Ход чёрных
В настоящий момент всего лишь две фигуры чёрных, ферзь и слон, нацелились на позицию короля белых. Но и этого оказалось достаточно, чтобы создать у соперника две слабости. 1.У короля белых нет ходов (1 вид). 2.Атакована пешка прикрытия короля f2 (1 вид). Хотя две эти слабости и относятся к королевским, но организовать против них массированную и результативную атаку у чёрных не достаточно силы. А вот наличие ещё одной слабости – противостояния ладьи с8 и слона с1 резко меняет тактическую оценку позиции. Почему? У слона с1 и пешки f2 один защитник – ладья f1. Это означает, что у белых нашлась двойная проблема, а у чёрных есть основание для планирования «двойной игры».
Раз двойная проблема связана с перегрузкой защитника, то атакующее действие будет заключаться в уже знакомой «двоечке» — двум ударам по объектам, защищаемым перегруженным защитником. Первый – 1. …С:f2+. Проверим отвлечение ладьи – 2.Л:f2 Л:с1+ 3.Лf1 Л:f1 4.Кр:f1 Фh1+ 5.Kpf2 5.Kg4X. Приходится бить королём – 2.Кр:f2. И у короля начинается новая «весёлая» жизнь, в которой ему предстоит, как зайцу, спасаться от преследования безжалостных охотников. Начинает конь – 2. …Кg4, ему первому желательно использовать подвернувшийся шанс для форсированной активации. 3.Крg1. Теперь очередь ферзя, но его шах – 3…Фd4 встречает возражение от пешки – 4.е3 с активной защитой. Смелость противостоять ферзю ей придаёт поддержка слона с1. Но для форсированной активации у ферзя есть только одна линия атаки – приходится убирать препятствие комбинационным путём – 3. …Л:с1 4.Л:с1 и теперь 4. …Фd4+. Предусмотреть, что для форсированного ослабления позиции короля и активации ферзя понадобится два комбинационных удара, чёрные, конечно, должны были заранее. 5.Крg2.
Для построения надёжной матовой клетки для короля белых у чёрных маловато силы – ферзь с конём, конечно, могут хорошо взаимодействовать, но всё же им требуется поддержка других фигур, хотя бы и пешек, и «помощь» пешек соперника, отнимающих поля у своего короля. Первым делом необходимо сузить королю белых «жизненное пространство», приближая к нему своего ферзя – 5. …Фе4+ 6.Крg1 Фе3+ 7.Крg2 Ф:е2+. А вот это уже сигнал опасности для короля белых: ферзь подошёл на максимально близкое расстояние, и уже начались проблемы – нельзя оставаться в своём лагере 8.Крg1 из-за 8…Фf2 9.Kph1 Ф:h2X. Приходится выходить за «забор» – 8.Крh3, но пока, к его счастью, прячась за «дверью» — пешкой g3.
А может быть король уже достаточно ограничен в подвижности и ему уже пора ставить мат? Пока бить ферзём на h2 нельзя: король побьёт беззащитного коня. Защитить коня пешкой тоже нельзя: тихим ходом воспользуются белые тяжёлые фигуры, атакуя застрявшего в центре короля чёрных. Поэтому никаких тихих ходов, только форсированная игра. Как короля выманить из-за «двери»? Никак, только выгнать шахом. Однако шах шаху рознь, чёрным необходимо, чтобы король пошёл на четвёртую горизонталь, где его могут достать чёрные пешки. Для этого подходит шах ферзём с f1, но это поле атаки защищает ладья с1. Уничтожить этого защитника нельзя, то единственным способом его нейтрализации будет перекрытия. Выполнению этой задачи посвящены следующие два, странные на первый взгляд, хода коня – 8. …Кf2+, король возвращается обратно – 9.Крg2, и 9. …Кd1+ открытый шах с перекрытием ладьи. 10.Крh3 Фf1+ 11.Kph4.
Промежуточная задача выполнена, можно подключать резервную силу – 11. …g5+. Простой шах, а ставит короля в безвыходное положение. Если пойти вперёд – 12.Крh5, ферзь отрежет путь назад – 12…Фh3+. Если 12.Крg4, то вернётся в атаку конь – 12…Ке3+. А почему бы не побить пешку – 12.Кр:g5? За пешку вступится скрытый резерв чёрных – 12. …Лg8+ 13.Kph4. Пора матовать короля. Но даже такое приятное, но не всегда простое действие надо делать без суеты, по плану(!), распределяя роли между фигурами. Например, матовать вероятнее всего придётся ферзю, и делать он это будет со стороны своего лагеря. Но ведь он уже занят – закрывает для короля форточку g2. Значит, его надо освободить от этой роли, передав её (кому?) коню (больше некому). Помним об обязательной форсированности атаки, на е3 конь должен встать с шахом. Для этого короля надо заставить встать на g4 любым(?) способом. Проверяем комбинационный – 13. …Лg4+ (Белые здесь сдались) 14.Kp:g4 (завлечение короля) 14…Ke3+ (конь занял боевой пост) 15.Крh4 Фf6+ 16.Kph5 Фg6+ 17.Kph4 Фh6X.