Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Что делать после успешного боя? Правило «собирания кулака».

Получено материальное преимущество. Что делать дальше? Распространённая ситуация в партиях нетерпеливых начинающих: произошла «кровопролитное» столкновение, в результате которого, одна из сторон понесла потери, бОльшие, чем соперник. Но при этом, как часто бывает, фигуры сильнейшей стороны потеряли взаимосвязь, как бы разбрелись по доске. Выигрыш материала вызывает эмоциональный подъём на фоне убеждения (часто ложного), что соперник морально подавлен и осталось чуть-чуть поднажать… и победа в кармане. Следует бросок вперёд, как говорится, очертя голову, малым количеством фигур (одной-двумя, в лучше случае тремя). Остальные фигуры (если они ещё есть) находятся в «разобранном» состоянии, ещё хуже, если в начальном положении. Т.е. к бою не готовы. Результат подобного безрассудного поведения часто бывает печальным.

Для таких случаев формулируем правило консолидации: получил материальное преимущество – восстанови преимущество сражающихся фигур. Или правило «собирания кулака»: разжался «кулак» из фигур – не готов к бою, собрал пальцы-фигуры в «кулак» – начинай бой.

Рекомендации на основе принципа консолидации:

1. После выигрыша материала не начинайте немедленно атаковать соперника, если у вас нет уверенности, что имеете преимущество сражающихся фигур там, где у соперника есть тактические слабости. Нет силы вести игру, как говорят в футболе – «в одни ворота», не стОит и начинать.

2. Успокойте своё «шапкозакидательское» настроение и спокойно начните активацию своих фигур в направлении друг друга для налаживания, в первую очередь, взаимосвязей (в т.ч. взаимозащиты), а во вторую очередь, совместное выдвижения их на активные позиции. Короче говоря, никакой инициативной игры – только активная игра.

3. Не забудьте проверить безопасность собственного короля: нет ли в его позиции элементов слабости 1-го вида.

4. Только когда вы будете уверены в безопасности короля и других фигур, а фигуры консолидированы – собраны «в кулак», только тогда можно переходить в наступление – начинать инициативную или атакующую игру.

Далее возможны следующие сценарии развития событий:

1. Если есть основания применить правило атакующих фигур – вперёд на штурм королевской крепости с игрой на мат.

2. Если силы на матовую атаку не хватает, но ваша сила явно больше, выберите мишени послабее и займитесь «пешкоедством» и «фигуроедством». Когда материальное преимущество значительно увеличится, остановитесь и вспомните о короле соперника — «переведите стрЕлки» атаки на него.

3. Если материальное преимущество незначительно, то не надо мечтать о скором мате. Меняйте фигуры соперника (но только не пешки – это будущие ферзи), желательно все. Тогда вашим оставшимся силам, в т.ч. королю, никто не помешает (у короля соперника силёнок не хватит) уничтожить пешки соперника, мешающие вашим пешкам (или пешке) стать проходными. С каждым разменом ваша Сила по сравнению с силой соперником будет расти: чем меньше фигур у соперника, тем меньше будет нападений на ваши фигуры, а главное, пешки.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий