Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Основные понятия и краткое описание.

Моё мнение – знакомство со стратегией надо начинать ближе к концу первого года обучения или в первой половине второго года. Естественно, уровень должен быть элементарным. Но это должны быть не частности, а основополагающие вещи. И не всё сразу, а дозировано. По мере знакомства с общим, можно переходить на частности. Обязательно акцентировать внимание, что за любым частным случаем стоят общие закономерности. Образно говоря, сначала формируем каркас общих знаний, а потом заполняем его содержимое конкретикой поведения в той или иной ситуации. При анализе партий начинающих, детей в особенности, необходимо обращать внимание, как работают общие закономерности, что происходит при их нарушении.

Схема подачи материала — что такое стратегия (формулировка возможна, но не обязательна) — может быть построена в форме вопрос-ответ. Пример. Две равные армии. Кто победит? Кто больше хочет? Этого мало, все хотят. Чья армия сильнее? Но пока они равны. Сильнее будет тот, кто лучше подготовится к бою и чья армия займёт лучшую позицию. А что такое лучшая или даже просто хорошая позиция? Хорошая позиция армии в целом это хорошая позиция каждой фигуры в отдельности. В шахматах хорошая позиция каждой фигуры это её активность, как при атаке, так и при защите. (Вводится понятие – активность фигуры). А как определить, кто как подготовился, у кого позиция лучше? По количеству готовых к бою фигур и их активности. (Вводится правило сражающихся фигур). А как сделать свою армию сплочённее, а значит сильнее? Организовать для фигур общее дело или взаимное действие. (Вводится правило взаимодействующих фигур). А когда можно начинать нападать на соперника и как понять, выгодно это или, наоборот, опасно? Нападает всегда более сильный. (Вводится понятие – инициатива). А если хочется атаковать короля и поставить мат, что для этого нужно? Должна быть сила, а у соперника – слабости, которые эта сила будет атаковать. (Вводится правило атакующих фигур). А если позиция фигур соперника сильнее, что делать? Построить крепкую оборону. (Вводится правило защищающихся фигур). Что делать, когда соперник нападает? Не бояться, а искать ответное нападение. (Вводится правило контратакующих фигур). Удалось выиграть материал, а фигуры разбежались по сторонам, что делать? Не расслабляться, а собрать волю и фигуры в ударный кулак и готовить решающее наступление. (Вводится правило консолидации фигур).

Изложение информации в виде правил, по моему мнению: а) привычно школьникам, б) даёт им понимание важности и нужности, в) прививается системный подход. Но, в отличие от школы, не надо требовать заучивания наизусть. Достаточно понимания смысла и объяснения его своими словами. В дальнейшем, каждое правило объясняется на конкретных элементарных примерах. На разбор сыгранных партий начинающих надо делать основной упор для развития стратегического понимания – собственные прожитые партии лучше запоминается, чем чужие партии из учебника. Обращается внимание, как работают эти правила в конкретных ситуациях. Как можно было бы, используя эти правила, избежать принятия ошибочных стратегических решений.

Далее, в тезисном порядке, описываются основные положения предложенной автором технологии изучения основ шахматной стратегии. В дальнейшем автор предполагает наполнение тезисов фактическим материалом.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий