1. Атака должна вестись только на слабости.
Если слабостей нет, то результативная атака невозможна, необходимо её готовить. При наличии одной слабости (за исключением слабости 1 вида) атака обычно слаба и малоэффективна (например, простое нападение). При двух и более слабостях, одного или нескольких видов, поиск атакующих действий обязателен. Слабость, к которой в данный момент нельзя применить силу, следует отнести к слабостям-кандидатам.
2. Необходимо найти все тактические слабости на участке доски, где предполагаются атакующие действия, и определить их виды.
Это важно для того, чтобы правильно определить направление главного удара.
3. Результативная сила атаки должна иметь материальное преимущество перед силой защиты в борьбе за конкретные слабости.
Для использования слабостей соперника необходимо преодолеть сопротивление защиты. Для этого атакующая сторона должна иметь достаточную силу. Для результативности атаки необходимо соблюдать следующие условия.
Первое условие — количество атакующих фигур должно быть хотя бы на одну больше, чем количество защитников атакуемых слабостей, фигур и пешек.
Второе условие – существует принципиальная возможность захвата ключевого поля (или полей) самой опасной слабости.
Данный вывод определяет необходимое условие для результативной атаки, но не достаточное. Критерию достаточности удовлетворяет следующий вывод.
4. Взаимодействие фигур увеличивает атакующие возможности силы.
Каждая атакующая фигура должна выполнять свою роль. Роли атакующих фигур должны быть согласованы, а не по поговорке «кто в лес, кто по дрова». И все вместе они должны действовать слаженно, как музыкальные инструменты в хорошо сыгранном оркестре, где каждый инструмент играет свою партию, но в целом получается гармоничное звучание. Только на одну роль не должно быть ни одного претендента. Это роль «бездельника».
5. Острие атаки должно быть направлено на самую опасную слабость (СОС).
Самая опасная слабость это:
- король, если есть возможность поставить мат или создать матовый угрозы;
- слабость, при атаке которой возможно получить наибольшие материальные приобретения (СОС по материалу).
6. Для первого удара необходимо найти уязвимую мишень или ключ к какой-либо слабости.
Уязвимая мишень (УМ) – фигура или пешка, являющаяся двойной слабостью или имеющая двойной статус.
В жизни говорят «одна голова (конечно, если в ней есть ум) хорошо, а две (естественно вместе с умами) – лучше». В шахматах не так: один УМ — плохо, а два УМа – ещё хуже.
7. Каждому виду слабостей соответствуют конкретные атакующие приёмы.
После определения СОС и УМ (если это разные фигуры) необходимо подобрать из арсенала этого вида слабостей известный атакующий приём, найти ход-кандидат и обязательно проверить применим ли он в данном конкретном случае.
8. Принцип «двойной игры» — краеугольный камень атакующих действий.
Самая выгодная игра — это игра против двух слабостей, слабостей с двойными проблемами (двойные слабости) или фигур с двойным статусом (защитник +слабость); захват двойных ключей и удары по двойным мишеням, производимые двойными атакующими приёмами; использование перегруженности фигур соперника двумя защитными функциями. «Бить – так двоих, защищать – только одного».