Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

T.Horvath – Barczay. Hungary. 1978.

№ 39

Король белых ближе к центру. А с учётом их очереди хода король может повысить свою активность и даже замахнуться на инициативную игру (если, конечно, найдутся подходящие пешечные мишени). Ближайшая мишень – беззащитная пешка е5. Однако перспективы борьбы против неё довольно призрачные: поддержка (король) рядом, на ключевом поле атаки е4 король белых будет в цугцванге, в то время как у короля чёрных есть два поля для безопасного маневрирования – е6 и d6 (спасибо пешке g6).

Стратегически выгодным смотрится план с походом короля на ферзевый фланг, где он не встретит серьёзного противодействия со стороны короля чёрных. Но такие односторонние действия, без включения «двойной игры» — сочетания инициативных и профилактических действий, всегда рискованы. Соперник обязательно будет искать возможность для встречной инициативной игры. Ближайшие для него мишени – пешки g5 и h4. В своё время использованные для захвата пространства сейчас они превратятся в мишени для короля чёрных.

Любую встречную игру сложно оценить «на берегу», без расчёта по темпам. Поэтому считаем, 1.Крс4 Кре6 2.Крс5 Kpf5 3.Kpb6 Kpg4. У чёрного короля задача проще, он нападает на неподвижные мишени, тогда как королю белых в случае очевидного 4.Кр:b7 а5 придётся побегать – 5.Крb6. Борьба идёт за темпы, чёрные выбирают наиболее быстрого кандидата в проходную пешку. Проводим «кастинг» претендентов. Пешка h7 — до превращения 7 темпов (король бьёт две пешки – 2 темпа, пешечный марш – 5 темпов). Пешка е5 – до превращения 6(!) темпов (король бьёт пешку f2 – 2 темпа, марш пешки — 4 темпа). Выбор очевиден – 5…е4. Теперь очередь белых считать темпы: на взятие пешки а5 и проведение пешки «b» требуется тоже 6 темпов (но отставая на полтемпа). Однако на а5 король белых попадёт под шах ферзя с е1 – это выигрыш и важного темпа, и партии.

Вывод: раз бег наперегонки выиграют чёрные, белым следует перейти к профилактической работе.

Именно с этой целью король возвращается по уже протоптанной дорожке — 6.Крс5. Теперь на 6…Крf3 будет 7.Крd4 с выгодным для белых разменом пешек. Чёрные вынуждены исключить противодействие короля соперника и перейти к более затратному по времени плану – 6…Кр:h4. Здесь играть профилактически против пешки е4 уже нет необходимости, надо считать свою встречную инициативную игру – 7.b4 ab 8.Kp:b4 Kp:g5 9.a4 h5 10.a5 h4 11.a6 h3 12.a7 h2 13.a8Ф h1Ф. В ферзевом окончании у чёрных лишняя пешка и шансы на выигрыш.

Где можно усилить игру белых? Например, облегчить жизнь королю (не заставлять его суетиться по доске), предварительно затормозив чёрную пешку «а» — 4.b4. Считаем последствия – 4…Крf3 5.Kp:b7 e4 6.Kp:a6 Kp:f2 7.b5 e3 8.b6 e2 9.b7 e1Ф 10.b8Ф. Несмотря на то, что белый ферзь появился первым, особой выгоды это им не принесёт. Вероятный результат – ничья.

В партии посчитали встречную игру слишком рискованной и предпочли противоборство в центре – 1.Кре4 Кре6. Далее в ход пошли запасные темпы – 2.а3 а5 3.а4 Kpd6 4.b3 (зачем тратить попусту запасной темп?) 4. …Kpe6. Создалась критическая позиция, в которой белые должны определиться, что делать дальше. Выбор: или и дальше топтаться на месте, или «помахать шашкой». Белые выбрали второе – 5.f4. После размена – 5. …ef 6.Kp:f4 король белых уходит с оппозиции, чем чёрные пользуются – 6. …Крd5, занимая коневую оппозицию и начиная оттеснение короля белых от пешек. 7.Кре3 Кре5. Удержать пешки королевского фланга невозможно (король чёрных перешёл пешечную границу), например, 8.Крf3 Kpd4 9.Kpf4 b6 и т.д. Белые отважились на встречную игру (когда уже «жареный петух клюнул») — 8.Kpd3 Kpf4 9.Kpc4 Kpg4 10.Kpb5 Kp:h4 11.Kp:a5 Kp:g5 12.Kpb6 h5 13.a5 h4 14.Kp:b7 h3. Белые сдались.

Если мгновенно (за два хода) получена проигранная позиция, то однозначно выбор был сделан неправильно. Для оценки позиции после 6-го хода можно было использовать правило переходы границы (ППГ) — (см. «стратегия» — «пешка против пешки на одной вертикали»), следуя которому легко сделать правильный вывод. Правильный план действий не трудно было бы предвидеть, если объективно оценить позицию, как худшую для белых, и использовать другое правило – правило защищающихся фигур (или «правило ёжика»): если нет силы – не надо геройствовать, любое резкое движение только спровоцирует образование новых проблем. Надо заниматься защитными и профилактическими делами, например, 5.f3, предотвращая в какой-то момент захват пространства чёрными – е5-е4.

Конечно, король чёрных может максимально усилиться – 5…Крd6 6.Kpd3 (даже так) 6…Крd5 7.Kpe3 (сохраняя хладнокровие) 7…Крс5 (внимание, у короля недобрые намерения) 8.Кре4 (указывая оппоненту его место). Благоразумие подскажет чёрным – 8…Крd6 с ничейным исходом. Далеко не всякий из любителей «пощекотать себе нервы» отважится на встречную игру – 8…Крb4 без явного превосходства в темпах. Но темповая игра (как и деньги) любит счёт, считаем – 9.Кр:е5 Kp:b3 10.f4 Kp:a4 11.f5 gf 12.h5. Белые пешки быстрее, белые выигрывают.

Выводы:

1.Позиция объективно ничейная, но только при правильной оценке позиции и действиях в соответствии с этой оценкой.

2.Попытки выжать из позиции больше, чем она вам позволяет, имеют трагические последствия.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий