицией. Второй ход – 1…Крf5 сильнее: король первым подходит к границе. Белые, как слабейшая сторона, должны удерживать сохранность границы с помощью оппозиции – 2.Крf3.
№ 4
4. Плохо 1.Крf4 из-за 1…Крf6. Король чёрных занимает прямую ближнюю оппозицию: граница – на замке, результат – ничья. Правильно 1.Крg4. Король идёт к границе, выбирая такой маршрут, где ему не встретится оппонент с прямой оппозицией наизготовку. Чёрные не могут помешать сопернику вторгнуться на свою территорию. Например, 1…Крf6 2.Kpf4 Kpe6 3.Kpg5 и т.д. А вот при своём ходе чёрный король занимает дальнюю оппозицию (и только!) – 1…Крf7. Белый король при движении вперёд попадает на приграничные поля f4 или g4. Где его уже готов встретить ближней оппозицией на полях f6 или g6 чёрный король. Граница неприступна.
Рассмотрим примеры, когда короли находятся по разные стороны «баррикад».
№ 5
5. Позиция обоюдного цугцванга (положение, в котором все ходы – плохие) – короли стоят в коневой оппозиции. Как известно, этот вид оппозиции используется для оттеснения короля соперника. Кто занял коневую оппозицию, тот передаёт сопернику очередь хода. Кто первым ходит, тот теряет оппозицию, будет вынужден отойти от своей пешки и снять с неё свою защиту.
Таким образом, поля с4 и е5 для королей будут «заколдованными». Кто первый на «заколдованное» поле встанет, тот потеряет свою силу. И, как следствие, уступит в битве королей.
№ 6
6. Белый король – на чужой территории, чёрный король – на своей. Оценка позиции в пользу белых. Конечно, белые не собираются попадаться в позицию обоюдного цугцванга после 1.Кре5??(грубая ошибка) 1…Крс4. У белых для атаки чёрной пешки есть два соседних поля – е6 и е5.Обозначим их как ключевые поля атаки. У чёрных для защиты есть тоже два поля, но разделённых – с6 и с4. Обозначим их как ключевые поля защиты.
План белых: вынудить чёрных первыми занять поле обоюдного цугцванга. На диаграмме видно (показано направление движения белого короля), что у белых есть два ключевых поля атаки, по которым их король может потоптаться около пешки d5. У чёрных ключевое поле защиты пешки только одно – или с4, или с6. Эта разница в темпах (2 – 1 = 1) является основой важнейшего атакующего приёма в противоборстве королей. Лишний ход (дополнительный темп) даёт белым возможность передать сопернику очередь хода в ситуации, когда любой ход ему не выгоден. Такое положение, когда ходить не хочется, но надо, в шахматах называется цугцванг.
Хозяйственный король всегда придержит у себя заначку в виде запасного темпа – авось пригодится.
Первым ходом белые нападают на беззащитную пешку (слабость 2-го вида) — 1.Кре6. Король чёрных, как джентльмен, должен заступиться — 1…Крс6 (после 1…Крс4, будет то же самое, только результат партии будет другой – чёрные проиграют). При этом слабость пункта d5 трансформировалась (изменился вид) в слабость 3-го вида. Теперь королю белых предстоит бороться против защитника равновесной слабости. Продолжая неторопливое путешествие вдоль пешки d5 — 2.Кре5, король, не снимая нападение с чёрной пешки, занимает коневую оппозицию. Его оппонент оказывается в цугцванге, он вынужден смириться с потерей пешки, но не партии. Настоящий боец понимает, что проигрыш сражения это ещё не проигрыш войны. Ведь пешка белых ещё не прошла середину доски, поэтому надо вспомнить о 2-х условиях (правило 2 + 2). И вспомнив, обрадоваться, что партия не проиграна – есть ничья, если не дать сопернику выполнить одно их необходимых для выигрыша условий. Какое? При взятии белыми пешки чёрному королю для ничьи достаточно занять оппозицию на пути движения пешки.
№ 7
7. Оба короля перешли границу и готовы к атаке чужой пешки. Выигрывающий манёвр уже известен. Правильное действие – спешить, не торопясь. Белые выигрывают после 1.Кре6, чёрные при своей очереди хода – после 1…Крс3.
№ 8
8. Оба короля подошли к границу и замерли перед решающим броском. Всё зависит от очереди хода и крепких нервов. Кто не выдержит напряжения и первым рванёт по кратчайшей дороге к пешкам, тот проиграет, попадая в уже знакомую позицию обоюдного цугцванга. Мудрое королевское решение – перейти границу, оставляя себе свободу для манёвра 1.Крf5. Если король чёрных умудрён опытом, он поймёт, что нельзя предотвратить неизбежное, также как «нельзя объять необъятное», и спокойно отнесётся к потере пешки. А сам пойдёт к полю d7 – готовиться занять оппозицию, чтобы сделать ничью. Если король из тех, кто сначала ходит по настроению (в лучшем случае – по интуиции), а потом думает (что я натворил), вдруг захочет «пободаться» — 1…Крb4, то после 2.Кре6 Крс4 3.Кре5 выяснится неприятное обстоятельство. Пешку всё равно придётся отдать, а если захочется пробежаться до спасительного поля d7, то успеет он только к «шапочному разбору».
№ 9
9. Короли в шаге от границы. Кто начинает, тот первым переходит через границу и, как уже видели, уничтожает пешку соперника. Проверим для короля белых (он дальше оппонента) – 1.Крg4 Kpb5 2.Kpf5 и он уже на территории соперника – результат уже известен.
№ 10
10. Король белых глубоко проник на территорию соперника в поисках возможности прорыва к пешкам, но его оппоненту удалость с помощью прямой оппозиции не пропустить соперника. Задача короля белых: найти поле, которому соперник не сможет противопоставить оппозицию. В путь, 1.Крg7 Kpe7 2.Kpg6 Kpe6 3.Kpg5, оставаясь ещё на территории соперника. Чтобы занять оппозицию, королю чёрных надо попасть на е5. Благодаря пешке d4 это невозможно. Итог: белые выиграют пешку d5.
Вывод: сделанное выше предположение о шахматной границе блокированных пешек и о её значении в борьбе королей работает. Поэтому формулируем правило перехода границы (ППГ): если король в борьбе за пешку переходит границу между блокированными пешками, то он выигрывает эту пешку.
Иные расположения пешек.
№ 11
11. Эта позиция отличается от предыдущих тем, что пешки сдвинуты на одну горизонталь на территорию чёрных. Оценка позиции при ходе белых позволяет с полной уверенностью утверждать, что позиция белых выиграна. Каковы элементы (приметы) такой оценки. Первое, король белых первым подходит к границе и занимает прямую оппозицию – 1.Крf5. Это означает, что король чёрных теряет оппозицию и вынужден пропустить своего оппонента на свою территорию. По правилу перехода границы – пешка d6 проигрывается. Второе, пешка белых прошла середину доски, король после взятия чёрной пешки будет впереди своей пешки. Согласно 1-му исключению (см. 2 условия) (правило 2 + 2) пешка белых гарантированно проходит в ферзи.
При ходе чёрных их король первым подходит к границе и занимает оппозицию. Результат: чёрные выиграют пешку d5, но после занятия королём белых оппозиции на линии движения пешки будет ничья (будет нарушено одно из 2-х условий).
№ 12
12. Правило 2 + 2 подскажет, что при своём ходе каждая из сторон должна двинуть свою пешку вперёд. Переход середины доски пешкой белых — 1.d5 и затем подход королём первым к границе гарантирует белым победу. Но получить выигранную позицию и выиграть партию это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Играя 1…Kpе7, чёрные используют последний шанс и подстраивают белым ловушку в расчёте на их торопливое 2.Крf5. После 2…Крf7 чёрные занимают прямую оппозицию и не дают королю белых перейти границу – ничья.
Никогда нельзя забывать об оппозиции, вот и сейчас, идя вперёд, король белых должен в обязательном порядке занимать диагональную оппозицию – 2.Крg5. Только этот ход обеспечивает переход границы – 2…Крf7 3.Kpf5, занимая прямую оппозицию и вынуждая короля чёрных отступить. Не зря бытует мнение, что «точность — вежливость королей». Для шахматных королей это особо актуально, более того, имеет жизненно важное значение (в переводе с персидского языка, schach mat — король умер).
Чёрные, не пустив пешку соперника на свою половину после 1…d5, могут не вступать в препирательства с королём белых, а спокойно дожидаться, когда тот побьёт пешку d5. Занятие в этот момент оппозиции гарантирует им ничью.
№ 13
13. Позиция аналогичная предыдущему примеру, разница в положении чёрного короля. Имеет ли это существенное значение? Для игры на выигрыш, как уже установили ранее, белые обязаны перейти середину доски пешкой, а следом королём – границу между пешками. Таков план белых, поэтому первый ход – 1.е5, готовясь к выполнению 1-го исключения из правила 2 + 2. Если чёрным играть 1…Крd7, то после 2.Крb5, двигаясь вперёд и занимая диагональную оппозицию, белые получают предыдущий пример. Но чёрный король может попытаться устроить бег наперегонки с королём белых – кто первый пересечёт пешечную границу 1…Крf7, обегая пешки с другой стороны. Белый король, естественно, принимает вызов и первым подходит к границе – 2.Крс5. Результат забега уже ясен – белые побеждают, но всё ещё нужна точность. 2…Крg6. Как всегда при переходе границе необходимо следить за соперником. Здесь цель не оправдывает средства: нельзя бросаться к пешке 3.Крd6 – после 3…Крf5 чёрные создают позицию обоюдного цугцванга и выигрывают. Правильный переход границы — 3.Kpc6 обеспечивает белым запасной темп при топтании около чёрной пешки – 3…Крg5 4.Kpd7 Kpf5 и передачу чёрным очереди хода после 5.Крd6. В цугцванге уже чёрные – они и проигрывают.
№ 14
14. Конечно, королю хочется броситься в бой – 1.Крd2. И это будет решающей ошибкой. Переход пешкой середины доски — 1…с4 при активном короле – 100%-ная победа. Например, 2.Крd1 c3 или 2.с3 Крb3 и король белых в цугцванге. Знание 2-х условий подскажет, что нельзя допускать переход пешки соперника через середину доски (1-е исключение). Торможение её на своей территории после 1.с4 обеспечивает белым ничью.
№ 15
15. Шлаге – Ауэс. Берлин, 1921. Король белых уже перешёл пешечную границу, оппонент далеко, цель – пешка а7 – в пределах прямой видимости. Что ещё нужно, чтобы спокойно довести партию до победы? Точно поставленная задача. Бежать к цели или добежать до цели. Может показаться, «что в лоб, что по лбу», разница небольшая. Но есть нюанс. Пешки «а» — крайние. Это означает, что после взятия на а7, если король чёрных успеет на с7(с8), то будет ничья. Поэтому бежать (ведь не для того же, чтобы согреться), чтобы добежать до положительного результата, придётся озираясь по сторонам. Для чего? Чтобы вовремя заметить «помеху слева», которая будет норовить подрезать ваш автомоб…, т.е.короля.
В партии белые нарушили «правило королевского движения»: подставь корпус первым до того, как корпус подставят тебе. Здесь не до дипломатического этикета. Раз дело дошло почти до рукопашной схватки, то любые приёмы хороши, кроме запрещённых. Было 1.Кре6 Крс3 2.Крd6 (робкая попытка поставить корпус) 2…Kpd4 3.Kpc6 Kpe5 4.Kpb7 Kpd6 5.Kp:a7 Kpc7. Король чёрных жёстко припечатывает короля белых к борту. Полная недвижимость белым обеспечена. Ситуация аховая, дело идёт к пату. Ничья.
В какой момент белые могли сыграть жёстче, в корпус? На втором ходу вместо скромного 2.Крd6, жёсткая постановка корпуса – 2.Крd5. В чём выгода белых? Во-первых, белые не отклоняются от цели: на шахматной доске прямая и кривая линии равны. Во-вторых, белым достаточно не задержать, а придержать короля соперника хотя бы на один ход. Этого выигрыша темпа в пешечных окончаниях зачастую достаточно для выигрыша партии. Проверяем – 2…Крd3 (топтание на месте, а что делать?! — бить в корпус запрещено правилами) 3.Крс6 Крd4 4.Kpb7 Kpc5 5.Kp:a7 Kpc6 6.Kpb8 и королю белых удаётся в последний момент (благодаря выигрышу темпа) увернуться от силового приёма соперника. Пешка проходит в ферзи – белые выигрывают.
№ 16
16. Этюд. И.Моравец,1940. Проблемы белых не просты. Король от пешки чёрных далеко, впрочем, как и король чёрных. Пешечная граница не сформирована, а это предстоящие затраты драгоценного времени. Тем не менее, закон борьбы суров – или ты, или тебя. Пора в бой. Судя по предыдущему примеру, у короля белых есть два маршрута: прямой путь – вижу цель, иду к ней и путь с боестолкновением – вижу цель, но вижу и соперника. Проверим оба.
Первый маршрут. 1.Кра2 Kpg2 2.Kpb3 Kpf3 3.Kpc4 (всё-таки слишком робко себя вести нельзя) 3…Кре4. Короли встали в оппозицию, король чёрных приторможен, есть время двинуть пешку – 4.b4 Kpe5 (король пытается прорваться к своей пешке). Надо ставить корпус — 5.Крс5 Кре6. Если двинуть пешку – 6.b5, то король прорвётся к своей пешке – 6…Крd7 7.Kpb6 Kpc8. Он успел вовремя – ничья. Если королю белых самому бросится к пешке – 6.Крb6, то образуется разрыв между королём и белой пешкой. В этот, говоря военным языком, разрыв коммуникаций и следует ждать контрудар соперника – 6…Крd5 7.Kp:b7 Kpc4 и пешка окружена и теряется. Ничья.
Второй маршрут. Король идёт по диагонали, наперерез своему оппоненту, в стык между ним и чёрной пешкой. Цель та же – выиграть время. 1.Крb1 Kpg2 2.Kpc2 Kpf3 3.Kpd3 Kpf4 4.Kpd4 (потолкаемся!) 4…Крf5 5.Kpd5 Kpf6 6.Kpd6. Король белых тормозит короля чёрных на одну вертикаль дальше, чем это было в первом маршруте. Это на один ход фатально удлиняет обходной контратакующий маневр чёрных, применённый в первом случае – 6…Крf5 7.b4 Kpe4 8.b5 Kpd4 9.b6 и чёрные не успевают помешать 10.Крс7 и 11.Кр:b7.
Остаётся попытка прорваться к своей пешке – 6…Крf7. Белые не должны создавать большой разрыв между королём и пешкой, помня о её безопасности. Но выбор момента движения должен быть точно выбран – 7.b4 Kpe8. Король пытается прорваться по краю доски, как футболист, по бровке поля – пора его встречать 8.Крс7, жёстко ставя корпус. Последний шанс чёрных: попытаться не дать пешке белых перейти середину доски – 8…b5 в надежде потом занять оппозицию. После 9.Крс6 Крd7 10.Kp:b5 Крс7 выясняется, что королю чёрных не хватило одного темпа до спасительной оппозиции и ничьей. Результат – белые выигрывают.
№ 17
17. Этюд. Г.Венинк, 1922. Королю белых до нападения на пешку g7 – 5 темпов. За эти же 5 темпов король чёрных побьёт пешку g5. Вывод: король чёрных быстрее (активнее), следовательно, чёрные имеют преимущество по правилу сражающихся фигур, в данном случае королей (описание см.в разделе «стратегия»). Пока «власть» не переменится, ни о какой игре на выигрыш белыми не может идти речь.
А что у белых есть «за душой», чтобы претендовать на выигрыш? У белых преимущество во времени – их очередь хода. Первым делом надо побороться за активность, а активность даст выигрыш времени. Тут уж не до сантиментов – или ты, или тебя. Приём в борьбе королей уже знаком: требуется жёсткий силовой приём – постановка корпуса на пути движения оппонента. Цель – выиграть 1 темп для движения своей пешки. Зачем? После хода пешки (кстати, любой) король (кстати, тоже любой) одним ходом может напасть на чёрную пешку и защитить свою. Только на такой двойной приём вся надежда белых. Одно но. При короле на f7 король чёрных не должен попасть на h6: в цугцванге будут белые – они и проиграют.
Итак, прижимаем соперника к борту – 1.Крb3. Что будет делать соперник? Вырываться – 1..Крс1. Задача короля белых: ловить момент, когда у оппонента в его стремлении к свободе от жёсткой опеки закончатся ходы. 2.Крс3 Крd1 3.Kpd3 Kpe1. Не пора ли идти к пешке? Пока не сделан ход пешкой такой ранний рывок противоречит плану белых. Поэтому король продолжает прессинговать – 4.Кре3 Крf1 5.Kpf3 Kpg1 6.Kpg3. Всё, дальше стенка, королю приходится поворачивать назад – 6…Kpf1. Это означает топтание на месте и потерю времени. Момент для хода пешки настал – 7.g6 Kpe2. Попытка обойти короля белых с другой стороны легко блокируется — 8.Крf4, одновременно начиная поход за чёрной пешкой. Считаем дальше – 8…Крd3 9.Kpe5 Kpe3 10.Kpe6 Kpf4 11.Kpf7 Kpg5 12.Kp:g7 и белые выигрывают. Чёрным до поля h6 не хватило одного темпа.
№ 18
18. Этюд. Ф.Закман, 1924. Король белых в ауте. Чем ему заняться? Готовиться к неизбежному, скорбеть об утраченном или поискать шанс на спасение? Настоящий боец всегда выберет третий вариант. Заглянем в будущее. Король чёрных неминуемо возьмёт пешку а2. Оценим ту позицию – король чёрных ограничивает подвижность своей (хорошо!) крайней (отлично!) пешки. Где в это время должен быть король белых и что делать? На поле с2 — впечатывать в борт своего обидчика. Результат прогноза – ничья.
Идея найдена, теперь дело за исполнением. Прежде, определим маршрут чёрного короля: по белой диагонали до с2, затем на поле b2, нападая на белую пешку. Всего – 5 темпов, с взятием пешки – 6 темпов. Если король белых пойдёт 1.Крf8 и далее по чёрной диагонали, то за те же 5 ходов он окажется на b4. Даже, несмотря на свой ход, белые не могут помешать королю чёрных взять пешку, спокойно отойти в сторону и пропустить свою пешку. Чёрные выигрывают. Подобный итог можно было предусмотреть изначально. Действия короля чёрных противоречат первоначальному замыслу.
Изменим маршрут короля c поля f8: f7-e6-e5-d4-d3-с2. Итого – 6 темпов. Белые успевают. Ничья. Это решение проблемы? Дело в том, что и у чёрного короля есть другой маршрут – по большой чёрной диагонали. Для взятия пешки а2 королю чёрных потребуется те же 6 темпов. Но первый поступательный ход – 1…Крf6 мешает поступательному ходу белых. Поставленный корпус короля чёрных вынуждает оппонента сделать «топтательный» на месте ход. Выигрыш темпа ведёт к выигрышу чёрных. Вывод: белым необходимо изменить маршрут, чтобы не натыкаться на стоящего на дороге короля чёрных.
Другой ход-кандидат: подальше от короля соперника – 1.Крh8, обходя его свободной стороной. Странный, на первый взгляд, ход – в другую сторону от цели. Но это чудесные свойства шахматной доски, здесь действуют свои законы геометрии. Считаем темпы, начиная с h8: h7, далее по белой диагонали до поля с2 – 6 темпов. Что и требовалось доказать. Конечная позиция: чёрный король на а2, белый король на с2. Гарантированная ничья.
№ 19
19. Этюд. Дедрле. Куда, как и зачем идти белому королю? Начать надо с оценки, как всегда, активности королей. Королю чёрных до нападения на белую пешку с поля g5 требуется 4 темпа. За эти же 4 темпа король белых окажется всего лишь на линии «е», например на е6. Чтобы защитить свою пешку, заодно напасть на чужую, надо играть Крf7. Знакомая ситуация: ходом Крh6 чёрные ставят белых в положение цугцванга. Чёрные выигрывают (2 условия соблюдены).
Вывод: белые должны бороться за ничью. Для этого они не должны пытаться спасти свою пешку, а представить позицию уже без неё. После взятия королём чёрных белой пешки, где должен быть король белых, чтобы сделать ничью? На поле g4, нарушая выполнение 2-го обязательного условия в правиле 2+2. Идея найдена – дело за исполнением.
Считаем темпы. До поля g6 королю чёрных – 5 темпов. За 5 темпов король белых будет на линии «f». Если не терять время, то шестым ходом король должен успеть занять поле g4. Вывод: с темпами всё в порядке.
А как чёрный король пойдёт к белой пешке? Наверняка не по прямой, а по ломаной траектории, ставя корпус оппоненту. Королю белых это грозит потерей темпа. Следовательно, маршрут передвижения надлежит проложить вне зоны передвижения короля чёрных. То есть, в обход – 1.Крb3 Kpf2 2.Kpc2 Kpe3 3.Kpd1 Kpf4 4.Kpe2 Kpg5 5.Kpf3 Kp:g6 6.Kpg4. Всё по плану — ничья.
№ 20
20. Малахов – Найер. Москва, 2007.
В партии белые, видимо, в горячке боя «дёрнулись» не в ту сторону – 1.Кре5, позволив сопернику сделать поступательное движение (приблизиться к пешкам). Кстати, а куда королю чёрных идти — к своей пешке 1…Крс5 или к чужой пешке 1…Крс4? Правильный ответ – к обеим («двойная игра»). Королю чёрных выгодно сохранить возможность движения по двум маршрутам. Посчитаем темпы. С поля с5 до защиты пешки f7 с поля е8 – 3 темпа, до линии движения белой пешки (король белых тоже будет двигаться) – 3 темпа. С поля с4 до поля е8 – 4(!) темпа, до линии «f» — 3 темпа. Вывод: 1…Крс5 выгоднее, этот ход и был сделан в партии.
Проверим данный вывод – 1…Крс4. Король белых поставил корпус, вынуждая соперника тратить время путь в обход. Получаемый выигрыш времени белые должны использовать на фиксирование пешечной границы (блокирование пешек). Зачем? Для возможности применения «двойной игры»: одним ходом король одновременно нападёт на чужую пешку и защитит свою. Поэтому — 2.f4 Крd3 3.f5 Kpe3 4.f6 (нападать на пешку – 4.Крf6 рано, соперник рядом и успеет нанести контрудар – 4…Крf4) 4…Крf3. Теперь, когда белые провели выгодное фиксирование пешечной границы, а чёрные фактически протоптались на месте (до белой пешки королю чёрных по-прежнему три темпа) пора идти на прорыв границы – 5.Крd6. Король чёрных слишком далеко – 5…Крf4 6.Kpe7 и белые выигрывают.
После хода в партии выглядит логичным быстрое движение пешки – 2.f4. Чёрные же продолжают «двойную игру» — 2…Крс6, намереваясь успеть защитить свою пешку. Если белые попытаются опередить 3.Крf6, то меняя направление движения – 3…Крd5, король чёрных успевает задержать белую пешку – 4.Кр:f7 Kpe4 или 4.f5 Kpe4. Ничья.
В партии было 2.f3 (подарок темпа) 2…Kpс6 3.f4 Kpd7 4.Kpf6 Kpe8 5.Kpg7. На что надеются чёрные? На психологию. Посчитав, что все трудности позади, чёрные могут сделать естественный и проигрывающий ход – 5…Кре7 и после 6.f5 окажутся с положении цугцванга – 6…Кре8 7.f6. Пешка теряется. Спасение чёрных – в применении правила 2+2. Играя 5…f5, чёрные тормозят пешку белых до середины доски. Теперь белым будет невозможно сделать два дела одновременно – взять чёрную пешку и выполнить 2-е условие. Ничья.
Как белым выиграть? Применить «правило королевского движения»: подставь корпус первым до того, как корпус подставят тебе – 1.Крd4, вынуждая короля чёрных потерять один темп на топтание на линии «b». Проверяем уже знакомую обходную игру короля чёрных. Первый маршрут: попытка прорваться к белой пешке с тыла — 1…Крb3. План белых тот же: пока король держит корпус, пешка фиксирует пешечную границу, через которую затем прорывается король белых с атакой чёрной пешки. Поехали – 2.f4 Kpc2 3.f5 Kpd2 4.f6 Kpe2 5.Kpe5 Kpf3 6.Kpd6 Kpf4 7.Kpe7 и белые выигрывают.
Второй маршрут: бежать к своей пешке – 1…Крb5. Терять бдительность королю белых ни к чему. Поэтому он продолжает ставить корпус – 2.Крd5 Kpb6 3.Kpd6 (по принципу – «враг не пройдёт»). Что ж, не пускают с одной стороны, надо пытаться пройти с другой — 3…Крb5. А это знакомый обход с тыла, реакция белых аналогична – фиксация пешечной границы — 4.f4 Kpc4 5.f5 Kpd4 6.f6 Kpe4 7.Kpe7. И в этом варианте белые выигрывают.