Ход чёрных
Слабости белых: 1.Слабая 1-я линия (1 вид) делает короля самой опасной слабостью (СОС). Ключевые поля — с1 и а1. Хранители ключей — ферзь и ладья d1. 2.Ладья g3 — равновесная слабость (3 вид). Защитник – ферзь. 3. Конь d2 — равновесная слабость (3 вид). Защитники – ферзь и ладья d1. Вывод: ферзь и ладья d1 перегружены защитой.
У белых две атакованные мишени (АМ) — пункты d2 и g3 и два защищающих их перегруженных защитника, главная забота которых не пустить ладьи чёрных на 1-ю линию. Сила чёрных: ферзь и ладья а2 атакуют АМы, конь сторожит СОС – не выпускает короля с 1-й линии, ладья с8 держит на прицеле ключ с1. Соотношение сил – 2:4. Время действовать. Задача – нейтрализация хранителей и захват ключа к СОС.
Представим графически цепочку слабостей и их защитников. Схему можно представить в виде аналогичном схеме из партии Капабланка – Fonaroff, 1918. Или, как вариант, в приведённом ниже виде.
На схеме видно, что защитники, особенно ферзь, взяли под покровительство (чуть не написал «крышу», всё-таки вредно смотреть телевизор) всю цепочку слабостей. Если присмотреться (включив предварительно фантазию), можно представить некое динозаврообразное существо с висячим хвостом. Вот за этот хвост и предстоит дёрнуть, чтобы отвлечь внимание главного защитника. Какая из АМ будет первоочередной мишенью? Разбираться предстоит с обоими хранителями последовательно (потребуется двойное отвлечение): если ферзь отвлечётся на g3, то ладья, соответственно, на d2: В какой очерёдности? Совет: если намечается ряд комбинационных ударов, то начинайте расчёт с малых жертв. Начинаем в порядке очереди бить по мишеням — 1. …Л:d2 2.Л:d2 Ф:g3 и чёрные остаются с лишним конём, т.к. белые не захотят получать мат после 3.Ф:g3 Лс1+ (ключ взят).