Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

По проходной пешке.

№ 1

1. Этюд. Р.Рети,1921. У белого короля двойная проблема – он катастрофически опаздывает в два места. От чёрной пешки он отстаёт на два темпа. А к своей пешке впору обратиться со словами из песни: «прости, прощай…». Неужели всё так безрадостно? Необходима, по Остапу Бендеру, «плодотворная королевская (в оригинале – дебютная) идея». За какую из проблем белым браться? Правильный ответ – за обе. С двойными проблемами можно справиться только «двойной игрой». Используя геометрию шахматной доски, король идёт одновременно за «двумя зайцами» — 1.Крg7 (не напоминает ли это «забег обречённого»?) 1…h4. Что выгадали белые? Практически ничего, если не считать приближение на один темп к своей пешке (а это учитывать надо). Но как «вода камень точить», так и король должен продолжать «гнуть свою линию» — 2.Крf6. А это уже серьёзно. Король собирается войти в квадрат своей пешки с угрозой провести её в ферзи. (Король чёрных удивлён: «Он еще и угрожает…».) Считаем темпы – 2…h3 3.Kpe7 h2 4.c7 Kpb7 5.Kpd7 и пешки проходят в ферзи одновременно. Ничья. (Король чёрных удивился во второй раз).

Король чёрных попытается пресечь контригру белых – 2…Крb6. Проблемы опять не решаемые? Но «если взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. если взялся за дело – делай его до конца. 3.Кре5 – а это уже поступь уверенного в своих силах бойца. Король создал сразу две угрозы: войти в квадрат пешки «h»(!) и защитить свою пешку. Вот он — результат «двойной игры». Если взять пешку – 3…Кр:с6, то 4.Крf4 и пешка чёрных в ловушке. Ничья. Если сохранить пешку — 3…h3, то 4.Крd5 h2 5.c7. Опять ничья. Что ж, усердье и кнут – всё перегнут. Или шахматным языком, если не унывать — инициативная «двойная игра» творит чудеса. (Удивлению чёрного короля нет предела).

№ 2

2. Этюд. Л.Прокеш, 1947. Королю белых непросто – он припечатан соперником к борту. А ведь у него на попечении пешка а5, которую собираются обидеть, а он ничего не может сделать. В то время как пешка чёрных уже готова стартовать. Король белых в раздумьях – что-то делать надо, а смысл: везде успеет только к «шапочному разбору».

Тем не менее, помня о чудесном спасении в предыдущем примере, применяя «двойную игру», белый король начинает бороться. Здесь задача белого короля выглядит очень трудной: ведь пешки находятся на противоположных(!) частях доски. Ближайшая проблема – своя пешка – к ней первой идёт король — 1.Крс8. Грозит 2.Крb7, беря под покровительство свою пешку. Поэтому вынужден профилактический ход – 1…Крс6. «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»…» — 2.Крb8. Опять вынуждено – 2…Крb5. Инициативная игра приносит свои плоды – соперник защищается, а не атакует.

В инициативной игре важна непрерывность (говоря «высоколобым» языком — перманентность). Король продолжает угрожать — 3.Крb7. Из-за угрозы движения пешки король чёрных опять должен сделать вынужденный защитный ход – 3…Кр:а5, уничтожая пешку белых, но при этом снимая контроль с центральной части доски. Таким образом, идея жертвы пешки – отвлечение короля. И вот она – свобода! Королю белых сразу стало легче «дышать». И теперь «око за око, зуб за зуб» — 4.Крс6 h5 5.Kpd5. Король входит в квадрат пешки и догоняет её. Ничья.

№ 3

3. Этюд. Н.Григорьев, 1928. Если пешкам не мешать – они проходят до поля превращения одновременно. А если мешать? Это вопрос к тому, кто играет на победу. В данном случае это белые, их король активнее, только он способен заставить волноваться пешку чёрных и её охранника (такова суровая участь королей в пешечных окончаниях). Как он может это сделать? Например, поработать простым тормозом, встав на пути пешки. Но прежде, надо определить: король чёрных в квадрате белой пешки или нет. В квадрате. Оба короля остановят чужую пешку – ничья. Следовательно, этот план игры отпадает.

Второй план: жёстко поставить корпус оппоненту, закрывая ему дорогу к белой пешке (…и чтоб в мыслях не было). Но только не 1.Крс4 – не надо помогать пешке чёрных с темпом двигаться вперёд. Только 1.Крd4. Но как это приближает «светлое белое будущее», ведь король фактически теряет время? Ради победы и потеря может быть во благо. Ведь король продолжает пристально следить за чёрной пешкой, выжидая благоприятного момента для атаки.

Не мешает убедиться в надёжности королевской работы корпусом. Предположим, король чёрных будет искать лазейку к белой пешке – 1…Крb5 2.Kpd5 (сказав «а», надо говорить и «б») 2…Кра6 (а оппонент настырен). Пока король соперника далеко пора двигать пешку – 3.f4 Kpb7 4.f5 Kpc7. Главное в забеге пешек – вовремя остановиться. Король чёрных вошёл в квадрат белой пешки, собирается её тормозить. Нужна помощь короля – 5.Кре6, но не запоздала ли она: после 5…Крd8 ведь не становиться же на пути своей пешки – 6.Крf7, чтобы не пропустить к ней чужого короля! А почему нет? Правильный ответ даст подсчёт темпов – 6…b5 7.f6 b4 8.Kpg7 b3 9.f7 b2 10.f8Ф+. Из-за этого рокового для чёрных превращения пешки с шахом они проигрывают.

Теперь надо просчитать пешечные гонки — 1…b5 2.f4 b4 3.f5 b3. И опять белым следует вовремя остановиться: ведь «гоночные аппараты» проходят к финишу одновременно. Что делать? На шахматной доске свои представления о fair play – честной игре. Здесь в порядке вещей, например, «проколоть колесо» гонщику-сопернику, чтобы использовать заминку для своей выгоды. Поэтому 4.Крс3 – король идёт «протыкать колесо». Но «аварийка» соперника сработала оперативно — 4…Кра3. Но вот незадача — поле а3 находится с полем превращения белой пешки на одной линии. Это означает, что превращение в ферзя будет с шахом. Вот только вопрос, успеет ли чёрная пешка превратиться первой. Считаем темпы — 5.f6 b2 6.f7 b1Ф (успели – радуются чёрные) 7.f8Ф+. Но в шахматах последним смеётся тот, чьи ходы форсированы. Выясняется, что проблемы чёрных действительно заканчиваются, но вместе с партией и не в их пользу. Если 7…Кра2, то своё веское слово молвит новоиспеченный ферзь — 8.Фа8Х. Если 7…Кра4, то всё равно 8.Фа8+ и после 8…Крb5 у чёрных появляется тактическая слабость: выстраивается двойная ферзевая мишень под сквозное нападение (5 вид). После 9.Фb8+ чёрные теряют ферзя.

№ 4

4. Этюд. Н.Григорьев, 1928. Позиция напоминает предыдущий пример. Задача короля белых та же: принудить короля чёрных встать под шах будущего ферзя. Но ведь король чёрных уже стоит на нужном поле а2. Проверяем пешечный забег – 1.g4 b5 2.g5 b4 3.g6 b3+ (шах позволяет чёрным выиграть один темп) 4.Крс3 b2 5.g7 b1Ф 6.g8Ф+ Кра1 и от шахов чёрные будут закрываться ферзём (финал из предыдущего примера не получился). Ничья.

Вывод: белым необходимо выиграть темп (заставив соперника его потратить) или его не проиграть (не подставляться под шах).

Так как здесь король чёрных не может угрожать белой пешке, король белых может сконцентрироваться только на пешке чёрных и пробует её тормозить – 1.Крс3. Король чёрных, естественно, возражает – 1…Кра3 2.Крс4 Кра4. В чём выгода белых после этого «парного танца» королей? Констатируем факт: короля чёрных отвлекли подальше от поля превращения пешки. Что это даёт? Посмотрим. 3.g4 b5+. Опять этот выигрывающий темп шах. Куда отойти королём? По аналогии с приёмом «подставить корпус», здесь ситуация обратная – надо «убрать корпус», чтобы проходящая мимо пешка не пнула ещё раз короля белых шахом. 4.Крd3 – именно сюда, ближе, по сравнению с оппонентом, к полю превращения.

Король чёрных вынужден реагировать адекватно: нельзя пешку оставлять одну без присмотра — 4…Кра3. А теперь побежали — 5.g5 b4 6.g6 b3 7.g7 b2. Стоп. Пешки идут синхронно – белым пора выигрывать темп. Король нападает на поле превращения пешки – 8.Крс2, вынуждая ответную защиту королём – 8…Кра2. Происшедшее завлечение короля под шах — 9.g8Ф+ даёт решающий выигрыш темпа. Белые выигрывают.

№ 5

5. Этюд. О.Дурас, 1905. В чём плюсы сторон? Плюсы чёрных: 1.Чёрная пешка продвинулась дальше, чем белая. 2.Пешка превращается в ферзя с шахом. Плюсы белых: 1.У белых преимущество во времени – их очередь хода. 2.Король белых активнее. Вывод: время и активность — важнейшие фактора, это позволяет предположить, что у белых более весомые основания для игры на выигрыш.

Пока король белых в квадрате чёрной пешки, белая пешка стартует – 1.b4 g4. Королю белых пора заходить в квадрат – 2.Кpd4. Дальше чёрной пешке двигаться опасно – король белых близко. Надо идти королём. Куда? В квадрат белой пешки он не попадает, тогда надо идти на помощь своей пешке – 2…Крg5 3.b5 g3. Белый король бдит – 4.Крe3 и он снова в квадрате пешки. 4…Крg4 5.b6 Kph3 6.b7 g2. Одновременное появление ферзей не выгодно белым, поэтому опять король притормаживает чёрную пешку – 7.Kpf2. С какой целью? Чтобы помочь пешке превратиться в ферзя король чёрных должен встать на поле – 7…Kph2, где он попадает под шах ферзя белых – 8.b8Ф+. Вывод: действия короля белых преследовали цель завлечь своего оппонента под шах ферзя, что обеспечит белым выигрыш одного темпа. Белые выигрывают.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий