Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Крамник – Каспаров, (рапид), Нью-Йорк. 1995.

№ 31

Короли замерли в напряжённом ожидании. Никому не хочется уступать инициативу, никому не выгодно терять оппозицию. Сразу обратим внимание, что запасных пешечных темпов ни у кого нет. Королям придётся рассчитывать только на свои силы. Сравним их активности. На королевском фланге пешечная граница расположена между пешками h4 и h5. Король чёрных первым подошёл к пешечной границе – он активнее. Сравнение активностей позволяет сделать вывод, что на королевском фланге у чёрных преимущество сражающихся фигур (см. «стратегия» — «правило сражающихся фигур»).

Вывод: на королевском фланге чёрные активнее, они могут и должны играть инициативно (см. «стратегия» — «инициатива»).

Смотрим на ферзевый фланг. У белых лишняя пешка, однако, сдвоенные пешки не позволяют легко использовать материальное преимущество. Ближайшие к королям пешки – на линии «с». Пешечная граница находится между пешками с3 и с4. Здесь уже белый король ближе к пешечной границе – он активнее.

Вывод: действия на ферзевом фланге выгодны сильнейшей там стороне, т.е. белым.

В партии сейчас был ход чёрных. Согласно сделанному выше выводу чёрным следует вести инициативные действия на королевском фланге — 1…g5. Белым надо соглашаться на размен – 2.hg Kp:g5 и переходить к обороне пешки g3 – 3.Крf2, чтобы на 3…Крg4, занять прямую оппозицию – 4.Крg2, вынуждая чёрных отступить – 4…Крf5. Короли вынуждены караулить пешки королевского фланга, не имея возможности решающего увеличения своей активности. Так как инициативой продолжают владеть чёрные – они делают ничью с позиции силы.

В партии же последовало 1. …Кре5, придерживаясь пассивной тактики. Это позволило белым сыграть на перехват инициативы на слабом для себя фланге – 2.g4. Бить или не бить на g4? После 2…hg 3.Кр:g4 короли на этом фланге поменяются активностями, что выгодно белым. Посмотрим, к чему приведёт их противоборство – 3…Крf6 4.Kpf4. Белые захватывают инициативу, король чёрных должен отступить.

Предположим 4…Крg7. В план белых входит размен пешек королевского фланга, добиться его можно разными способами. Например, принуждая короля чёрных нападать на белую пешку — 5.Кре5 Крh6 6.Kpf6 Kph5 7.Kpf7 Kp:h4 8.Kp:g6 Kpg4 9.Kpf6 Kpf4 10.Kpe6 Kpe4 король белых идёт к пешке с4, а королю чёрных подход к белым пешкам затруднён, 11.Kpd6 Kpe3 12.Kpd5 и белые выигрывают.

Жестче 5.Крg5 Kpf7, «беря быка за рога» — 6.h5 gh 7.Kp:h5 Kpf6 8.Kpg4. Отставание короля белых от оппонента на две вертикали не опасно – спасибо «плохой» (сдвоенной) пешке с2, которая вынудит короля чёрных для нападения на пешки «с» идти в обход и терять драгоценное время – 8…Kpe5 9.Kpg5 Kpe4 10.Kpf6 Kpе3 11.Kpе5 Kpd2 12.Kpd4. Будет размен пешек «с», но преимущество в одну пешку при плохой позиции короля чёрных достаточно белым для выигрыша.

Проверим, если король чёрных попытается помешать обходному маневру короля белых — 4…Крf7 5.Kpe5 Kpe7. Как часто бывает в защите, «одно лечим, другое калечим»: отдаление короля от пешки «h» позволяет белым скорректировать свой план. Контригра чёрных против пешки h4 потребует уже бОльших затрат времени, что «развязывает руки» белым для атакующих действий на ферзевом фланге — 6.Kpd5. Тем не менее, ввязываясь даже в выгодную встречную игру, не избежать точного подсчета темпов – 6…Kpf6 7.Kp:c4 Kpf5 8.Kpd5 Kpg4 9.c4 Kp:h4 10.c5 bc. А теперь король белых покажет, «кто в доме хозяин», демонстрируя выгоду «двойную игру» — и в защите, и в атаке — 11.Kpe4 g5 12.a5 g4 13.b6 ab 14.ab g3 15.Kpf3 Kph3 16.b7 g2 17.Kpf2 белые проводят свою пешку, не давая то же сделать чёрным.

В партии чёрные ответили 2. …Кре6 3.gh (3.g5 Kpf5 к выгоде чёрных) 3. …gh. Оценим произошедшие изменения. Чёрные потеряли своё позиционное преимущество на королевском фланге, а вместе с ним и возможность выгодной встречной инициативной игры. Для белых сложилась комфортная ситуация, когда можно спокойно приступить к реализации своего преимущества на ферзевом фланге. Однако безопасности никогда не бывает слишком много, разумно предварительно лишить соперника даже шанса на контригру на королевском фланге. Для этого надо устранить пешку h5.

Любая инициативная атака начинается с захвата инициативы. В пешечных окончаниях инициатива захватывается занятием королём оппозиции, в данном случае прямой ближней оппозиции – 4.Кре4. Если чёрные попытаются затеять контригру на королевском фланге – 4…Крf6, прорываясь к пешке h4, то белым нет смысла действовать на опережение, продолжая поход на ферзевый фланг. К любой контригре соперника всегда надо относиться серьёзно, неоправданный риск никому не нужен. Жёсткая постановка корпуса – 5.Крf4 вынуждает соперника отступить – 5…Крg6. Занимая коневую оппозицию – 6.Кре5, король белых оттесняет короля чёрных от пешки h5, выигрывает её, лишая, тем самым, чёрных контригры на королевском фланге. Затем со «спокойной душой» идёт делать своё дело на ферзевый фланг.

Отход в другую сторону – 4…Крd6 ничего не меняет. У белых даже появился выбор — к какой пешке идти. Ближайшая беззащитная мишень – пешка с4, проверим атакующие действия на ферзевом фланге – 5.Крd4 Kpe6 6.Kp:с4. Теперь на ферзевом фланге у белых большое пешечное преимущество: здесь у чёрных нет никаких шансов. Приходится искать эти шансы на другом фланге – 6…Крf5 7.Kpd5 Kpg4 8.c4 Kp:h4 9.c5 Kpg3 10.cb ab 11.a5 ba 12.b6 h4 13.b7 h3 14.b8Ф+. Белые быстрее, они выигрывают.

Проверим, что будет после действий по намеченному профилактическому плану — 5.Крf5. Встречная игра с какими-то шансами возникнет, если чёрный король атакует белые пешки «с» — Kpd5 6.Kpg5 Kpe4 7.Kp:h5 Kpe3. Но интрига быстро исчезнет, у белой пешки уже начался стартовый отсчёт (как в космонавтике, «ключ на старт») — 8.Kpg6 (мачта поддержки отошла) 8…Kpd2 9.h5 (пуск), а соперник пока ещё занят расчисткой стартовой площадки — 9…Kp:c2 10.h6 Kp:c3 11.h7 Kpd2 12.h8Ф с3 13.Фd4+Kpc2 14.a5 ba 15.Ф:а7 и белые выигрывают.

Выводы:

1.Не начав на первом ходу инициативную игру на королевском фланге, чёрные упустили возможность захвата инициативы с неизбежным ничейным результатом.

2.Перехват инициативы белыми был возможен на четвёртом ходу занятием оппозиции. Последующая «двойная игра» на обоих флангах не оставляла чёрным даже мало-мальских шансов.

В партии белые сыграли 4.Крf4, позволяя чёрным занять оппозицию – 4. …Kpf6 5.Kpe4 Kpe6 6.а5 (жертва пешки – решение гроссмейстера) 6. …ba 7.Kpd4. Шанс чёрных на спасение – в контригре на другом фланге. Цель – организовать пешечные гонки, а там — победит быстрейший. 7. …Kpf5 8.Kp:c4 Kpg4 9.Kpb3 Kp:h4 10.c4 Kpg5 11.c5 h4 12.c6 h3 13.c7 h2 14.c8Ф h1Ф. Ничья, хотя белым поиграть ещё можно было.

Вывод: не заняв оппозицию на 4-м ходу, белые упустили несложный выигрыш.

Возникает вопрос, закономерен ли результат партии, учитывая необязательную жертву пешки? Проследим развитие событий, начиная с 6-го хода, где более логичен естественный ход – 6.Kpd4. Чёрные действуют, как в партии – 6…Kpf5. Далее, 7.Кр:с4 Kpg4. Куда теперь отойти королю белых? На b3, как в партии, приглядывая за подаренной чёрным проходной пешкой, уже не имеет смысла. Не выгодно на d5, т.к. чёрная пешка «h» будет превращаться с шахом.

При встречной игре с параллельными пешечными гонками помимо скоростных качеств «спортсменов» не следует забывать и о «двойной игре». Проводя свою проходную пешку, хорошо бы притормозить, а то и вовсе задержать проходную пешку соперника. В данном случае её путь лежит по крайней вертикали, что укорачивает путь короля белых (до слонового поля f1 или f2) и, следовательно, облегчает ему задачу. Король идёт к цели по кратчайшему маршруту — 8.Крd3 (заслуживает внимания и 8.Крd4). Помешать сопернику король чёрных не успевает – 8…Kp:h4 9.с4 Кpg3 10.Kpe2 h4 11.Kpf1 задерживая проходную пешку чёрных. Или сначала 9.Кре2, королю чёрных остаётся торопиться на ферзевый фланг, чтобы задерживать проходную пешку соперника – 9…Крg5 10.с4 Kpf5. Белые должны спешить с образованием проходной, причём как можно более отдалённой от короля чёрных, пешкой — 11.c5. Если чёрные возьмут пешку – 11…bc, то после 12.а5 Кре5 13.b6 ab 14.a6 не успеют задержать проходную. Если, невзирая на … вперёд идёт король – 11…Кре5, то белые создают защищённую проходную пешку – 12.с6, заточая короля чёрных в квадрат этой пешки. Затем король спокойно заберёт пешку «h» и отправится на ферзевый фланг на помощь своей пешке. Белые всё-таки выигрывают.

Вывод:

1.Нелогичный четвёртый ход белых (не занятие оппозиции) чуть усложняет, но не упускает выигрыш.

2.Выпустили выигрыш белые жертвой пешки на шестом ходу. Причина: вынужденный караулить проходную пешку «а», король белых лишился возможности «двойной игры», с помощью которой белые выигрывали во всех вариантах без этой жертвы.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий