Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

М. Карлсен – Николич. Вейк-ан-Зее, 2005.

Ход белых

В позиции наметилось противоборство сторон по линии «е». Оказавшийся на линии огня в качестве мишени слон е6 чувствует себя здесь явно не уютно. Особенно когда естественный защитник, пешка «f», покинул свой пост, а его место, видимо, больше для моральной поддержки слона и на всякий «пожарный» случай занял король. Без сомнения король занят не своим делом, но уйти в угол не даёт командный принцип: играя сам, не мешай играть партнёру. Запирать ладью в углу показалось королю не дружественным поступком, он надеется выпустить её из угла. Однако перемена мест короля и ладьи, называемая искусственной рокировкой, требует времени. А пока королю предстоит побыть в тревожном ожидании…

Образовавшийся у чёрных «комок нервов» обязательно должен привлечь внимание белых. Нахождение короля близко к центру побуждает соперника искать способы вскрытия линий атаки. Для этого подойдут любые возможные тактические удары, вплоть до комбинационных. Но для нанесения тактического удара должна быть мишень – тактическая слабость, а для серьёзной атаки — и не одна. Наряду с созданием собственных проблем король невольно «подставил» слона е6, образовав вместе с ним двойную коневую мишень (5 вид) с ключом на поле g5. Защитник ключа – пешка f6. Как обычно, любого защитника проверяем на возможный перегруз. Пешка f6 перекрывает линию атаки «f» . Вывод: найдена двойная проблема у пешки f6.

Любая двойная проблема у соперника должна рассматриваться как основание для поиска соответствующего атакующего действия. При перегрузке это отвлечение защитника от защиты более ценной слабости. Поэтому, делая коневую вилку – 1.Кg5+ с угрозой взятия слона е6, белые проводят комбинационный удар с идеей отвлечения защитника для вскрытия линии атаки на короля чёрных. Чёрным слона жалко, поэтому они принимают жертву – 1. …fg, видимо, надеясь отбиться. Следует молниеносная активация ферзя – 2.Фf3+ Kpg8.

А что дальше? Ищем новые слабости, в том числе те, которые организует активированный ферзь. На поле f8 отмечаем сложение сил ферзя и слона а3. У короля, как самой опасной слабости (СОС), поле f8 это ключ. Главный хранитель ключа – ладья е8. Что ещё входит в обязанности ладьи? Защита слона е6 – равновесной слабости (3 вид). Вывод: ладья е8 перегружена защитой. Отсюда вытекает возможность отвлекающего удара – 3.Л:е6. Материальное равенство восстановлено, но настоящая атака на короля чёрных только начинается. Однако впечатлённый неожиданным развитием событий соперник сразу сдался.

Что могло последовать дальше. Например, подключение к защите ферзя – 3…Фf7. Активация защиты допускает (по времени) активацию атаки – 4.Сf5.Почему слона? Во-первых, воспрепятствовать размену ферзей. Во-вторых, ладье е6 требуется поддержка, а в бою своих не бросают. В-третьих, слон прицеливается к полю вторжения е6 на линии атаки а2-g8 короля чёрных (это главное). Но почему чёрные не могут два раза побить на е6, ведь у ладьи всего одна защита? Всё дело в дефиците защитников. Главная их забота – ключ f8, отвлекаться на другие дела хранителям не позволено.

Предположим, королю делают форточку – 4…h6 (обратим внимание, поле h7 контролирует слон f5). Последует размен защитника для отвлечения ферзя с линии атаки белых – 5.Л:е8+ Ф:е8 6.Ф:d5+ Фf7. Ферзь и король на одной линии – всегда удобная двойная мишень (5 вид). Была бы сила, а она есть – 7.Се6, связывая и выигрывая ферзя.

Пробуем открыть другую форточку – 4…g6 5.Л:е8+ Ф:е8. Здесь у короля больше свободы, поэтому для его атаки требуется большее количество фигур. С этой точки зрения сейчас выгоднее атака слоном, сначала одним – 6.Се6+ Kpg7, а потом и другим – 7.Сb2+. Всегда хорошо иметь в загашнике (место где что-то хранится), а мы называем это ближайшим резервом, парочку-тройку фигур, которые создают в атаке «эффект волн»: за первой волной атаки следует вторая, если понадобиться, то и третья. А у настоящих морских волн есть свойство разрушать все преграды. Шахматные волны не исключение, они тоже имеют разрушительную силу. Например, 7…d4 (преграда) 8.Л:d4 (разрушение преграды) 8…С:d4 (попытка восстановления преграды) 9.С:d4+ (как говорится, волной смыло). Дело идёт к скорому мату.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий