Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Король и не крайняя пешка против короля.

Для выигрыша сильнейшей стороны необходимо, чтобы одновременно выполнялись два условия:

1. Король должен стоять впереди пешки.

Это должно быть поле на следующей от пешки горизонтали.

2. Король своим ходом должен занять оппозицию.

Занять оппозицию означает своим ходом встать напротив короля соперника. Если занять оппозицию невозможно, то надо не дать её занять сопернику.

Исключения:

1. Если пешка прошла середину доски (встала на 5-ю горизонталь — для белых, на 4-ю горизонталь – для чёрных) и король впереди неё (на 6-й горизонтали — для белых, на 3-й горизонтали – для чёрных), т.е. выполняется 1-е условие, то выполнение 2-го условия (оппозиции) не обязательно. Другими словами, выигрыш будет всегда при любой очереди хода.

2. Если пешка встала на 6-ю горизонталь, то достаточно выполнения только 2-го условия (оппозиции) при достижении королём 6-й горизонтали.

Для ничьей достаточно чтобы не выполнялось хотя бы одно из этих условий. Смысл игры слабейшей стороны – стремится к недопущению выполнения сильнейшей стороной одного из двух условий.

В случае исключений 1 и 2 слабейшей стороне надо не допустить выполнение обязательного выигрывающего условия. При пешке на 5-й (для белых) горизонтали необходимо не пустить короля соперника на 6-ю горизонталь. Занимать оппозицию не обязательно. При пешке и короле соперника на 6-й горизонтали для ничьей надо занять прямую оппозицию.

Знание и применение двух условий и двух исключений достаточно, чтобы уверенно разыгрывать любые подобные окончания. И на вопросы:- «как провести пешку в ферзи?» или «как не дать провести пешку в ферзи» — вы сможете со знанием дела ответить: «элементарно!»                                      

                      Примеры игры на выигрыш.

Везде ход белых.

№ 1

1. Одновременное выполнение 2-х условий обеспечивает только ход 1.Кре4, становясь впереди пешки и занимая прямую оппозицию. Все остальные ходы нарушают выполнение хотя бы одного из обязательных условий и ведут к ничьей. Чёрные вынуждены уступить оппозицию – 1…Крd6 (или 1…Крf6). К тому же, король уходит с линии движения пешки, т.е. освобождает ей дорогу в ферзи. Теперь задачи короля белых следующие: 1.Постепенно оттеснять короля чёрных к краю доски и с линии движения пешки. 2.Взять под полный контроль поля движения пешки.

Начинаем оттеснение («отталкивание плечом») короля соперника с помощью коневой оппозиции – 2.Крf5. Чёрным пора срочно возвращаться на линию движения пешки для работы её «тормозом» — 2…Кре7. У белых два хода-кандидата – 3.е4 и 3.Кре5. Проверяем выполнение 2-х условий. После 3.е4 чёрные занимают оппозицию – 3…Крf7: перестаёт выполняться 2-е условие. Результат известен – ничья. Но чтобы сделать ничью, необходимо использовать обязательный приём защиты – если соперник вынуждает отступление назад, то делать это только по линии движения пешки. Смысл: своя пешка не даёт королю белых занять оппозицию. Например, 4.е5 Кре7 (работа «тормозом») 5.е6 (вынуждает отступление короля чёрных) 5…Кре8 (отход только по линии движения пешки) 6.Крf6 Kpf8 (чёрный король занимает оппозицию). При пешке на 6-й линии не выполняется обязательное 2-е условие – ничья.

Рассмотрим второй ход-кандидат – 3.Кре5. Белый король занимает оппозицию – два условия соблюдены. Продолжаем, 3…Крf7. Опять белые на развилке: уже можно двигать пешку — 4.е4 или продолжать «толкаться» королями – 4.Крd6(?) Проверяем. После нетерпеливого 4.е4 чёрный король после 4…Кре7 занимает оппозицию — ничья. Остаётся 4.Крd6. Король занимает коневую оппозицию, вынуждая короля чёрных отступать, включая «тормоз» пешки – 4…Кре8 (идти к пешке 4…Крf6 бесполезно – 5.е4 и пешка беспрепятственно марширует в ферзи). Теперь, когда король чёрных оттеснён на край доски, а пешка готова к победному маршу через середину доски, расслабляться ещё рано. Предстоит обойти ещё одну ловушку. Что будет, если просто двигать пешку? 5.е4 Крd8 5.e5 Kpe8 6.e6?? (грубая ошибка) 6…Крd8 чёрный король занимает оппозицию (2-е исключение) – ничья. Выигрывает обязательное — 6.Кре6 (1-е исключение) 6…Крd8 и 7.Крf7 – решающая коневая оппозиция. Белый король «увольняет» соперника из «тормозов», беря под свой контроль все поля на линии продвижения пешки. Чтобы застраховать себя от возможной неприятности, полезно умерить азарт пешки (и её «руками водителя») и немного её придержать. Для этого достаточно перед движением пешки занять королём идеальную позицию – 5.Кре6, создавая для пешки естественный ограничитель движения (в технических науках такой приём имеет жесткое, но точное название «защита от дурака» — при неправильном использовании работа механизма автоматически прекращается). Далее, 5…Крd8 6.e4 Kpe8 7.e5 (1-е исключение) 7…Kpf8 8.Крd7 и пешка в трёх шагах от коронации.

№ 2

2. Чёрный король ушёл с линии движения пешки. Её естественная реакция – вижу цель, поле d8, вперёд – 1.d4. Это будет решающей ошибкой, выпускающей выигрыш. Проверим выполнение 2-х условий: после 1.d4 нарушается 1-е условие. Результат – ничья.

Пешечные окончания зачастую имеют характерную особенность: ходы строго единственные, т.е. они (окончания) имеют не игровой, а технический характер. В промышленной технике, например, всё подчинено правилам, регламентам, стандартам и т.д. Отступление от жёстко установленных требований недопустимо. И в шахматных технических окончаниях, по аналогии, соблюдение определённых правил строго обязательно.

Шахматный регламент в пешечных окончаниях не допускает вольностей и поэтому необходимо придерживаться строгой очерёдности действий. Первое, встать на линию движения пешки – 1.Крd4. Король не мешает пешке, он сосредотачивается для решающей схватки с соперником за контроль над линией движения пешки, ограничивая при этом пешечный соблазн – рвануть вперёд без спроса. Чёрный король обязан занимать оппозицию – 1…Крd6. Пока не выполняется 2-е условие. Но долго такая «борьба нервов» продолжаться не может. Кто-то должен уступить. Ход белых, они должны сделать ход, который бы не нарушал соблюдение 2-х условий. Такой ход есть – 2.d3. Это, так называемый, запасной темп — атакующий приём, не меняющий кардинально позицию, но передающий очередь хода сопернику. Чёрные теряют оппозицию – 2…Крс6 или 2…Кре6. Далее, как в примере №1.

№ 3

3. Если понять смысл 2-х условий, необходимых для выигрыша, то победный ход делается без затруднений — 1.Крg4. Далее начинается уже формальный забег к пешке – 1…Крf6 2.Kpf4 Кре6 2.Кре4 (строго следим за соблюдением 2-х условий) 2…Крd6 3.Kpd4. Эта позиция уже знакома. Белые выигрывают.

№ 4

4. Король белых очень далеко сзади пешки. Но и чёрный король застрял где-то в пути. Предстоят марш-броски обоих королей до зоны боевых действий. Кто победит в предстоящем забеге на длинную дистанцию до линии движения пешки? Прежде оценим положение пешки. Она ещё не перешла середину доски, следовательно, борьба королей будет вестись за выполнение 2-х условий. Маршрут белого короля лежит к полям впереди пешки — f5,g5,h5. Отправляясь в путь, король белых должен просчитать, где пересекутся его с королём чёрных пути-дорожки. Спеша оказаться впереди пешки, можно оказаться в оппозиции с соперником, которую займёт он: тогда будет ничья.

Составляем схему движения короля. У короля белых есть два маршрута передвижения: обход пешки с левой или правой стороны. Считаем темпы до полей перед решающим выходом короля вперёд пешки: и до поля f4, и до поля h4 королю белых требуется сделать три хода. За эти же три хода чёрный король окажется на f6, где займёт оппозицию при короле белых на f4 и не пустит его вперёд пешки. Результат – «железобетонная» ничья. При королях на h4 и f6 (сделано по три хода) белый король успевает прорваться вперёд пешки на h5. Для того, чтобы сделать ничью, король чёрных должен своим ходом встать на h7, что невозможно. Результат – белые выигрывают при обходе пешки с правой стороны.

№ 5

5. При пешке на 6-й горизонтали работает 2-е исключение: при короле чёрных на е8 надо занять оппозицию на поле е6. Чёрные же грозят за два хода прорваться на линию «d». Если они встанут перед пешкой на поля d7 или d8 – ничья. Поэтому первый ход вынужден – 1.Крf5, по короткой дороге идя к цели (е6), одновременно, защищаясь от 1…Кре8. На что последует победное занятие оппозиции – 2.Кре6. Чёрные могут притормозить короля белых и занять оппозицию – 1…Крf7. Но при пешке на 6-й горизонтали промежуточные противостояния королей значения не имеют, только на 6-й и 8-й горизонталях. У белых есть возможность занять такое поле, оппозиция с которым для чёрных невозможна – 2.Кре5. Благодаря далеко продвинутой пешке, король чёрных не может встать на е7. Приходится отступать – 2…Крf8, в надежде на торопливость соперника. Попадаться в ловушку соперника, играя 3.Кре6, белым ни к чему: после 3…Кре8 чёрные занимают оппозицию с ничьёй. Строгое выполнение 2-го исключения – 3.Крf6 обеспечивает белым победу.

№ 6

6. Король белых не успел встать на горизонталь впереди пешки. К тому же, чёрный король занял оппозицию. Неужели ничья? Замечаем, что пешка может безопасно пойти на 6-ю горизонталь – 1.с6. В этом случае будет работать 2-е исключение. Также ходом пешки белые передали чёрному королю очередь хода – и он вынужден уйти с оппозиции, например, 1…Кре8. Продолжаем действовать по 2-му исключению – 2.Кре6 с выигрышем.

                  

                               Примеры игры на ничью.

Везде ход белых.

№ 7

7. Для достижения ничьей достаточно, чтобы одно из 2-х условий не выполнялось. Так как король чёрных уже впереди пешки (1-е условие – за чёрных), белым остаётся только бороться за оппозицию (2-е условие) – 1.Кре3 Крd5 2.Kpd3 Kpc5 3.Kpc3. И только когда соперник сам нарушит выполнение 1-го условия: поставит пешку на одну линию с королём – 3…d5, можно со спокойной душой тоже нарушить, но только одно (2-е) условие – 4.Крd3. Дальше от чёрных требуется только аккуратность и точное знание, что если приходится отступать на горизонталь ниже, после 4…d4, то делать это надо только по линии движения пешки. Прячась в «тени» пешки, белый король не позволяет сопернику занять оппозицию — 5.Крd2. И если белые не будут отступать от указанного плана действий – ничья обеспечена. Главное, сохранять позитивный психологический настрой: отступаем, но не сдаёмся.

Для наглядности формулируем правило торможения пешки (ПТП): король ставится перед той фигурой, которая идёт вперёд.

Торможение короля означает занятие прямой ближней оппозиции, торможение пешки – расположение короля перед пешкой или ниже на одну горизонталь, но обязательно на линии её движения.

№ 8

8. Прежде всего, белым необходимо проверить соблюдение «правила квадрата» — догонит ли король отдалённую проходную пешку соперника. Король белых уже в «квадрате» (два угла: поле, где стоит пешка, и поле её превращения на этой вертикали) пешки чёрных, поэтому бежать к ней нет необходимости. Можно заняться борьбой со своим оппонентом. 1-е условие белые уже упустили, а вот нарушение выполнения 2-го условия всецело в их руках. Главное, чтобы рука не подвела и точно выполнила указание головы — поставила бы короля в оппозицию – 1.Крb4. Ничья.

На всякий («пожарный») случай проверим действие правила торможения пешки — 2…Крс6 3.Крс4 (забег на короткую дистанцию до линии движения пешки) 3…Крd6 4.Kpd4 Kpe6 5.Kpe4 f6 (5…Крf6 6.Kpf4) – бег по горизонталям закончился, начинается бег по вертикалям. Чёрные следуют ПТП – кто идёт вперёд, того и тормозим – 6.Крf4 f5. По ПТП чёрные должны продолжать тормозить пешку: можно немного ослабить давление на «педаль тормоза» — 7.Крf3, но ни в коем случае не убирать «ногу» с «педали тормоза» (король должен быть на одной линии с пешкой). Король чёрных идёт вперёд 7…Кре5, король белых по ПТП включает торможение того, кто идёт вперёд – 8.Кре3. После 8…f4+ вперёд вырывается пешка, её тормоз в соответствии с ПТП начеку – 9.Крf3 Kpf5. Отпускаем тормоз — 10.Крf2. Король пытается прорваться с другой стороны — 10…Крg4. На всякого выскочку есть свой тормоз — 11.Крg2 и т.д.

Вывод: правило торможения пешки (ПТП) работает.

№ 9

9. Что хотят чёрные? Первое, чёрным ещё предстоит встать впереди пешки. Второе, сделать этот шаг они хотят одновременно с занятием оппозиции. И если первой «хотелке» белые помешать не могут, то вот со второй они вполне способны побороться. Двигаясь вперёд, король чёрных займёт поля d5 или е5, этим полям соответствуют поля d3 и е3, занимая которые белые занимают оппозицию. Так как сейчас ход белых, они должны пойти на поле, смежное с вышеуказанными. Это поле е2. Проще можно выйти на решение о занятии этого поля из 2-х условий, а именно, захват дальней оппозиции – 1.Кре2. На любой ход вперёд белые занимают уже ближнюю оппозицию с включением в работу правила торможения пешки (ПТП). Ничья.

№ 10

10. Чёрный король ещё не вышел вперёд пешки. Белые занимают дальнюю оппозицию – 1.Крb1. Одновременно выполнить два условия чёрные не могут, им остаётся только сохранить статус-кво и двигаться к пешке – 1…Крс5. Белых это устраивает – 2.Крс1 Крd5 3.Kpd1. Теперь чёрные вынуждены идти вперёд или 3…Крd4 или 3…Kpe4. На любой из этих ходов белые занимают ближнюю оппозицию – 4.Крd2 или 4.Кре2. Ничья.

                            

                                        ВЫВОДЫ:

1. Если пешка стоит на 2 – 4-й горизонталях (для белых), то для выигрыша необходимо одновременное выполнение 2-х условий. При невыполнении хотя бы одного условия – ничья.

2. Если пешка прошла середину доски и стоит на 5-й горизонтали, то для выигрыша необходимо только чтобы король стоял на 6-й горизонтали. Оппозицию занимать не обязательно.

3. Если пешка стоит на 6-й горизонтали, то для выигрыша королю необходимо встать с пешкой на одной горизонтали и занять оппозицию.

4. Данные положения носят универсальный характер для любых позиций этого типа эндшпиля. Для краткости их можно объединить в правило «2+2».

5. Если нарушено одно из обязательных условий, то для достижения ничьей слабейшей стороной применяется правило торможения пешки (ПТП).

Posted on by Сергей в Тактика

2 комментариев к странице Король и не крайняя пешка против короля.

  1. Дмитрий

    В примере номер 2 вместо е4 должно быть d4

     
  2. Сергей

    Спасибо, исправил.

     

Добавить комментарий