Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Muller – Rohde. Corr. 1897.

№ 15

У каждой из сторон на фланге есть своё преимущество сражающихся пешек, чему свидетельствует начало атакующих действий – надвижение массы пешек для пешечного прорыва. Правда белые чуть отстают с угрозой образования проходной пешки: пешка «с» притормозила, чтобы отнять у короля чёрных поле d5. Как всегда при встречной игре каждая из сторон надеется и пытается опередить оппонента в реализации своего плана атакующих действий. Поэтому не удивительно, что чёрные сделали это при первой возможности – 1. …f3 2.gf gf. Конечно, такой скоропалительный пешечный выпад ни на что не претендует – король белых уже в квадрате чёрной проходной пешки. Скорее это похоже на разменную операцию: проходная пешка отвлекает внимание короля белых, а король чёрных тем временем займётся пешками ферзевого фланга, втайне мечтая получить здесь свою проходную пешку и шансы на выигрыш.

Чёрные здесь допустили типичную психологическую ошибку, весьма распространённую у неопытных бойцов. Они часто упускают из виду, что соперник тоже хочет выиграть. А раз так, то он никогда не будет действовать так, как хочется вам, он будет действовать так, как выгодно ему. Вот и в данной партии, зачем королю тратить время на уничтожении пешки «f», если она ничем пока не угрожает!? Гораздо выгоднее, пока есть свободное время, заняться своей атакующей игрой – 3.с5. И несмотря на королевские угрозы – 3. …Крd5, пешки начинают штурм маломощной пешечной стенки соперника – 4.с6 bc 5.b6, на 5…ab последует 6.а6 и пешка прорывается в ферзи. Поэтому чёрные сдались.

Выводы:

1.Поспешная неподготовленная атака при правильной реакции соперника может нанести вред только самому атакующему.

2.При встречной игре на разных флангах, если своя атака ещё не готова или она отстаёт, полезно заняться профилактикой атаки соперника.

Последний вывод очень важен для такого типа позиции. Актуальный совет «двойной игры» – играй сам, но и мешай играть сопернику – в данный момент для чёрных вопрос «жизни и смерти». Угрозу пешечного прорыва следует упредить какими-то профилактическими средствами. На короля, как выяснилось, надежды нет, остаётся только пешечная блокада. Но какую пешку выставить в качестве передового тормоза? Предположим пешку «а» — 1…а6. Сразу проверим возможность прорыва – 2.с5 и на 2…ab отвлечение защитника (ключевого поля пешки «а») – 3.с6. Выглядит опасно, но подключение к защите короля – 3…Крd6 4.cb Kpc7 задерживает обе проходные пешки белых, а две далеко расположенные друг от друга пешки («блуждающие пешки») чёрных принесут им победу.

Вывод: если своя немедленная атака не проходит – надо мешать атаке чёрных.

Как выяснили ранее, пешечная атака 3 против 2 опаснее, чем 2 против 1, поэтому белым надо играть профилактически — 2.h4. Предположим, чёрные «собезьянничают», сыграв 2…h5, ход из серии «ни для чего» или «на всякий случай». На самом деле передача очереди хода в темповой игре чревата опозданием к дележу очка. Посчитаем возможные последствия, когда первыми начинают белые — 3.b6 f3 4.gf gf 5.Kpe3 f2 6.Kp:f2 Kpd4 7.Kpf3 Kp:c4 8.Kpe4 Kpb5 9.Kpd5 Kp:a5 10.Kpc5 и выигрывают белые. Поэтому шутки в сторону и никакого разбазаривания темпов – всё в дело. Начинаем, по терминологии молодёжи, «рубилово – мочилово» — 2…gh 3.gh f3 4.ba ba 5.Kpe3 f2 6.Kp:f2 Kpd4 и дело идёт к ничьей.

Теперь проверим тормозящие качества пешки «b» — 1…b6. Такой тормоз смотрится эффектно – одна пешка держит сразу две – «b» и «с». А вот его эффективность надо проверить расчётом. Задвигать пешку – 2.а6 это тратить время на защиту и давать стартовую фору королю чёрных – 2…Крd6 3.Kpe4 f3 4.gf gf 5.Kp:f3 Kpc5, чем он успешно воспользовался – чёрные выигрывают.

Размен пары пешек — 2.ab ab там, где соперник сильнее (по пешкам), выгоден чёрным (меньше пешек – меньше претендентов в ферзи), если только белые не организуют пешечный прорыв. Надо считать – 3.с5 bc 4.b6 Kpd6 5.b7 (уводя короля подальше из центра) 5…Kpc7 6.b8Ф Кр:b8 7.Kpe4 Kpc7 8.Kp:f4 h5 и благодаря проходной пешке «с» чёрные выигрывают.

Общий вывод: поспешная атакующая игра вместо предварительной профилактики привела чёрных к поражению вместо логичной победы.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий