Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Nisipeanu – Balogh. 2008.

Ход белых

В этой боевой позиции была зафиксирована ничья. Видимо, по поговорке – «у страха глаза велики», стороны преувеличили как собственные слабости, так и силу соперника. Так кто выиграл от этого преждевременного соглашения на ничью? У чёрных две связанные проходные пешки «b» и «с» — слабости 6-го вида для белых. Скорей всего, именно они напугали белых, ведь если объединить их силу с коневой поддержкой, то, действительно, справиться с такой силищей было бы трудно. Для этого чёрным надо установить контроль над ключевыми полями своих пешек, в первую очередь пешки «с». Дело в том, что сделать это довольно проблематично. А без коневой поддержки с торможением чёрных пешек справится один конь белых, правда помощь короля ему понадобится – нельзя пускать чёрного коня на d3, где он возьмёт под контроль ключ с1.

Теперь посмотрим критическим взглядом на позицию чёрных. 1.Король ограничен в подвижности. Хотя он сам так не считает: есть угроза уничтожить обе белые пешки и образовать ещё одной проходной пешки «g». Чёрные, без сомнения, ведут «двойную игру». А свою временную стеснённость король надеется перетерпеть.

Белые могли бы надеяться превратить ограничение подвижности короля чёрных в реальную тактическую слабость 1-го вида, но для этого надо представить себе идею её использование имеющейся силой. Фантазируем, короля белых ставим на g2, ладью на линию «h» в тылу чёрных — мат. Итак, проблема у короля есть, хоть и фантастическая, в любом случае белые намерены видеть его в перекрестие прицела в качестве самой опасной слабости (СОС).

Игра на одну слабость у белых есть. Реализация этой идеи – довольно длительный процесс, соперник наверняка будет возражать. Очевидно, что без второй идеи и «двойной игры» не обойтись. Хотя выбор идей у белых крайне ограничен, разве только эта… 2.Пешка е5 перешла середину доски, её можно представить виртуальной слабостью 6-го вида чёрных. Хранителем ключевого поля служит пешка е6. Изучаем этот тормоз: пешка е6 без защиты, а это слабость 2-го вида. Вывод: обнаружен объект с двойной проблемой, пешка е6 имеет двойной статус (защитник + слабость) и, как слабое звено, будет для белых уязвимой мишенью (УМ).

Общий вывод: если есть и СОС, и УМ, следовательно, есть обоснование для «двойной игры». С чего начать? Проделанный анализ облегчает целеуказание: первая мишень – УМ. Напасть на УМ способна только ладья – 1.Лf6. Её задача проста: взять пешку е6, а может быть и с6, и вести в ферзи пешку «е», а может быть и в паре с пешкой «d». Так как ладья становится под удар коня, то самый принципиальный ответ, который должен быть просчитан в первую очередь, это её взятие – 1…К:f6 2.ef. А не проходит ли неожиданно появившаяся проходная пешка в ферзи без помех, ведь оставшийся конь далеко, например, 2…Кс4 и … Стоп!! Если пешка, не раздумывая, рванёт вперёд, то она и король образуют двойную коневую мишень с ключом на поле d6 под двойной удар. Цена поспешности – потеря пешки «f» и проигрыш белых. Двойную мишень надо разрушить, для этого следует отойти королём. Куда и зачем? 3.Kpf3 чтобы играть на другую слабость – «двойная игра» против СОС (идею – см.выше).

Пользуясь одноходовым замешательством белых, чёрные успевают установить контроль над ключом проходной пешки – 3…Кd6. Однако белые уже переключились на игру против короля чёрных – 4.Крg2, претворяя свои фантазии в реальную жизнь. 4…Кf7. Но кто будет ставить мат, ведь ладьи-то нет. Остался конь, есть ли для него ключевые поля? Ищем. Есть и целых три – g6, f5 и f3, из них доступен коню только последний ключ. Маршрут движения коня должен состоять максимум из трёх темпов с матом (за три темпа пешка превратится в ферзя, и ферзь сделает шах). Считаем самый простой – Кс1-d3-e1-f3, всего четыре темпа – многовато. Второй маршрут через d4 короче, но транзитное поле занято своей пешкой. Для такого случая у белых есть приём трансформация силы — 5.d5 и на 5…cd — 6.Кd4 с угрозой мата. Защитить ключ может конь – 6…Ке5, но он уже связан защитным обязательством: перегруз никому не был на пользу. Вот и здесь отвлекающий удар – 7.f7 ставит точку – белые выигрывают.

Вывод: ничья в партии – в пользу чёрных.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий