Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Манеш Чандрян – Ваврак. Даллас, 2004.

Ход белых

26. Слабости чёрных. 1.Слабая 8-я линия (1 вид). Король автоматически оценивается как самая опасная слабость (СОС). Поле вторжения для белой ладьи – поле d8, оно же – ключ к СОС. 2.Поле d8 – равновесная слабость (3 вид). Защитник — ладья b8, она же – хранитель ключа. 3.Слон b7 — равновесная слабость (3 вид). Защитник — ладья b8. Вывод: ладья b8 перегружена защитой. На этом можно было бы остановиться и нанести отвлекающий защитника удар по равновесной слабости b7, если бы не одно но. У белых под ударом и без защиты конь b6. Размен белым, как атакующей стороне, не нужен.

А есть ли другие способы побороться за ключ к СОС? Известные приёмы борьбы с защитником: прогнать, уничтожить, отвлечь, связать, перекрыть. Что возможно? Только перекрытие – 1.Кс8, но это выглядит бесполезным, ведь конь без защиты, и его просто побьют – 1…Л:с8 (1…С:с8 нельзя из-за мата). Дело в том, что после взятия коня произойдёт переформатирование двух одиночных мишеней – ладей в одну двойную слоновую мишень. Атакующий приём — двойной удар. Ключ – поле b7. Удачно, что на нём стоит слон – лишняя добыча карман не оттянет (справедливости ради, это возврат материала). После 2.С:b7 белые остаются с лишним качеством.

Что будет, если чёрные не будут бить этого «троянского» коня? Нападая на коня белых, чёрные осуществили слабый контрудар (ответное нападение на равноценную фигуру). Обычно (за редким исключением) это приводит к нежелательным последствиям. У соперника есть несколько вариантов наказания за слабый контрудар (см. раздел «стратегия»). Один из них был использован в данной партии – свою фигуру спасаем, чужую забираем. Конечно, спасение свой фигуры должно представлять собой сильный контрудар (создание более сильной угрозы, чем у соперника). В партии – это угроза мата. Простая же защита от мата, например, открытие форточки – 1…h6, позволяет белым осуществить свою первоначальную угрозу – 2.С:b7 с одновременной защитой коня с8. Как итог, материальные потери неизбежны. Чёрные сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий