Ход белых
У белых материальное преимущество — лишняя пешка. Пешка f6 – далеко продвинутая проходная пешка (6 вид). И тем не менее, не всё для них так просто: активность их фигур оставляет желать лучшего. Ладья d5 попала в окружение фигур и пешек, как своих, так и чужих. И хотя она нападает на две равновесные слабости, пункты d6 и е5, реальная выгода от этого не очевидна. Участь коня d2 ещё печальнее – он пытается защитить пешку с4, но напор двух нападающих фигур явно сильнее. Вывод: фигуры чёрных активнее и при пассивной игре белых чёрные сохраняют инициативу с взаимными шансами.
Что белым делать? Главная задача – активировать свои фигуры и наладить их взаимодействие. Подзадачи: 1.Вырваться ладьёй из окружения. 2.Превратить коня из защищающейся фигуры в нападающую. Начнём с ладьи. Она может включиться в игру ходом 1.Лd4, но игра эта будет защитной. Желаемая инициативная игра возникнет при создании реальных угроз двум равновесным слабостям. Для этого есть только одна возможность: уже обречённой пешкой c4 протаранить пешечную цепочку чёрных. Особый интерес вызывает пешка d6. Кстати, почему? Она имеет двойной статус (защитник + слабость), поэтому атака именно её, как уязвимой мишени (УМ), закономерна. Да, но есть ещё и пешка b6. Однако её уход освободит спящую энергию пешки b5, что тоже на руку белым.
Но тут вмешается чёрная ладья со своим взятием на с5 и прекратит все фантазии белых. Что, как говорит современная молодёжь, облом? Временный затык это ещё не повод опускать руки, надо продолжать поиск идей и подумать о коне d2. Для него есть хорошее, может быть даже транзитное поле е4. С него конь не даст ладье побить белую пешку на c5 (сочетание двух идей!), нападает на пешку d6 (третий раз!), но проблема в том, что на е4 он идёт без угрозы, будет там без защиты и может стать мишенью для чёрной ладьи. Итак, у белых есть две идеи активации фигур. Чтобы опередить соперника в инициативной игре, необходимо было бы форсировать процесс активации. Как?
Изучаем всю(!) доску и всё(!), что на ней происходит. Оценим пешечное напряжение пешек g5 и h6. Казалось бы, белым не выгодно первыми снимать это напряжение, побив на h6: без защиты остаётся гордость позиции белых – пешка f6. Но ведь взяв её, король чёрных попадает на коневую «мину»! А это уже третья идея и она сочетается со второй (активация коня). К тому же, проходная пешка h6 (6 вид) лишена не только пешечной поддержки (что минус), но и тормоза в виде короля (что плюс).
Пробуем выстроить из найденных идей логическую цепочку единого непрерывного атакующего действия. Начинаем с наиболее форсированного тактического удара – 1.gh. Пешку f6, конечно, жалко, но держаться за какой-то вид преимущества, которое нельзя использовать, не разумно – выгоднее трансформировать это преимущество в другое, более соответствующее выбранному плану игры. 1. …Кр:f6, бить надо было, иначе грозило 2.h7. Далее идёт вторая идея – активация коня и уже с шахом – 2.Ке4+ Крf7 (из квадрата пешки h6 выходить нельзя). И наконец, последняя идея – 3.с5 с добавлением нападения на равновесную слабость d6 – начало активации ладьи.
Проверим принятие жертвы – 3…bc. Как уже отмечалось выше, у расторможенной пешки b5 появилась перспектива. Какая? Возможность атаки основания цепочки слабостей (см. «правило разрыва цепочки слабостей»), состоящей из пешки с7 (без защиты – 2 вид) – пешки d6 (равновесная слабость – 3 вид) – коня е5 (равновесная слабость – 3 вид). Простое нападение – 4.b6 отвлекает защитника (основание цепочки) и после 4…cb 5.K:d6+ остаётся только впечатлиться такой молниеносной активацией белых фигур. Как результат, белые выигрывают коня е5 при сохранении инициативы.
Уже можно сделать предварительный вывод: раз вариант с принятие жертв в пользу белых, то их атакующее действие составлено правильно. Чёрные предпочли бороться с главной на их взгляд проблемой – проходной пешкой «h» (6 вид) и сыграли – 3. …Лh1. Ну а белые, пользуясь моментом, разрывают позицию чёрных в центре – 4.сd Лh2+. Шах не опасен, однако на коневую «мину» (под шах конём) лучше не становиться – 5.Крf1 cd. Теперь надо бить на d6, но чем? Предположим конём – 6.К:d6+Kpe6 и теперь аккуратное 7.Лd4 фиксировало бы очевидное преимущество белых.
В партии белые выбрали взятие ладьёй – 6.Л:d6, отведя коню другую роль. После 6. …Л:h4 конь начинает атаку на короля – 7.Кg5+ Крf8 (от пешки «h» лучше не отходить) 8.Лf6+ Kpg8. Оценим королевские слабости. 1.Слабая 8-я линия. 2.Одно из полей атаки короля – е8 (без защиты – 2 вид) находится на одной линии с конём е5 (без защиты – 2 вид): две одиночные мишени образуют двойную ладейную мишень (5 вид). Ключевое поле – е6, туда и идёт белая ладья – 9.Ле6 с двойным ударом. Защита – 9. …Кd7, чтобы на шах на е8 перекрыться конём на f8.
Что дальше? Как обычно, защищается одно – ослабляется другое. После шаха – 10.Л:g6 нельзя идти в угол – 10…Крh8 из-за атаки конём с оставшегося без защиты поля f7 – 11.Kf7+Kph7 12.Лg7X. А после 10…Крf8 11.h7 грозит 12.Лg8+Kpe7 13.h8Ф Л:h8 14.Л:h8 с выигрышем ладья. Здесь чёрные сдались.