№ 44
У чёрных материальное и позиционное преимущество. Конкретизируем. Лишняя пешка создаёт на ферзевом фланге преимущество сражающихся пешек с возможностью, в перспективе, образования проходной пешки. Далеко продвинутые пешки чёрных обеспечивают пространственное преимущество. Из этого следуют два выгодных чёрным вывода. 1.На переднем крае обороны король белых ограничен в подвижности. 2.При возможных пешечных гонках (пока это из области фантастики) пешки чёрных быстрее придут к финишу.
Теперь о короле чёрных. Он должен помочь своим пешкам на ферзевом фланге. Выполнить эту задачу ему будет непросто: пешечная стена затрудняет его активацию, а единственную лазейку – поле с4 – бдительно сторожит король белых. Более того, попав на поле с4 король белых будет занят приятным делом – грозить пешкам с5 и b4 (этой уязвимой пешечной мишени – с особым удовольствием), ключу d5 к пешке е5.
Остудить захватнический пыл оппонента король чёрных может с поля с6 (предварительно разменяв пешки), вынуждая его отступить. Таким образом, поля с4 и с6 – поля обоюдного цугцванга или поля соответствия, занимать которые первым любому королю противопоказано.
Тем не менее, пока первая часть плана активации короля на помощь пешкам проста и понятна – попасть на b5. Только прежде надо решить проблему пешечного напряжения (нападение пешек а3 и b4 друг на друга). Почти по Гамлету – «бить или не бить». Одними общими рассуждениями не всегда можно прийти к правильному выводу. Чёрные решили разменяться — 1. …ba 2.ba, посчитав, что так они сделают два полезных дела: пешка с6 станет проходной и уменьшается количество мишеней для короля белых (на всякий случай). Далее последовало – 2. …Kpc7, обходя «заколдованное» поле с6, 3.Kpc3 Kpb6 4.Kpd3 Kpb5 5.Kpc3. Король белых занял лучшую оборонительную позицию, у чёрных ничего другого, как двинуть вперёд пешку нет – 5. …c4. Для короля белых главное – не встать случайно на своё новое «заколдованное» поле с3 — 6.Kpd2 Kpc6 7.Kpc2. Чёрные вынуждены смириться с ничьей.
Вывод: с разменом пешек чёрные промахнулись.
Но что делать, ведь угроза пешке b4 вполне реальна? Другой способ обезопасить пешку b4 — двинуть её вперёд — 1…b3. Король белых – в ожидании — 2.Kpc3, не ослабляя внимания к «заколдованному» полю с4. Представим, если король чёрных случайно наступит всё-таки на «заколдованное» поле 2…Kpc6. Король белых должен занять своё поле соответствия — 3.Крс4, ставя своего оппонента в положение цугцванга. При любом отходе короля чёрных белые неизбежно прорываются к беззащитным белым пешкам, Теперь, чтобы не проиграть чёрные должны играть точно, сохраняя возможность встречной контригры. Их спасает только – 3…Kpb6, обеспечивая пешкам ферзевого фланга безопасность. Далее могло последовать — 4.Kpd5 Kpb5 5.Kp:e5 Kpc4 6.Kpd6 Kpd3 7.e5 c4 8.e6 с3 с равными шансами.
Для игры на выигрыш чёрные на пути к полю b5, конечно, должны не попасться в ловушку и обойти «заколдованное» поле с6 — 2…Kpc7 3.Kpd3 Kpb6. Король чёрных встал на исходную позицию для решающего совместного с пешками броска вперёд. Что делать королю белых? Поле с4 для него по-прежнему «заколдовано». Отступление назад — 4.Крd2 позволит пешке чёрных беспрепятственно шагнуть вперёд – 4…c4, а её блокирование — 5.Kpc3 означает занятие королём нового «заколдованного» поля. Реакция чёрных – срочное занятие своего поля соответствия – 5…Kpc5 с неизбежным прорывом на поле d4. Самое упорное, по-прежнему топтаться на третьей линии — 4.Kpc3, ожидая развития событий.
Чёрные продолжают совместные действия короля с пешками — 4…Kpb5 5.Kpd3 с4 6.Kpd2. Что делать чёрным дальше? Очевидно, что их королю надо прорваться на поле d4. Сделать это возможно только с поля с5, контролировать это поле возможно только с поля с3. Таким образом, эта пара полей – поля соответствия или поля обоюдного цугцванга («заколдованные» для королей). Попасть на поле с5 король чёрных может с нескольких полей, а вот король белых – только с поля d2. Это означает, что в борьбе за поле вторжения d4 у белых нет никаких шансов. Чёрным надо только передать очередь хода сопернику, не наступая раньше времени на поле с5. Для этого подойдёт 6…Kpc6. Король белых вынужден пропустить короля соперника — 7.Kpc1 Kpc5 8.Kpd1 Kpd4, надеясь встретить его оппозицией на последнем рубеже обороны — 9.Kpd2.
Для решающего прорыва чёрные применяют временную жертву пешки – 9…c3 с образованием после 10.bc, так называемых, пешек-недотрог в выгодной для чёрных редакции. Своя пешка b3 защищена, а король белых уже занимает «заколдованное» поле d2. Королю чёрных достаточно вторым за королём белых занять своё поле соответствия – 10…Kpc4. Чёрные отыгрывают пешку с3 и добиваются выигранной позиции.