Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Глигорич – Рее. Бевервик. 1967.

№ 26

У белых есть важный позиционный плюс – отдалённая проходная пешка «а». Но есть и серьёзный позиционный минус: их король находится вдали от мест будущих решающих событий. Он далеко от королевского фланга и не сможет помочь там своим пешкам. Да и поддержка проходной пешки «а» по времени довольно затратная операция. У чёрных есть свой позиционный плюс – преимущество сражающихся пешек с возможностью образования проходной пешки. Недостаток позиции короля чёрных – он, как и его оппонент, должен затратить много времени для нейтрализации проходной пешки белых, на помощь своим пешкам стать проходными у него просто нет времени.

Ожидаемый сценарий развития событий – чёрные начнут с организации пешечного прорыва, затем оба короля помчаться за проходной пешкой соперника, после их взаимного уничтожения будет ничья. Однако, если игра белых проста – двигай пешку, то чёрным ещё надо определиться, с какой пешки начать. Определить это не сложно: после будущего хода белых а2-а4 квадрат этой пешки будет проходить по линии «е»; чтобы догнать пешку король чёрных будет обязан на эту линию встать. Поэтому плохо 1…h5 2.a4 hg 3.hg Kp:g4 4.a5 и король пешку уже не догонит. Логичней выглядит 1. …f5: возможный размен приблизит короля к линии «е» (к границе квадрата пешки «а»)

Сделанное выше замечание, что игра белых проста, верно по сути, но при встречной инициативной игре соперника возникает необходимость вести конкретную «двойную игру» — за себя и против соперника, на каждом ходу определяя, что уже «горит» — что надо делать в первую очередь.

В партии белые решили не отклоняться от «генеральной линии» и двинули (видимо, машинально) вперёд пешку – 2.а4, и тут же получили более опасную проходную пешку у соперника – 2. …f4. Проверим продолжение пешечных гонок (хотя явно не выгодных белым) – 3.а5 f3 4.a6 f2 5.a7 f1Ф 6.а8Ф Kph4 и ферзевое окончание выиграно для чёрных. Поэтому, пока не поздно, королю надо срочно заходить в квадрат проходной пешки чёрных – 3.Крс2. Белые тратят темп на защиту, следовательно, чёрные могут потратить свой темп на подготовку атаки (активацию короля) – 3. …Крh4, и далее пешечные гонки – 4.а5 f3 5.a6 f2 6.a7 f1Ф 7.а8Ф Кр:h3 и чёрные выиграли.

Вывод: белым следовало решительнее вести «двойную игру» и жестче пресечь контригру чёрных.

Определим результат ведения белыми «двойной игры»: белые начинают с профилактического действия — 2.gf (уничтожение опасного кандидата в проходную пешку) 2…Kp:f5 и только затем атакующее действие — 3.а4. При таком взаимном внимании к атакующим действиям соперника осуществим сценарий, приведённый выше. Ожидаемый результат – ничья.

Выводы:

1.Начав преждевременное движение проходной пешки, белые допустили решающую ошибку.

2. Обоюдная «двойная игра» уравновешивала шансы сторон.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий