Ход чёрных
У чёрных лишняя фигура, но играть на выигрыш способны только белые: они могут легко уничтожить чёрную пешку, а вот чёрным ещё надо постараться справиться с далеко продвинутыми белыми пешками. Белые грозят бросить свои пешки в прорыв, кроме того, король напал на беззащитную пешку b7. У белых две угрозы, интересно, какая из них опаснее? Предположим, чёрные захотят защитить пешку b7 слоном, для этого надо отойти королём. Например, 1…Крс4, чтобы напасть сразу на две пешки белых. Недостаток хода – король идёт нападать, а по «правилу ёжика» слабейшей стороне это надо делать с предельной осторожностью: у более сильного (на доске) и угрозы более сильные. Вот и здесь после 2.с6 bc 3.bc слон один не сможет уничтожить обе пешки белых.
Рассмотрим другой отход короля – 1…Кре6. Чёрные подстроили ловушку: если пешка рванёт вперёд – 2.с6 bc 3.bc, то король вернётся – 3…Крd6 и теперь король и слон вдвоём смогут задержать обе пешки. Но белый король может обратить хитрость чёрных против них самих, подставив сопернику корпус – 2.Крс7. В шахматах пытаться перехитрить соперника – обычное дело, но надо чувствовать (просчитывать) грань, после которой ловушка для соперника обернётся ямой для себя. Если король, почувствовав возможную ошибку белых, оставивших пешки без защиты, вернётся назад – 2…Крd5 с угрозой выгодного взятия и в надежде на 3.с6 bc 4.bc Kpc5 с ничьей, то хитрый, скорее мудрый, соперник его опять разочарует и не пойдёт у него на поводУ. Важно всегда играть в «свою» игру, а не в ту, что хочет навязать соперник. Вот и здесь белым выгоден не машинальный размен, а жертва пешки – 4.b6 с созданием такой проходной, остановить которую у чёрных не будет никакой возможности.
Теперь ходы слоном. Вначале его попытка изобразить инициативную игру – 1…Сf1, отмечаем – в ущерб защитной игре. Снятие контроля над ключевыми полями по большой диагонали провоцирует белых на пешечный прорыв. Проверяем, 2.с6 bc. Помним, возвращение материала при размене это защитные действия, при атакующих действиях терять время на защиту противопоказано. Поэтому вперёд, в атаку – 3.а6 и пешка прорывается в ферзи.
Предположим, слон, наученный горьким опытом, останется на месте, на большой диагонали – 1…Сf3. Теперь с какой пешки начинать прорыв? Проверяем 2.с6 bc 3.bc Kpd6 4.с7 Крd7, а вот это уже ничья. Проверяем 2.а6 ba 3.ba Kpe6, король идёт на d7, 4.с6 Крd6 опять ничья. Остаётся проверить взятие пешки – 2.Кр:b7, но к огорчению белых ответное взятие пешки будет с шахом – 2…Кр:с5+3.Кра6, пешку b5 надо защищать, 3…Се2 и здесь ничья. Выводы: 1.Чтобы сделать ничью чёрные должны защищаться, а не предпринимать бесплодные инициативные действия. 2.Только совместные согласованные действия короля и слона способны задержать пешки. Таким образом, оставляя слона на большой диагонали, чёрные делали ничью.
В партии чёрные пошли – 1. …Сh3. Проделанный выше анализ подсказывает, что это проигрывающий ход. Смотрим на действия белых – 2.Кр:b7 Kp:c5 3.b6 Kpb5 4.a6. Первое впечатление – разрозненная сила чёрных остановить пешки не сможет. И часто бывает, особенно у неискушённых игроков, что первое впечатление бывает и последним (напоминает азиатских акынов – «что вижу о том и пою», но там – народное творчество, а у нас – реальный бой). В шахматах строить игру на впечатлениях можно только при игре в блиц (интуитивная игра), при достаточном времени на обдумывание выгодный результат даст только аналитический подход.
Ищем слабости белых. 1.Обе пешки – равновесные слабости (3 вид). А есть ли у какой пешки двойные проблемы? Пешка а6 и король стоят на одной диагонали (и это при живом слоне соперника) и образуют двойную слоновую мишень (5 вид) под сквозное нападение. Так как пешка а6 участвует в двух видах слабостей (двойная слабость), то она и будет уязвимой мишенью (УМ) для чёрных. Но можно возразить, ведь ключ к двойной мишени – поле с8 – под контролем короля белых? Так оно и есть, но это уже будет вторая защитная обязанность короля белых (ещё и пешки). Выводы: 1.Король, как защитник, перегружен. 2. У белых две фигуры с двойными проблемами: у чёрных есть тактическое обоснование для атакующих действий. Игра на перегрузку короля – 4. …Сс8+, отвлечение защитника, 5.Кр:с8 Кр:b6, следом король бьёт последнюю пешку. Ничья.
А были ли у белых шансы на выигрыш, где они промедлили? Единственным медлительным ходом было взятие пешки. Заменяем его на немедленный пешечный прорыв. При перегруженном защитнике – пешке b7 — первый удар должен быть отвлекающим, начиная с той пешки, у которой нет шансов прорваться в ферзи — 2.с6 bc, второй удар – прорыв в свободную зону – 3.а6. Чёрные фигуры не готовы к появлению этой проходной пешки, белые выигрывают.