Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Minev – Grillitch. 1983.

Ход белых

Слабости чёрных. 1.Пешка с7 – равновесная слабость (3 вид). Защитники – ладья и ферзь. 2.Пешка f6 — равновесная слабость (3 вид). Защитник – ферзь. 3.Ладья е7 — равновесная слабость (3 вид). Защитник – ферзь.

Статус слабостей. 1.Ладья е7, как слабость и защитник слабости, имеет двойной статус и, как любая фигура с двойными проблемами, становится для соперника уязвимой мишенью (УМ). 2.Пешки с7 и f6 будут мишенями при ведении белыми «двойной игры». Чем больше таких одиночных мишеней, тем более результативной может быть «двойная игра». 3.Ферзь защищает все слабости чёрных: с такими перегрузками даже ферзь может не справиться. 4.Королю чёрных хоть и тесновато, но пока безопасности его никто не угрожает. Поэтому статус самой опасной слабости (СОС) перейдёт к более ценной по материалу фигуре – к ладье.

Поиск ходов-кандидатов следует начать с силового воздействия на УМ (она же СОС): атакующее действие – добавление нападения на равновесную слабость – 1.Ле6. А в чём, как говорит современная молодёжь, прикол. Ведь ладья е7 мишень-то активная и за себя может постоять. Но сначала проверим, что будет, если чёрные откажутся от предложенной драчки – 1…Лd7. Уклонение от боя, когда соперник настроен решительно, провоцирует его на дальнейшее усиление давления. Вот и здесь, активируя ферзя – 2.Фс6, белые добавляют нападение на мишень f6 и вновь делают ладью равновесной слабостью. Удержать материальное равенство чёрным уже не удастся, после 2…Крg7, защищая пешку f6, белые используют перегрузку чёрного ферзя двумя последовательными ударами по защищаемым им равновесным слабостям – 3.Л:f6 Ф:f6 4.Ф:с7 и выигрывают пешку.

Чёрные принимают бой – 1. …Л:е6 2.de Ф:е6. Зачем белые отдали пешку? Или пожертвовали, ведь не для того же, чтобы потом отыграть пешку, взяв на с7? Проверим, изменились ли слабости. Ферзю стало доступно поле вторжения f8 на линию атаки короля f8-h6, а это слабость 1-го вида. Получается, что ферзь чёрных, защищавший это поле раньше, был отвлечён, а отдача пешки была осознанной жертвой с идеей отвлечения защитника равновесной слабости – поля f8. Цель белых – воспользоваться стеснённым положением короля чёрных и превратить его в самую опасную слабость (СОС).

Атака короля начинается с захвата поля вторжения на линию атаки (оно же – поле атаки короля) – 3.Фf8+ Kph5. Такое движение короля чёрных на «нейтральную полосу» белые должны встретить во всеоружии (в полной боевой готовности). А лучшая «встреча» короля это сооружение для него матовой клетки, чем белые и занимаются – 4.f3. Уже грозит мат – 5.g4+Kp:h4 6.Фh6X. Чёрным надо защищаться – 4. …f5. Атакуя короля надо постоянно искать всевозможные ключи, как доступные, так и недоступные (пока), т.е. виртуальные. Борьба за несколько ключей («двойная игра») осложняет защиту.

Итак, поищем ключи для ферзя. 1.Поле h7, в настоящий момент занято пешкой. Нападение ферзём возможно. 2.Только что образовавшийся ключ – поле g5. Доступ к нему затруднён, например, прямое нападение – 5.Фd8 не выгодно, т.к. ферзь должен ещё следить за дверкой в матовую клетку, иначе король туда улизнёт – 5…Крh6. Принцип «двойной игры» рекомендует, как более выгодную, игру на два объекта. В данном случае одновременное нападение даже на три объекта – h7, h6 и g5 – возможно с поля g7. Последнее – виртуальное. Предположим, что предварительное вскрытие линии «g» — 5.ef gf поможет создать реальное нападение и на поле g5 – 6.Фg7. Однако, играя в свою игру, не надо забывать, что и соперник играет в свою игру, или, выбирая способ нападения, надо предвидеть наиболее опасный для ваших планов способ защиты. В противном случае неприятный сюрприз для вас обеспечен. Как здесь, подключение к охране ключей ферзя – 6…Фg6 нейтрализует все угрозы белых.

Альтернатива – нападение с меньшим количеством угроз – 5.Фg7. Зато выгод — целых три. 1.Ферзь чёрных пока не у дел. 2.Чтобы спастись от мата король сам за собой вынужден закрыть дверь в свою матовую клетку – 5. …h6. 3.Появился новый ключ к СОС – поле g4, причём сразу для двух фигур: пешки g3 и ферзя (пока виртуально). Поэтому сначала белые обеспечивают ферзю реальный доступ к ключу – 6.ef gf (на взятие ферзём будет пешечная вилка на короля и ферзя). В плане белых захват ключа g4 пешкой. Но есть две проблемки. 1.На поле g4 у чёрных три нападения, у белых – только две защиты. 2.После g3-g4 пешка останется без защиты и под ударом. Обе проблемки белые решают одним ходом – 7.Крh3 и от 8.g4 с матом нет защиты. Чёрные сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий