Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Алгоритм выбора ходов-кандидатов.

Алгоритм поиска хода зависит от характера позиции. Самый сложный алгоритм требуется, если произошёл прямой контакт (взаимонападение, столкновение, соприкосновение) фигур соперников и начались или готовы начаться тактические действия. В этом случае необходимо думать не только за себя, но и за соперника (видеть его угрозы вашим слабостям). В условиях активного противодействия соперника ответственность за ошибку повышается. Повышаются и требования к алгоритму. Он должен включать анализ действий обеих сторон.

Предлагается следующий алгоритм поиска хода:

1. Определить, в чём сила хода, который сделал соперник. Предлагается дать ответ на вопрос: «Что хочет соперник?». На первых порах достаточно найти тактическую угрозу соперника: мата, выгодного взятия фигуры, какого-либо тактического приёма или в другом перечне: шах, взятие, угроза. В дальнейшем начинать обращать внимание на позиционные угрозы: опасное повышение активности некоторых фигур соперника; улучшение пешечной структуры соперника, тормозящее активность ваших фигур; предложение выгодных для соперника разменов.

2. Определить, в чём слабость хода, который сделал соперник. Предлагается дать ответ на вопрос: «Какую тактическую ошибку сделал соперник». А именно, не просмотр (зевок) ли ход соперника; появилась ли новая тактическая слабость. В дальнейшем, приучаться следить и за позиционными ошибками.

3. Сравнить между собой силу хода и слабость хода соперника. И выбрать направление дальнейших действий (всё пока в уме). Если сила хода больше – надо защищаться, если слабость хода больше – надо атаковать. Если ход соперника не ведёт к какому либо конфликту – продолжать играть активно (например, повысить подвижность пассивно стоящей фигуры) или укреплять свою позицию профилактическими действиями (например, сделать форточку).

Пока не проделаны эти действия, пока не понят ход соперника, нельзя переходить к обдумыванию своего хода. Чаще всего дети пропускают эти пункты, только формально обращают внимание на ход соперника (чтобы его записать), сразу начинают думать о своём ходе. В результате – тактические просмотры.

Полезно ни на ход не забывать о правиле сражающихся фигур. Понимание происходящего на доске: у кого и на каком участке доски материальное (хотя бы) преимущество, кому и где выгодно играть инициативно, а где не выгодно, даёт существенное игровое преимущество перед соперником, который не ведает, что творит.

4. На основе пункта 3 (сравнение и выбор направления) ищется идея ответных действий. Например, у соперника образовались тактические слабости – определяем их вид, статус, идею атакующего действия и соответствующий атакующий приём.

5. Намечается ход-кандидат, а лучше ходы-кандидаты.

6. Делается расчёт ходов-кандидатов на 2-3 хода, реже 4-5 ходов по необходимости (например, расчёт до мата). Выбирается один ход-кандидат.

7. Ход-кандидат проверяется на возможную ошибку. Мысленно делается ход, далее представляем себя на месте соперника и пытаемся наказать соперника (т.е. себя) за зевок.

Алгоритм кажется чересчур длинным и сложным, но он дан на перспективу – «на вырост». Поначалу, конечно, будет трудно, поэтому можно начинать с упрощенного варианта. По мере тренированности расчёт по алгоритму можно довести почти до автоматизма. Оценка ходов с простыми идеями будет очень быстрой, почти мгновенной. Например, то, что соперник нападает на мат или на беззащитную фигуру можно научиться видеть ещё до завершения хода соперником. Или то, что соперник делает непоправимое ослабление своей позиции, тоже не займёт много времени. Особенно, если вы уже думали, куда бы нанести удар. Время занимает поиск ходов-кандидатов и их расчёт, но если после сравнения сил определить соответствующую идею хода, то поиск конкретного хода-кандидата будет целенаправленным — существенно облегчится и убыстрится. Потребуется время на расчёт варианта и оценку последствий.

Самое сложное при работе с детьми – убедить, в первую очередь на их собственных примерах, в необходимости непрерывного контроля за действиями соперника. Для предотвращения зевков нужен даже двойной самоконтроль: на входе («что хочет соперник, куда он напал?») и на выходе («что я зеваю, если сделаю этот ход?») собственных размышлений.

Даже частичное соблюдение алгоритма занимает у детей некоторое время. Уже этого бывает достаточно, чтобы уменьшить количество поспешных непродуманных решений.

Для более спокойных позиций и алгоритм должен быть другим. Но прежде, приведём классификация ходов по назначению:

1. Активный. 2. Инициативный. 3. Атакующий. 4. Защитный. 5. Профилактический. 6.Контратакующий. 7. Выжидательный. Выбор ходов-кандидатов делается на основе правила сражающихся фигур.

В дебюте и в позициях без заметного преимущества по правилу сражающихся фигур рассматриваем следующие возможные вида ходов-кандидатов:

1. Активный (один или несколько), увеличивающий активность своих фигур.

2. Инициативный ход фигурой (один или несколько), направленный на уменьшение активности фигур соперника и выгодное изменение пешечной структуры..

3. Инициативный пешечный ход, направленный на выгодное изменение пешечной структуры.

4. Профилактический ход, чаще всего используется чёрными.

5. Защитный или контратакующий ход делается в случаях, если соперник применяет инициативные ходы.

Часто ходы имеют двойное назначение, например:

Активно-инициативный — ход, увеличивающий активность фигуры и создающий какую-либо угрозу соперника.

Активно-защитный – ход, увеличивающий активность фигуры и защищающий свою слабость.

Защитно-контратакующий – ход, защищающий свою слабость и нападающий на слабость соперника.

Предпочтение целесообразней отдавать ходам-кандидатам двойного назначения.

В позициях с заметным преимуществом по правилу сражающихся фигур необходимо искать инициативные ходы или инициативно-активные. Профилактические и защитные ходы применяются только в случаях опасных контрдействий соперника на участке с его преимуществом сражающихся фигур.

Преимущественно инициативная игра ведётся до образования у соперника тактических слабостей. При появлении таких слабостей со сражающимися фигурами сильнейшей стороны происходит чудесная метаморфоза – они превращаются в атакующие. В действие вступает правило атакующих фигур. Изменяется характер ходов: идёт поиск атакующих ходов. Если позиция ещё не созрела для решающего штурма, то для вспомогательных целей используются инициативные ходы (например, для дополнительного ослабления позиции или заранее ограничиваются защитная сила какой-либо фигуры). Применимы и активные ходы, если требуется активация резерва. Защитных и профилактических ходов стараться избегать. Возможны, конечно, исключения. Например, когда атакующие действия сторон идут параллельным курсом на разных флангах и атака соперника развивается быстрее. Здесь без тормозящих атаку защитных ходов не обойтись.

В ситуации, когда соперник имеет преимущество по правилу сражающихся фигур, действия слабейшей стороны должны соответствовать правилу защищающихся фигур («правило ёжика») с лозунгом – не навреди себе. Характер ходов – профилактический и защитный. Инициативные ходы могут только вызвать новые ослабления. Исключение: инициативные ходы возможны, даже желательны, на участках доски, где у соперника нет преимущества сражающихся фигур. Цель – отвлечь внимание соперника: пока он играет там, где не сильнее, не атакует там, где сильнее.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий