Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Кто сильнее? Правило сражающихся фигур.

Начинающих надо приучать к убеждению — чтобы играть на победу, одного желания мало. Побеждает сильнейший, в применении к шахматам – тот, у кого численное (материальное) преимущество в силе. На первых порах достаточно простого подсчёта соотношения сил на всей доске, а в последующем демонстрировать, что для игры на победу достаточно превосходства в силе на конкретном, чаще всего, где король соперника, участке доски. Обычно борьба разворачивается не по всей доске одновременно, а на одном, двух или более (редко) участках доски. Важно научиться понимать, кто в предстоящем или уже происходящем сражении на конкретном участке доски имеет больше шансов на успех, а кто заранее обречён на неудачу: «предупреждён, значит, вооружён» знанием и верой, что «наше дело правое».

Для акцентирования внимания на важности ответственного подхода к объективному определению сильнейшей стороны формулируем оценочное правило сражающихся фигур: при столкновении на каком-либо участке доски та сторона имеет преимущество, у кого численное превосходство в силах.

Если на оцениваемом участке доски количественное соотношение сил равное, то сравнивается активность фигур. В таком случае у правила сражающихся фигур возникает расширенный и более полный вариант: « …, у кого количественное (материальное) и (или) качественное (активность) превосходство».

Для объяснения правила вводим понятие активность.

Активность – характеристика позиционной ценности фигуры.

Оценивается по подвижности (количество безопасных ходов), ударности (нападение на фигуры соперника и контроль важных полей) и безопасности (способность сохранять выгодную позицию в течение некоторого времени). Для слабейшей стороны актуальны активность в защите (полезность) и надёжность – способность фигуры выполнять защитные функции.

Ход, повышающий активность фигуры, будем называть активным. Соответственно, действия, повышающие активность фигур, будем считать активными или активной игрой.

(курсивом выделены ключевые термины и определения)

Наличие одновременно и количественного, и качественного превосходства назовём – полное преимущество по правилу сражающихся фигур или короче – преимущество сражающихся фигур. И, соответственно, если есть только один вид превосходства, то это неполное преимущество по правилу сражающихся фигур.

Это важнейшее правило действует в течение всей партии. Использование его поможет начинающим понимать в чью пользу то, что происходит на доске, и на основе этого принимать осознанные позиционные решения. Прежде всего, облегчается оценка позиции. Если на каком-то участке доски происходит концентрация фигур, начинающие, подсчитав их количество и сравнив активности своих и чужих фигуры, могут предположить, у кого в будущем сражении лучшие шансы. Если количество фигур равное, то сравниваются активности сначала одинаковых фигур, а затем суммарная активность сражающихся. Например, у белых на королевском фланге более активны ладья и слон, чем у чёрных – ладья и конь: общая активность у белых выше. Следовательно, у белых на королевском фланге преимущество по правилу сражающихся фигур.

Конечно, подобная оценка достаточно условна, но она позволяет детям не принимать импульсивных решений, приучает к осмотрительности и вырабатывает полезную привычку оценки позиции. Главное, на основе этой оценки можно сделать осознанный и аргументированный выбор идей-кандидатов, что делать дальше – нападать, или защищаться, или заняться другими полезными делами.

 

Простые примеры применения правила сражающихся фигур.

№1

1. Позиция, определяющая шотландскую партию. Чёрным бить 4…К:d4 не выгодно. Объяснение с точки зрения правила сражающихся фигур (ПСФ). В центре доски по одной фигуре каждого из соперников. По ПСФ — силы равны. После размена в центре будет только один белый ферзь – 5.Ф:d4. Преимущество по ПСФ в центре доски переходит к белым.

№2

 

 

2. На линии «d» по ПСФ – равенство сил. Если любая из сторон при своём ходе захочет разменять одну пару ладей, то преимущество по ПСФ на линии «d» перейдёт к сопернику.

№3

 

 

 

 

 

 

 

3. В борьбе за слабое для чёрных поле с5 по ПСФ – равенство сил. После хода 1.Сс8 Крс7 и последующего размена на b7 контроль над полем с5 и, соответственно, преимущество по ПСФ на поле с5 переходит к белым.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации на основе правила сражающихся фигур:

1. Активная игра начинается в дебюте и ведётся до тех пор, пока одна из сторон не получит преимущество по правилу сражающихся фигур. Белые, используя преимущество во времени, могут делать нападающие ходы только для уменьшения активности черных фигур. Цель игры в дебюте – добиться идеального положения с полным преимуществом по правилу сражающихся фигур.
2. Стороне, добившейся преимущества по правилу сражающихся фигур, рекомендуется начинать играть инициативно. Возможно продолжение активной игры (перегруппировка фигур для повышения их активности).

Posted on by Сергей в Тактика

2 комментариев к странице Кто сильнее? Правило сражающихся фигур.

  1. Александр

    А что на счет уже готовых дебютов.
    Я про комбинации наигранные годами, так сказать «стандарты»,один из них, возможно уже будет определен после того как я похожу той или иной фигурой.
    Вопрос состоит в том, что смогу ли я получить преимущество, если соперник знает эти дебюты, а я нет? и существуют ли дебюты которые «контрят» другие дебюты?

     
  2. admin

    Чтобы научиться играть в шахматы зубрёжка дебютов не нужна, даже вредна. Достаточно применять «основные принципы игры в дебюте», которые есть в любом учебнике.
    Дебюты «знать» невозможно, не хватит человеческой памяти, важнее научиться понимать роли фигур в той или иной дебютной расстановке фигур. Тогда на шаблонное «знание» соперника вы найдёте логичный ответ исходя из понимания позиции.

     

ответ к Александр