Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Длуги – И.Иванов. New York. 1983.

№ 19 Ход чёрных

У чёрных лишняя пешка d4, но потеря её неизбежна. Могут ли чёрные извлечь выгоду из её короткой оставшейся жизни (а говорят, что шахматы – мирная игра, здесь даже в «смерти» ищут выгоду)? На обязательное взятие пешки белым требуется время – целый темп. Свободные же в своих действиях чёрные должны провести это время с максимальной для себя пользой. Преимущество во времени позволяет им планировать инициативную игру против наиболее уязвимой мишени – пешки е4. Какой план действий выбрать? Возможных первоочередных нападений – два: или королём, или пешкой. Рассмотрим их по порядку.

Первый план: захват королём ключевого поля е5 пешки е4, размен пешек е4 и f7, выигрыш пешки d5, использование пешки d6 для отвлечения короля белых, выигрыш пешки а4 и проведение пешки а5 в ферзи. Примерный вариант – 1…Крg6 2.Kp:d4 Kpf6. В борьбе за ключ е5 чёрные пошли на обоюдный цугцванг (как говорят в боксе – вошли в клинч). Предположим, белые «плывут по течению», надеясь на чудо – 3.Крd3 Kpe5 4.Kpe3 f5 5.ef Kp:f5 6.Kpd4 Kpf4. Король чёрных перешёл границу блокированных пешек, следовательно, пешку d5 он выиграет обязательно. Белые, конечно, могут продолжать верить в чудеса. Но ведь чудо бывает только рукотворным, сидя в обороне его не достичь – когда-то надо начинать действовать инициативно.

Последний шанс – 7.Крс4 – вперёд к пешке а5. Начинает встречная темповая игра с пешечными гонками – 7…Кре5 8.Кpb5 Kp:d5 9.Kp:a5 Kpc5. Король чёрных ставит оппоненту корпус, заставляя его тормозить собственную пешку. Но для белых ещё не всё потеряно, надо упираться до конца – 10.Кра6 d5 11.a5. Если продолжать держать короля прижатым к борту – 11…Крс6, то можно доиграться до пата, 12.Кра7 d4 13.a6 Kpc7 14.Kpa8 d3 15.a7 d2 ничья. Королю чёрных надо дать возможность свободно подышать – 11…d4 12.Kpb7 d3 13.a6 d2 14.a7 d1Ф 15.а8Ф. Ферзи появились одновременно, на что рассчитывают чёрные? На два своих преимущества – во времени (очередь хода) и в пространстве (активность своих фигур и стеснённость фигур соперника). Сильнейшая сторона обязана атаковать – 15…Фd7+. Оба отхода короля ведут к мату – 15.Кра6 Фb5+ или 15.Крb8 Kpb6.

А если бы белые раньше начали инициативную контригру – 3.Крс4? Надо считать темпы – 3…Кре5 4.Крb5 Kp:e4 5.Kp:a5. Короли далеко друг от друга – их противоборства не будет – только пешечные гонки: 5…f5 6.Kpb6 f4 7.a5 f3 8.a6 f2 9.a7 f1Ф 10.а8Ф. В ферзевом окончании шансы на выигрыш только у чёрных, но не более того. Чёрным, естественно, хочется большего.

Второй план предполагает немедленное нападение на е4 пешкой – 1. …f5. Идея чёрных: пока белые заняты пешкой d4, разменять пешки «е» и «f» с переходом королём пешечной границы блокированных пешек и выигрышем пешки d5; при встречной игре белых с взятием пешки а5 король чёрных будет рядом с уже знакомыми последствиями. В партии белые попытались побороться за пешечную границу – 2.Кр:d4 fe 3.Kp:e4. Неосторожное 3…Крf6 после занятия прямой оппозиции – 4.Крf4 приводило к ничьей. Граница – на замкЕ. Преодолеть противодействие короля белых можно только своей инициативной игрой, а именно, занятием диагональной оппозиции (см. «Тактическое оружие шахматных королей») – 3. …Крg6. Теперь побежали к пешкам – 4.Kpd4 Kpf5 5.Kpc4 Kpe5 6.Kpb5 Kp:d5 7.Kp:a5 Kpc5. Здесь белые сдались. Эту позицию уже рассматривали ранее.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий