Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Kwasniewski – Addicks. Poland. 1959.

№ 29

Для оценки позиции важны три позиционных элемента. 1.Король белых активнее своего оппонента по отношению к пешкам королевского фланга – разница в один темп (королю белых до пешки g6 – два темпа, королю чёрных до f2 – три темпа). Однако у короля чёрных есть возможность ведения «двойной игры» — до пешки а3 те же три темпа. 2.Расстояние от пешки королевского фланга до пешек ферзевого фланга меньше у белых, что выгодно чёрным. 3.У чёрных преимущество во времени – их очередь хода (что нейтрализует позиционный плюс белых в п.1).

Вывод: определяющий оценку позиционный элемент приведён в п.2 — на выигрыш играют чёрные.

Самый простой выгодный, согласно оценке позиции, сценарий для чёрных – после одновременного взятия пешек королевского фланга король чёрных первым успевает к пешкам ферзевого фланга. Поэтому в соответствии с этим планом король идёт к пешке «f» — 1. …Кре4. Королю белых идти к пешке чёрных, т.е. следовать сценарию чёрных, не выгодно, приходится защищаться – 2.Kpg3 Kpd3. Белые стоят перед непростым выбором – или продолжать заниматься профилактикой угрозы чёрных пешке «f», или всё-таки предпочесть свою инициативную игру против пешки g6 на пару с пешкой. Рассмотрим обе эти возможности.

В партии белые предпочли не обострять ситуацию – 3.Крf3. На что у чёрных в рамках «двойной игры» есть второе направление инициативной игры – 3. …Крс3. Вот теперь уже белые волей-неволей обязаны включиться в королевскую гонку – 4.Крf4. Просчитываем темпы. Чёрным на взятие пешек и проведение своей пешки в ферзи требуется 8 темпов, белым – 7 темпов.

Выводы:

1.Белый ферзь появляется первым, чёрный – вторым, но с шахом (на b1).

2.В ферзевом окончании, несмотря на лишнюю пешку, шанса на победу у чёрных практически нет.

В партии чёрные предпочли вернуться к однозначно выгодному для себя сценарию – 4. …Крd2. А белые? Ясно, что размен пешек королевского фланга им не выгоден. Как его избежать? Например, вернуться королём назад – 5.Kpf3 с повторением позиции. Отвлечёт короля чёрных от ферзевого фланга угроза пешке g6 – 5.Крg4 Kpe2 6.f4 Kpf2. Королю белых следует быть бдительным, чтобы не попасть в цугцванг, например, нельзя играть 7.Крg5 из-за 7…Крf3, вынуждая размен пешек в выгодной для чёрных редакции (у их короля будут лучшие стартовые условия). Зато 7.Крh4 позволит избежать размена и добиться ничьей.

В партии белые сделали другой ход королём – 5.Кре4, видимо, конкретному подходу предпочли общие соображения – централизация короля. Посмотрим, к чему это приведёт. 5. …Кре2. Пешку надо спасать, двигая вперёд. На одно или на два поля? В партии было – 6.f3, и после 6. …g5 выяснилось, что белые всё-таки попали в цугцванг – размен пешек вынужден, а в гонке к пешкам ферзевого фланга первым придёт к финишу (уничтожит пешки белых) король чёрных. Поэтому белые сдались.

Что было бы при 6.f4? Черные продолжили ли бы загонять короля белых в цугцванг – 6…Крf2, например, 7.Kpd4 Kpf3 8.Kpe5 Kpe3 и результат то же (цугцванг). Или 7.f5 gf 8.Kp:f5 Kpe3 и опять король чёрных быстрее.

Теперь на развилке на третьем ходу свернём в другую сторону: белые сразу играют 3.f4. Чёрные вынуждены реагировать – 3…Кре3 4.Kpg4 Kpf2 5.Kph4, не становясь на поле цугцванга (g5), 5…Крf3, а вот теперь уже можно — 6.Kpg5, т.к. нельзя 6…Крg3 из-за 7.f5 и выигрывают уже белые. Впрочем, играя 6…Кре4, чёрные сохраняют инициативу, но не более того. Будет ничья.

Вывод: на третьем ходу белые чуть осложнили себе задачу, упустив надёжную ничью, на пятом ходу белые сделали проигрывающий ход.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий