№ 52
Очевидно, что судьбу партии решат пешечные гонки. У чёрных до поля превращения пешки h6, без вариантов, – 7 темпов. А вот у белых есть два варианта. Первый: взять пешку а6 королём и вести в ферзи пешку «b». Второй: отойти королём в сторону и позволить пешкам самим сломить противодействие одной пешки соперника. Как сделать выбор? Только не гаданием, не верой в интуицию, а строгим арифметическим подсчётом темпов. Если проделать за белых это нехитрое действие при первом варианте, то выясняется, что совместным усилиям короля и пешки до превращения пешки понадобится те же 7 темпов.
Вывод: при совместных действиях королей и пешек ферзи появляются одновременно, белый на полтемпа раньше.
В партии было именно так – 1.Крa5 Kp:h5 2.Kp:a6 Kpg4 3.b4 h5 4.b5 h4 5.b6 h3 6.b7 h2 7.b8Ф h1Ф. Спрятаться от шахов королю белых просто некуда. Единственный шанс белых – если ферзь чёрных зазевается и допустит размен ферзей. Если же ферзь будет внимателен, то будет ничья, что и случилось в партии.
Проверим второй вариант. Подсчёт темпов покажет те же 7 темпов. Разницы нет? Нет, если превращать пешку «b». А если превращать пешку «а»? Поля превращения крайних пешек лежат на одной диагонали. Это означает, что кто первым превратит пешку в ферзя, а это белые, тот помешает то же самое сделать сопернику.
Идея найдена, проверяем по ходам. Куда отойти королём? 1.Крс5, ставя корпус королю чёрных на случай его похода на ферзевый фланг. 1…Кp:h5. Какую пешку двигать первой? Ту, которая видит своё поле превращения – 2.b4 Крg4 3.a4 h5 4.b5 ab. Теперь важно в горячке боя не забыть про Идею – 5.а5 (на мелочи, взятие пешки, не размениваемся!) 5…h4 6.a6 h3 7.a7 h2 8.a8Ф. Белый ферзь появился первым: выжить чёрному ферзю – не судьба.
Вывод: превратив в ферзя не ту пешку, белые упустили выигрыш.