№ 6
У белых материальное преимущество плюс выгодные позиционные элементы: проходная пешка «с» и преимущество сражающихся пешек на королевском фланге. Позиционные минусы: у чёрных отдалённая проходная пешка «а»; король белых не активен, а король чёрных ближе к центру.
Первые выводы: игра белых на выигрыш будет затруднена контригрой чёрных с использованием их позиционных выгод. Какие планы есть у белых? Перспективны следующие идеи планов:
1.Надвижением пешек королевского фланга сковать короля чёрных необходимостью им противодействия. Ожидаемый эффект – выигрыш времени для игры на ферзевом фланге. Недостатки: приближение пешек к королю уменьшит время для нападения на них; вступление в игру своего короля запаздывает.
2.Профилактика наиболее опасной угрозы чёрных – пешки а4: её уничтожение. Исполнитель – король, маршрут – d2-c2-b2-a3:а4. Недостаток – много темпов.
3.То же, что и в пункте №2, но маршрут другой – d2-d3-c4-b4:a4. По темпам – одинаково. Отличие: при проходе через центр велика вероятность встречи с королём чёрных, который наверняка направится к наиболее опасной для чёрных проходной пешки «с». При толкотне в центре кто-то потеряет темпы. Так как преимущество во времени у белых (их очередь хода), то у их короля есть шанс успеть первым выгодно подставить корпус и выиграть чуть-чуть времени (за счёт потери времени чёрными).
Какую идею выбрать? Логично предположить, что ту, где есть перспектива «двойной игры» с участием всей силы белых, т.е. третью.
Проверим идею на практике – 1.Крd3 Kpe5 2.Kpc4 Kpe4. Короли, как практикуется в морском деле, разошлись бортами на встречных курсах. Король чёрных вместо нападения на пешку с3 с ключевого поля с4 после активных действий короля белых вынужден перестроиться для нападения на пешку сбоку с ключевого поля d3. Если ли какая-то разница? Пока по темпам – нет. Проверим по темпам дальнейшую намеченную планом игру – 3.Kpb4 Kpd3 4.Kp:a4 Kp:c3.
Теперь королям предстоит забег в обратную сторону за пешками соперника. Стартовая позиция в пользу короля чёрных, но ему надо уничтожить на пешку больше. Успеет? Считаем. 5.Kpb5 Kpd3 6.Kpc6 Kpe2. Чёрные первыми напали, но пешки-то подвижные, одна пробует убежать – 7.f4, но король рядом – 7…Кре3, поддержка другой пешкой 8.g3 не помогает – король чёрных «вошёл в раж», нападает на всё, что движется – 8…Крf3. Из-за угрозы уничтожения обеих пешек белым придётся убегать на ничью – 9.Крd6 Kp:g3 10.Kpe5 и Крf6. А где же игра на выигрыш, можно ли усилить игру белых?
Белым надо как-то выиграть время или, наоборот, его не терять. Просматривая предыдущий вариант, установим, что темпы были потеряны, когда пешки белых на королевском фланге безнадёжно пытались убежать от короля чёрных. Предположим, чтобы выиграть время надо меньше двигать пешки, а короля чёрных заставить потратить больше времени на их уничтожение, например, чтобы бить пешки начал с дальней пешки «g». Значит пешку «f» надо поставить под защиту, удобно сделать это ещё и с шахом при первой возможности – 3.f3+Kpd3 (белые сделали полезное дело, а король чёрных протоптался на месте). Дальше всё то же — 4.Kpb4 Kpd3 5.Kp:a4 Kp:c3 6.Kpb5 Kpd3 7.Kpc6 Kpe3. Защищаться не надо, надо нападать – 8.Крd6 Kpf2. И только теперь пешка идёт в отрыв – 9.f4 Kp:g2 10.f5. Выигрыш времени даёт результат – король чёрных явно отстаёт. После 10…Kpf3 11.f6 Kpg4 12.Kpe7 белые выигрывают.
В партии белые выбрали бесконфликтный маршрут короля – 1.Крс2 (идея плана №2) и после 1. …Кре5 просчитали рассмотренный выше вариант с одновременным взятием пешек «а» и «с». Результат их не удовлетворил. Другие идеи связаны с движением пешек королевского фланга. А есть ли в этом смысл? В выигрышном для белых варианте движение пешки помогло, проверим, что будет на этот раз. Первая идея – 2.g4, намекая, если есть преимущество сражающихся пешек, то есть возможность организовать вторую проходную пешку. Намек чёрные поймут правильно – 2…Крf4, а белые продолжат «двойную игру» — 3.Крb2. Выясняется, что на уничтожение обеих разрозненно стоящих пешек белых король чёрных потратит слишком много темпов. За это время король белых успеет и пешку «а» взять и потом помочь своей пешки «с». Белые выиграют.
Вывод: чёрным опасно отвлекаться от своего проверенного плана контрдействий на ферзевом фланге.
Поэтому – 3…Кре4 и даже на 4.g4 – смело 4…Крd3. Король чёрных явно перегружен необходимостью игры на два фланга, но к счастью для него действия белых тоже не отличаются быстротой. Однако продолжим за белых «двойную игру» — 5.f4. Чёрные вынуждены отреагировать – 5…Кре4. Что чёрным дали эти королевские метания? Важное изменение пешечной структуры белых – их пешки соединились. Это означает, что для их уничтожения потребуется минимальное количество темпов. Тем не менее, без расчёта не обойтись. 6.Кра3 Кр:f4 7.c4 Kp:g5 8.Kp:a4 Kpf6 9.Kpb5 Kpe7 10.Kpb6 (надо помешать королю чёрных стать тормозом на с8) 10…Kpd7 11.Kpb7 и после 11…Крd6 король белых не сможет одновременно контролировать поля с8 и с5. Ничья.
В партии белые выбрали ход другой пешкой полезный в выгодном для них варианте – 2.f3, ставя чёрных перед выбором – к какой пешке идти. Опыт, полученный при анализе, подсказывает, что лучше идти к пешке «с». Чёрные предпочли рискнуть – 2. …Крf4 3.Kpb2, но вовремя остановились и вернулись к основному плану – 3. …Кре3 4.Кра3 Крd3 5.Kp:a4. После 5…Кр:с3 6.Kpb5 Kpd3 7.Kpc6 Kpe3 8.Kpd6 Kpe2 белые выигрывают уже знакомым способом – 9.f4 и т.д. Попытка предложить белым пешкам рвануть вперёд (свобода-то маячит перед глазами) – 5. …Крс4 (движение белых пешек выгодно чёрным) ничего не изменит, король своё дело знает – 6.Кра5 Кр:с5 7.Kpb5 Kpd4 8.Kpc6 Kpe3 9.Kpd6 Kpf2 10.f4 Kpg3 11.f5 Kpf4 12.f6. Чёрные сдались. В обоюдном королевском цугцванге у белых будут запасные темпы выжившей пешкой.
Так что, король чёрных выбрал неправильный путь на втором ходу или это не имеет значения? Проверяем, 2…Крd5 король идёт к полю с4 по кратчайшей траектории, король белых к своему ключевому полю а3 пешки а4 запаздывает. Поэтому проверим «двойную игру» — 3.g4. Пешки продвинулись вперёд и связаны друг с другом. Анализ подсказывает, что это удобно чёрным для их атаки. Однако перенацеливание короля – 3…Кре5 требует точного расчёта. Начинаются королевские гонки, переходящие в пешечные – 4.Крb2 Kpf4 5.Kpa3 Kp:f3 6.Kp:a4 Kp:g4 7.c4 f5 8.c5 f4 9.c6 f3 10.c7 f2 11.c8Ф+ Kpg3. Это уже теоретическая ничья.
Вывод: белые упустили выигрыш на первом ходу, чёрные в ответ ошиблись на втором ходу, упустив ничью.