Ход чёрных
Известно, что ферзь и конь хорошо умеют взаимодействовать (взаимодополнение силы), лучше, например, чем ферзь и слон. Данный пример позволит проверить это наблюдение на практике. У короля белых непростая ситуация: с одной стороны, у него есть достаточное количество ходов, чтобы не бояться мата, с другой стороны, при любом своём ходе король попадает на противостояние с ферзём чёрных. А это всегда опасно. И когда есть любой намёк на угрозу безопасности короля, то он непременно становится предметом забот для одних и самой опасной слабостью (СОС) у соперника для других.
Чёрным при планировании атакующих действий против короля чёрных не надо определяться с текущей ролью ферзя – она ясна: он занимает идеальную на данный момент позицию – формирует пока виртуальную, но всё же клетку для короля чёрных. Можно посмотреть с другого ракурса: ферзь – охотник спрятался за деревьями и ждёт, когда какой-нибудь егерь выгонит из леса дичь – короля. И кто этот егерь? Конечно, конь. У него есть два шаха – с g5 и g1, какой выбрать? С точки зрения командной игры может оказаться вредным шах с g5 – там он будет мешать (хотя всё решает счёт) чёрной пешке «g» подключиться к атаке.
Итак, охота начинается с 1. …Кg1+ 2.Kpg4. Что дальше? Кстати, атакуя, всегда полезно знать, есть ли право на тихий ход (например, для активации резерва). Так вот, здесь у чёрных две фигуры, ферзь и король, стоят на одной линии. Такое недоразумение стоило бы чёрным партии: после Фd3 был бы размен ферзей и коневой эндшпиль без пешки. Поэтому искать надо шах, но, конечно, не 2…Фf3+: нельзя короля выпускать на свободу. Остаётся только несколько парадоксальный шах – 2. …h5+. Зачем нужен такой шах? Дело в том, что решающая роль в матовании будет у ферзя и чёрным надо выбрать удобный момент, когда он приступит к этому приятному занятию. Жертвуя пешку (с шахом — форсированная игра!), чёрные завлекают короля («правило магнита») – 3.Кр:h5 под шах ферзём – 3…Фf5+, при котором королевская клетка после 4.Крh4 уменьшилась до минимального размера, что стала жать ему бока. А раз у короля нет ходов – будет мат — 4…Кf3X.
В партии король отошёл – 3.Крh4. Теперь у короля появилось ключевое поле g4, захват которого ферзём будет матом. Но не будет ли поход ферзя за ключом – 3. …Фf5 досадной невнимательностью, роковой ошибкой из-за уже знакомой защитной идеи белых – связывания ферзя (схватить «хулигана» за руку, когда он уже занёс её для удара) – 4.Фd3? Тогда встречный вопрос – а всё ли мы знаем о возможностях силы чёрных? Кроме ферзя с его угрозой Фg4X, от которой белый ферзь спас своего короля, есть ещё и конь с его шахом. И если присмотреться внимательно, то обнаружится, что поле f3 это второй ключ к СОС-королю. И хранителем его служит тоже ферзь. Вывод: ферзь перегружен. Дальше рассуждаем по известной схеме: отвлечение хранителя – 4…Кf3+. Но ведь после 5.Ф:f3 ферзь защищает ключ g4? Ошибка чёрных? Нет, конь пожертвовал собой для отвлечения ферзя от связывания своего оппонента. Теперь развязанный ферзь чёрных может приступить к своим обязанностям, но ему нужна помощь. Её оказать может только пешка из резерва. С нею ферзь и начинает решающую атаку – 5…g5+ 6.Kp:h5 g4+ мат поставить пока не удаётся, но двойное нападение с шахом тоже даёт неплохой результат – выигрывается ферзь белых. Белые, не дожидаясь демонстрации этого варианта на доске, сдались.