Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Найдорф – Болбочан. Аргентина, 1965.

Ход белых

Слабости чёрных. 1.Ферзь и слон g7 образовали двойную пешечную мишень (5 вид). Может быть, белые могут воспользоваться этим удобным расположением чёрных фигур? Проверяем количество нападений чёрных на f6 и защит белых: соотношение сил – 1:2. Если пешка пойдёт вперёд, она потеряется. Двигать пешку нельзя? В шахматах ничего нельзя принимать на веру. Слово «кажется» должно отсутствовать в шахматном лексиконе. В ваших действиях должна быть уверенность, что последствия понятны, просчитаны и оценены. И первое, что надо определить: как дела со слабостями у соперника, не образовались ли новые. Но прежде обращаем внимание на слабость 5-го вида – ферзь и ладья на одной диагонали под сквозное нападение слоном – двойная слоновая мишень с ключом на поле g5. Проверяем возможность немедленной атаки – 1.Сg5. У чёрных есть возможность надёжной защиты перекрытием пешкой – 1…f6. Слону придётся ретироваться с обидной потерей времени.

Итог: у белых есть две идеи атаки двух двойных мишеней чёрных. Но по отдельности (!). А если использовать «двойную игру» и объединить эти две идеи в единое атакующее действие? Пробуем. Что произойдёт после 1.f6 C:f6? Слон f6 стал равновесной слабостью (3 вид). Защитник – ферзь. Действия пешки привели к появлению новой слабости. Справедливо утверждать, что белые провели комбинационный удар с идеей завлечения слона на требуемое поле. А что дальше? Есть слабость – надо выбрать подходящее атакующее действие их трёх вариантов: условно, добавить (нападение) – убрать (защитника) – побить (слабость). Возможно только взятие – 2.Л:f6 Ф:f6. В чём его смысл теперь уже завлечения ферзя? Приём уже знаком – трансформация слабости с заменой одной фигуры на другую, более удобную для атаки. Теперь сквозное нападение – 3.Сg5 будет уже в более выгодной форме: ферзь, спасая себя, не сможет поддержать ладью d8. В итоге, белые выигрывают фигуру, а чёрные сдают партию.

Вернёмся к позиции на диаграмме. Создаётся впечатление, что гроссмейстер, игравший чёрными, совершенно не ожидал такого взрывного характера развития событий. Видимо он недооценил роль пешки f5. Вот пешка и исполнила свою роль. Как эту роль обозначить? Во взрывном деле есть специальные устройства, без которых ни одно взрывчатое изделие не сработает. Такие устройства, своим микровзрывом вызывающие взрыв основного заряда, называются детонаторами. В данном примере пешка f5 исполнила роль детонатора, своим «микровзрывом» запустившая механизм разрушения обороны соперника. Возможно более нейтральное обозначение роли пешки. Есть обозначения того, кто берёт на себя инициативу, кому принадлежит инициатива, почин в каком-нибудь деле – это инициатор (зачинатель). Здесь пешка f5 играла роль инициатора последовавшего атакующего действия.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий