Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Mestre Bellido – Cr.Cruz. 2001.

Ход чёрных

У чёрных здесь лишнее качество. Материальное преимущество это ещё не повод самоуверенно считать, что ваша шахматная жизнь в данной партии удалась и можно почивать на лаврах. Лишний материал всего лишь средство, с помощью которого вы можете а) подавить волю соперника и его фигур к сопротивлению, б) большей силой своих фигур передавить меньшую силу фигур соперника. А если соперник возражает и у него есть веские аргументы в виде какого-то инициативного действия? Тогда начинается очень интересное противоборство шахматной прозы (материал) и шахматной поэзии (инициатива).

Чёрные сложили силу своих ладей и уже собираются пробить оборону короля белых, увеличив своё материальное преимущество взятием слона g2, и приступить непосредственно к атаке самого короля. Однако слону d4 удалось связать ударную ладью g7 и обездвижить всю ладейную батарею. Что чёрным делать? У них есть две идеи дальнейших действий. 1.Поискать резерв своей силы и оценить его инициативные возможности. Ладью g7 использовать как поддерживающую и связывающую силу 2.Как-то реанимировать батарею ладей, развязав ладью g7.

Оцениваем резерв чёрных. Ферзь может взять пешку h4 – 1…Ф:h4, но без угрозы. Создать угрозу пункту g2, а для ферзя это ключ к СОС-королю, он может только на следующем ходу, но и ферзь белых будет начеку, например, 2.Фd2 Фh3. Следующим своим ходом белые развяжут слона – 3.Крh1, сами угрожая ферзю чёрных. Тогда если не защищаться, то что чёрным делать? Есть пешечный тычок – 3…е3. Кстати, пешка е4 для белых тактическая слабость 6-го вида. Бить пешку ферзём нельзя – будет мат на g2, но есть простой отход – 4.Фе2 и белые удерживают оборону. Активация слона – 4…Сh5 приведёт к упрощению позиции – 5.С:h3 C:e2 6.Cg2. А если не подставлять ферзя под нападение слона белых и продолжить активацию фигур, а именно, слона – 2…Сс6, угрожая е4-е3 и Фh3? Своевременное развязывание слона g2 – 3.Крh1 разрешает проблемы белых.

Реализация второй идеи – развязывание ладьи – выглядит невозможной, ведь не перекрывать же большую диагональ пешкой, ставя её под два удара. И здесь чёрных подстерегает психологическая ловушка – следование шаблонным представлением о том, как можно играть, а как нельзя. Шахматы – игра практически безграничных возможностей, в которой, как поётся в известной песенке – «…и невозможное становится возможным…». Особенно если самой опасной слабостью (СОС) у соперника является король.

А есть ли за что «ломать копья» (бороться за что-либо)? В атаке на короля полезно применять «правило скульптора» — мысленно отсечь всё мешающее и оценить ударные способности своей силы против СОС. Предположим, что ладья может побить на g2 (слона е5, как главную помеху, игнорируем). Ударная группировка чёрных фигур, способных угрожать королю белых, будет состоять из двух ладей (вторжение на 2-ю линию), слона (нападение при короле на белых полях) и пешки е4 (угрозы при движении). Защитниками своего полностью раскрытого короля могут выступить ферзь и ладья a1. Вывод: математически силы сопоставимы. У чёрных будут реальные шансы на успешную атаку, если им удастся наладить идеальное взаимодействие своей силы и не допустить то же самое у силы защиты.

А где же роль чёрного ферзя? Кто-то же должен «сказку сделать былью». Поручить эту ответственную роль можно только тому, кто обладает необходимыми для такого случая возможностями. И кроме ферзя – больше некому. Его командная роль – устранить слона d4 любым(!) силовым способом. Задача ему поставлена ясно и предельно жёстко. Атакующее действие напрашивается – 1. …е5 (желание защитить ладью теперь подкреплено обоснованной атакующей идеей) 2.С:е5 Ф:е5 (в команде «каждый за себя» не проходит, только «один за всех..» и тогда будут «…все за одного») 3.fe Л:g2+. Если королю отойти 4.Крf1, то после 4…е3 будет грозить 5…Лf2+, 6…Лg1X и 5…Сb5+ также с матом.

Остаётся попытка укрыться в углу – 4.Крh1. Белые поля это зона действия слона, пешка активирует его силу – 4. …е3. Чем ответят белые на откровенную, но тихую угрозу? Например, использовать свой может быть последний активный шанс – 5.Фd6, заодно проверить соперника на внимательность: если чёрные уже предвкушают очко в таблице после – 5…Сс6, то «ушатом холодной воды» для них будет – 6.Фh6X. Если же чёрные уже выработали у себя привычку расслабляться только после мата, то они ответят профилактическим – 5…Л2g6 и только потом Сс6 уже с шахом. В партии белые сыграли обречённо – 5.h3 и после 5. …Лd2 с нападением на ферзя и угрозой 6…Сс6+ сдались.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий