Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Loman – Van Helder. Amsterdam. 1919.

№ 35

При своём ходе белые оказались в неприятной ситуации. Чёрные подошли к пешечной границе блокированных пешек «е» и захватили инициативу, заняв прямую оппозицию. В их планы входит переход пешечной границы, захват ключевого поля d4 и устранение пешки е4 – тормоза пешки е5. Оказавшись в цугцванге, белым предстоит нелёгкий выбор – или делать ход королём и терять оппозицию, или тратить запасные пешечные темпы на королевском фланге. Ходов-кандидатов много, попробуем применить «метод исключений», отбрасывая на вид худшие ходы с надеждой, что останется лучший.

Худшим выглядит ход — 1.Крb3, без сопротивления сдавая ключевое поле – 1…Kpd4. Однако у белых есть встречная контригра, хотя и она и выглядит запаздывающей (чёрная пешка е5 дальше продвинута, чем белая пешка а3). Тем не менее, требуется расчёт по темпам — 2.Kpb4 Kp:e4 3.Kp:b5. Чёрные вынуждены потратить темп – 3…Kpd4, что замедляет их пешечный марш — 4.a4 e4 5.a5 e3 6.a6 e2 7.a7 e1Ф 8.а8Ф. И всё-таки чёрный ферзь появился раньше.

Как этим воспользоваться? Король чёрных явно ближе к пешкам королевского фланга, чем король белых. Поэтому им выгоден размен ферзей. Для того чтобы форсировано разменять ферзей, белым предстоит переформатировать одиночные мишени, короля и ферзя, в одну двойную, естественно, ферзевую мишень. Для этого надо шахами загнать короля белых на одну линию, причём любую, с ферзём – 8…Фb1+. Если 9.Крс6, то после сквозного нападения – 9…Фе4+ чёрные выигрывают ферзя. После 9.Kpa6 чёрные вынуждают размен ферзей – 9…Фа1+10.Kpb7 Ф:а8+ с выигранным пешечным окончанием.

Другой отход короля — 1.Kpd3 сохраняет, как надеются белые, пешечную границу на замке. Чёрные могут попытаться силой прорваться через границу, бросив прорыв пешку – 1…b4. Действительно, после размена пешек чёрные легко выиграют. Их план: король переходит пешечную границу, оттесняет короля белых от пешки е4, забирает её и далее или проводит в ферзи свою пешку «е», или идёт за пешками «g» и «h».

А что будет после 2.а4? Образуются пешки-недотроги. Для нападения на пешку а4 король должен идти на а5 – 2…Крb6 3.Kpc2 Kpa5 4.Kpb3. Короли встали в положение обоюдного цугцванга, причём невыгодная первая очередь ходить – у чёрных. Остаются ходы пешками, чёрным достаточно повторить движения белых пешек – 4…g6 (выигрывало и 4…h5) 5.h3 h6, и очередь хода передаётся белым. Чёрные выигрывают.

Если чёрные не хотят жертвовать пешку даже временно, есть более спокойная игра – 1…Kpb6 2.Kpc3 Kpa5 3.Kpb3 h5 4.h3 g5 5.h4 g4 6.Kpc3 Kpa4 7.Kpb2 b4. После размена пешек король чёрных прямым ходом идёт к пешке е4 с уже известными последствиями.

В партии белые сыграли 1.h3. Белые аккуратно использовали свой пешечный темп, но выгоды от выравнивания своих пешек они не получили: всё равно, при любой очереди хода у чёрных пешечных темпов на один больше. Чёрным же пока тратить свои пешечные темпы без надобности, проверим возможности их короля побороться со своим оппонентом, используя ходьбу по полям соответствия. Ищем пары полей, находясь на которых оба короля будут в ступоре цугцванга: b6-b4, a5-b3. Смежные с ними поля – а6-с3. Добавим поля начальной прямой оппозиции — с5-с3.

Король идёт к а5, избегая «заколдованных» полей. Для начала проверка на бдительность — 1…Крb6 2.Kpb4 (король – на посту), а вот полю с6 нет поля соответствия – 2…Крс6, но можно встать — 3.Крb3 пока король чёрных далеко от а5. Белые продолжают проверку оппонента на бдительность — 3…Kpb7 4.Kpb2 Kpa6 5.Kpc3 Kpa5 6.Крb3. Белый король выстоял в противоборстве королей, вовремя заняв важное поле соответствия. Тем не менее, всё сражение после любого(!) хода пешкой королевского фланга выигрывают чёрные (см. в партии).

В партии король чуть изменил маршрут (как мы уже видели маневры короля чёрных не решают задачу перехитрить короля белых) — 1…Крс6 2.Kpb3 Kpb7. Если 3.а4 Крb6 4.ab Kp:b5 5.Kpc3 Kpc5 6.Kpd3 Kpb4 и чёрные выигрывают. 3.Крс3 Кра6 4.Крb2 Kpa5 5.Kpb3. В бой вступают пешки – 5. …g5 6.g4 h6. Запасных темпов у белых нет, приходится отступать — 7.Kpc3 Kpa4 8.Kpb2 b4 9.ab Kp:b4. Белые сдались.

Вывод: при всех рассмотренных выше ходах-кандидатах белые проигрывали из-за лишнего пешечного темпа чёрных на королевском фланге: чёрные пешки первыми ходили, а темпы первыми заканчивались у белых.

Был ли у белых шанс выиграть время? В рассмотренных выше вариантах белые пешки вели себя пассивно. А если они поборются за пространство — 1.g4, обеспечивая пешку «h» надёжным запасным темпом? Грозит, в том числе, тормозящий ход g4-g5, чёрные вынуждены противодействовать – или h7-h6, или g6-g5. Рассмотрим оба эти хода. После 1…h6 2.h4 не помогает чёрным 2…g6, т.к. похожая конфигурация пешек уже была выше в одном из вариантов, но с переменой цвета. При ходе чёрных у них же первыми заканчиваются пешечные ходы. Чёрные выигрывают время – будет ничья.

Такая же ситуация и после 1…g5. Белые теперь уже спокойно держат пешечную границу – 2.Крd3. Проверим попытку прорыва – 2…b4 3.a4. Теперь играть против пешек-недотрог без запасного пешечного темпа нельзя, можно и проиграть. Есть возможность отвлечь короля белых – 3…b3 4.Kpc3 b2 5.Kp:b2 и перейти границу пешек «е» — 5…Kpb4. Задача белых: вытолкнуть короля чёрных на его территорию и поставить границу на замок – занять оппозицию. Задание выполняется так – 6.а5 Кр:а6 7.Крс3 Крb5 8.Kpb3 h6 9.h3. Ничья.

Ничего хорошего чёрным не даёт и поход к пешке а4 – 2…Крb6 3.Kpc3 Kpa6 4.Kpb2 Kpa5 5.Kpb3 h6 6.h3. Ничья.

Вывод:

1.Противоборство королей и пешек между собой, самостоятельные по способу ведения, преследуют одну командную цель: захват и удержание инициативы — для атаки, с одной стороны, и защиты, с другой стороны.

2.Энергичный ход 1.g4, как раз и преследующий цель – борьба за инициативу, был бы спасительным для белых.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий