Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Преимущества нет. Что делать?

Что делать, если ни одна из сторон активной игрой не получила преимущества по правилу сражающихся фигур или это преимущество малозначительно? Продолжать активную игру на выбранном участке доски, где больше шансов получить преимущество по правилу сражающихся фигур. Для этого необходимо стремиться получить:

1. Выгодную разность в активности равноценных фигур.

Изменить эту разность можно двумя способами – либо увеличить свою активность, либо уменьшить активность соперника.

Приёмы позиционной борьбы, увеличивающие активность своих фигур:

1) Захват пространства пешками для увеличения активности своих фигур (увеличение подвижности) и уменьшения активности фигур соперника (уменьшение подвижности).

2) Расположение фигур в центре (централизация) или с воздействием на центр. Находясь в центре, фигуры становятся подвижнее, ударность их возрастает, но при противодействии соперника на центр могут возникнуть некоторые проблемы с безопасностью. Поэтому в центральной части доски, по центральным вертикалям и в направление к центру должны располагаться не одна-две, а желательно большинство фигур. Это повышает безопасность всей группировки централизованных фигур. Такой способ развития называется «центральная стратегия».

3) Перевод своих фигур на более активную позицию. Что делать, если развитие фигур закончено, но предпосылок для инициативной игры ещё нет? Продолжайте активную игру. Найдите фигуру (или фигуры), чья активность вас не устраивает. Определите место с бОльшей активность (не забывайте про взаимодействие). Организуйте безопасный перевод фигуры на новое место службы.

Для этого надо знать характер каждого бойца, что он умеет хорошо делать, а что у него получается хуже, его боевую специализацию – в каком виде боя и в какой роли он проявляет свои лучшие качества.

Примеры. Конь мастер ближнего боя, особенно силен при расположении в центре доски или на слабых для соперника полях — форпостах (поле, защищённое свой пешкой и без возможности нападения пешки соперника) на территории соперника. Любит закрытые позиции, где он может порезвиться, прыгая через пешечные и фигурные препятствия, появляясь неожиданно в гуще событий и наводя страх на особо впечатлительные фигуры соперника. Медлителен, не любит утомительные путешествия на длительные расстояния.

Слон — дальнобойная фигура. Предпочитает открытые позиции (без загораживающих обзор пешек), в которых с безопасного расстояния может вести обстрел позиции соперника. Мобилен, легко перемещается по всей доске. Особенно он силён, если действует в паре с другим слоном или с ферзём. Не любит упираться лбом в свои собственные блокированные пешки.

У ладьи несколько любимых занятий в зависимости от ситуации. Если в пределах видимости есть мишени, то их обстрел (или отстрел) в первую очередь доверяют ладье, ещё лучше – ладьям. Открытая вертикаль (где нет пешек) это дорога, по которой ладья попадает или на 8-ю линии на «приём» к королю соперником с ультиматумом о сдаче, или на 7-ю линию, прозванный «обжорной» из-за обилия вкусных пешек. А сдвоенные по 7-й линии ладьи доставят королю соперника массу отрицательных эмоций. В эндшпиле ладья превращается в хищника, устраивающего безжалостную охоту на уже беззащитные пешки соперника. Но ладья может быть верным и терпеливым помощником, например, встав сзади своей проходной пешки и подталкивая её в ферзи. Также как и слон не любит заборы из своих пешек: чувствует себя за ними, как зверь в загоне.

Ферзь это мастер-универсал: он хорош и в атаке, где он выступает в роли специалиста по завершающим ударам, и в защите, где он скрепляет воедино защитные действия других фигур. Не любит находиться в уязвимом положении, когда фигуры соперника, даже пешки, имеют возможность угрожать ему.

Приёмы позиционной борьбы, уменьшающие активность фигур соперника:

1) Оттеснение фигур соперника с активных позиций путём нападения менее ценных фигур на более ценные фигуры.

2) Ограничение их подвижности, снятие ударности, торможение возможностей активизации.

3) Выгодные размены своих неактивных фигур на активные фигуры соперника.

Увеличение своей активности обычно достигается активной игрой, для уменьшения активности соперника нужна инициативная игра.

Наличие разности в активности фигур на каком-то участке доски свидетельствует о преимуществе по правилу сражающихся фигур.

2. Выгодную пешечную структуру.

Элементы пешечной структуры и их значение:

а) пешечный центр ограничивает подвижность фигур соперника; обеспечивает пространственный перевес и свободу перемещения своих фигур;

б) качественное пешечное превосходство (пешки, перешедшие середину доски) предполагает пространственный перевес на одном из флангов;

в) количественное пешечное превосходство (большее количество пешек на отдаленном от королей фланге) даёт возможность создать отдалённую проходную пешку;

г) слабые пешки (пешки, которые нельзя защитить другой пешкой) у соперника; их защита ограничивает активность фигур;

д) выгодные пешечные напряжения (нападения пешек друг на друга) достаточно часто является существенным преимуществом: пешечные напряжения считаются выгодными той стороне, у которой после их снятия (размена) произойдут выгодные изменения в позиции;

е) количество пешечных островков: их меньшее количество, чем у соперника, говорит о более выгодной пешечной структуре, особенно это важно для эндшпиля.

Лучшая пешечная структура также помогает достижению выгодной разности в активности равноценных фигур.

Невыгодная пешечная структура служит объектом атаки, для защиты которой вынуждается уменьшение активности защищающих фигур.

Угроза создания численного превосходства на каком-то участке доски (позиционный прессинг) вынуждает соперника на ответные действия. Часто это ведёт к образованию у него позиционных слабостей.

Posted on by Сергей в Тактика

Добавить комментарий