№ 33
Кто здесь играет на выигрыш? Имея отдалённую проходную пешку «а», чёрные надеются на благоприятный для себя результат. Но и у белых есть повод для оптимизма, их король входит в квадрат пешки «а» — 1.Кре2, собирается её уничтожить, если понадобиться, побороться с королём чёрных за пешку с5. И всё это под прикрытием преимущества сражающихся пешек на королевском фланге, которое угрозой образования проходной пешки будет отвлекать на себя внимание короля чёрных.
Выводы:
1.Благодаря присутствию на поле боя пешек «с» у белых есть перспектива организовать «двойную игру» с проходными пешками на разных флангах, но после профилактических действий по устранению контригры чёрных (пешка «а»).
2.Из-за наличия пешки с5 (и её антипода – пешки с2) обесценивается эффект отдалённой проходной пешки чёрных: выгодное отвлечение заменяется не выгодным для чёрных привлечением короля белых, его вынужденные защитные действия превращаются в атакующие, преследующие конечную цель — образования своей проходной пешки.
3.При реализации такого выгодного белым сценария чёрным «светит» безысходная «двойная игра» (перегрузка) в защите.
Так как путь королю белых до пешки «а» неблизкий, чем в это время будет заниматься король чёрных? Очевидно, что играть в защите на два фланга – стратегически не верно: перегрузка в защите до добра не доведёт. Правильная идея плана – сконцентрироваться на одном направлении, причём действия должны носить обязательно контратакующий характер. Какое это направление? То, где он встретит наименьшее сопротивление, в первую очередь, короля белых. И это королевский фланг. Таким образом, предстоит встречная темповая игра: белые уничтожают белые пешки ферзевого фланга и проводят в ферзи свою пешку «с», чёрные расчищают дорогу, скорее всего, пешке «h». В такой игре – кто вперёд – без подсчёта темпов и борьбы за темпы не обойтись.
Партия продолжалась так — 1. …а4. Оценка чёрных, видимо, была для них оптимистичной, раз они выбрали, как им казалось, атакующее продолжение. Король белых должен зайти в квадрат пешки «а», соблюдая осторожность: так после естественного хода 2.Kpd3 король попадёт в положение цугцванга – 2…a3 3.Kpc3 c4. Пешка с4 ставит королю белых своеобразную «подножку» и не пускает его к пешке «а», а собственная пешка с2 подпирает спину, становясь для него непроходимым барьером. Чёрные выигрывают. Поэтому только 2.Крd2, обходя ловушечное поле с3. Король чёрных не хочет отставать от своего оппонента и тоже торопится вступить в борьбу – 2. …Кре7.
Никаких угроз, ни тактических, ни стратегических, чёрные последним ходом не создали: это означает, что у белых есть передышка и возможность осмыслить ситуацию. У них есть выбор действий, но обязательно с учётом стратегии «двойной игры». То есть выбрать или атакующую игру против пешки «а», или профилактическую игру против активности короля чёрных. Выбор делается с точки зрения ограничения нежелательных последствий — 3.с4. Пешка не только ставит барьер против короля соперника, но и освобождает проход своему королю. Поэтому королю идти вперёд — 3…Kpe6 уже нет смысла: после 4.g4 h5 5.h3 он становится совсем беспомощным.
В партии чёрные попытались прорваться королём, предварительно расчистив себе дорогу с помощью жертвы пешки – 3. …g5 4.fg Kpe6 5.h4 Kpe5 6.Kpc3 Kpe4. Однако вести «двойную игру» на двух флангах королю крайне сложно. Пользуясь растопыренными страданиями своего оппонента, король белых может сосредоточиться на своей атакующей игре — 7.Kpb2. Королю чёрных надо принимать решение – 7. …Kpd4 8.Kpa3 Kp:c4. Король чёрных достаточно далеко ушёл от королевского фланга, белые, не мешкая, организуют там пешечный прорыв — 9.h5 Kpd3 10.g6 hg 11.hg c4 12.g7. Чёрные сдались.
Результат партии закономерен или чёрные допустили ошибки? Король белых практически по прямому маршруту добрался до пешки «а», в то время как король чёрных столкнулся с проблемами. Возникает естественный вопрос, если король чёрных с ролью догоняющего не справляется, то зачем было заниматься тем, что заведомо обречено на провал? Может быть, стоило самим сыграть в «двойную игру» (но только не королевскую) и для начала притормозить короля белых? Ведь на его пути может оказаться «заколдованное» поле с3, обойти которое потребуется время.
Но для этого поле с3 надо ещё «заколдовать». Для того, чтобы построить королю белых положение цугцванга на поле с3, как уже было выше в выгодной для чёрных ситуации, белая пешка должна остаться на с2, а чёрная пешка встать на с4. Последний момент, когда такую пешечную структуру можно было получить, — перед ходом белых с2-с4 чёрные сами могут сыграть 2…с4. В таком случае к пешке «а» король белых должен идти в обход через первую линию – 3.Крс1, а это потеря драгоценного времени.
Король чёрных должен поторопиться – 3…Кре7 4.Kpb2 Kpe6. Проверим, могут ли пешки помешать королю чёрных – 5.g4, но у короля есть обходной маневр – 5…Kpd5 6.Kpa3 Kpe4. Начинается уничтожение пешек и пешечные гонки. Если посчитать по темпам, то ферзи появляются одновременно с очевидной ничьей.
Проверяем игру на опережение — 5.Kpa3 Kpf5, выиграть темп 6.Kpb4 с угрозой Кр:с4 чёрные не позволят – 6…a3 7.Kpa3 Kpg4. Теперь на 6.h3 чёрные ответят 6…h5. 6.Kpa4 Kp:g4 7.Kpb4 h5 8.Kp:c4 Kph3 9.Kpd3 Kp:h2 10.с4 Kp:g3 11.c5 h4 с ничьей.
Раз идея направить короля белых к пешке «а» в обход по дальнему маршруту спасает чёрных, то логично предположить, что немедленное – 1…с4 страхует чёрных от всех неприятных неожиданностей.
Общие вывод:
1.Без пешек «с» чёрные играли бы на выигрыш, добавление пешек «с» меняет оценку позиции с точностью до наоборот.
2.«Двойной игре» белых на двух флангах чёрные должны было противопоставить тоже «двойную игру», но не королевскую, а командную: пешка «с» — ограничение активности короля белых, король – энергичная контратака на королевском фланге.
3.Не сделав на первом и втором ходу притормаживающий короля белых ход с5-с4, чёрные упустили ничью.