Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Мароци – Рубинштейн. Прага, 1908

Ход белых

Слабости чёрных. 1.У короля нет ходов (1 вид). 2.Пешка h7 – равновесная слабость (3 вид). Защитник – король. 3.Ферзь без защиты (2 вид). 4.Король и ферзь на одной линии образуют двойную мишень под сквозное нападение ферзем (5 вид). Ключ – поле h7.

Статус слабостей. 1.Король, конечно, самая опасная слабость (СОС). 2.Ферзь «засветился» в двух видах слабостей: он двойная слабость и, как следствие, уязвимая мишень (УМ) для соперника.

Первым делом, ищем ключевые поля к СОС – ищем шахи. Их два: ферзём удар по ключу h7 (шах на g7 будет в резерве, если найдётся идея) и пешкой на g5. Получается, что удар по h7 это захват поля с двумя ключами. А вот это уже интересно, надо определить, есть ли идея у этого комбинационного удара. Что нового появится в позиции? Король на поле h7 встанет в одиночную коневую мишень, а вместе с ферзём они образуют уже двойную мишень с ключом на поле g5. Произойдёт переформатирование двойной ферзевой мишени в двойную коневую мишень. Выходит, что идея комбинационного удара на h7 есть – завлечение короля под коневую вилку.

Но пока ключ g5 для коня недоступен: мешает хранитель – пешка f6. Из всех фигур чёрных только эта пешка оказывает посильную помощь королю. С ней белым и предстоит побороться. Приглядимся к ней повнимательнее. Уже знакомый шах пешкой g4 это еще и нападение на пешку f6, фактически это пешечная вилка. Т.е. король и пешка f6 это пешечная мишень (5 вид), а поле g5 уже дважды ключевое поле. Ну как не подумать о захвате такого поля! Какова цель, ведь там два хранителя, ещё и король? Цель – устранить одного из хранителей, пешку f6, от защиты ключа g5. Проверяем, 1.g5+ fg 2.Ф:h7+Kp:h7. Двойная мишень для коня переформатирована, ключ g5 доступен – пора коню приступать к делу 3.К:g5+ (коневая вилка) и 4.К:h3. Белые выиграли всего лишь пешку, но две лишние пешки на другом фланге принесут им победу.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий