Шахматы. Тактика и стратегия


Главная задача и проблема при изучении основ шахмат – научиться понимать происходящее на шахматной доске. Процесс познания шахматной истины это движение от объективного понимания к осмысленному действию. Цель автора – оказать посильную помощь тем, кто решился двигаться по этому пути.

Manalu – Averbah. Dzakarta. 1956.

№ 19

Как оценить эту позицию? Правы будут те, чья оценка уложится в диапазон от осторожной – у чёрных шансы на выигрыш, до категоричной – у чёрных выигранная позиция. Основанием для оценки в пользу чёрных служит единственный очевидно выгодный им позиционный элемент – преимущество сражающихся пешек на ферзевом фланге с возможностью образования проходной пешки. Сомнения в точности оценки связана с трудностями в активации короля чёрных, чей наступательный порыв сдерживает стена из своих и чужих пешек.

Как, исходя из оценки позиции, следует действовать белым? Прежде всего, быть реалистичными и всегда помнить, что правильная игра – это игра, основанная на объективной оценке позиции. Если оценка говорит, что у белых хуже – надо играть по правилу «ёжика» (см. раздел «стратегии»). Как? Принять оборонительную позу, реагировать на инициативные действия соперника и до поры, до времени не высовываться и не делать резких движений.

В партии белым показалось, что благодаря нахождению своего короля на ферзевом фланге они здесь имеют право на инициативную игру (где они слабее!). Посмотрим, что из этого получилось. Итак, 1.Крb4 «наступление» началось. Грозит 2.Крb5, чёрные проводят профилактику – 1. …а6. Здесь бы чёрным остановиться и перейти к окопной игре, но нет, словно «вожжа под хвост попала» – 2.а4 Kpd6 3.a5 Kpc6. Всё, инициативная игра белых закончилась закономерным ступором, но желание, как говорит молодёжь, «движухи» не иссякло – 4.g4 fg 5.fg. Азарт белых полезно попридержать – 5. …g5, не уступая им пространство. 6.h3 – задор естественным образом иссяк.

Чего добились белые? Упростили задачу чёрных. После неизбежного размена пешек – 6. …ba 7.Kp:а5 у короля чёрных не будет никаких проблем с пространством для наступательных действий на ферзевом фланге. Вначале погасив остатки инициативы короля белых – 7. …Крb7 8.Kpa4, король чёрных вместе с пешкой переходит в наступление – 8. …Kpb6 9.Kpb4 a5+ 10.Kpa4 Kpa6 11.Kpa3 Kpb5 12.Kpb3 a4+ 13.Kpa3 Kpa5 14.Kpa2 Kpb4 15.Kpb2. Теперь пора заняться другими пешками, у которых будет возможность пройти в ферзи – 15. …Крс4. Здесь белые сдались.

Что было, если бы белые в соответствие с оценкой позиции применили стратегию сдерживания – самим не дёргаться, соперника – притормаживать. Король на b4 занял передовой оборонительный форпост, пешкам надо соответствовать – своим движением стараться не создавать явных слабостей, например, 2.h3, но после резкого – 2…h5 за пространство придётся побороться – 3.h4. Далее король чёрных займётся своим прямым делом – подготовкой экспансии на ферзевый фланг – 3…Крd6 4.Kpa4 (король белых сторожит форпост – передний рубеж своей обороны) 4…Крс6 5.Kpb4. Фланг для короля чёрных закрыт, надо запускать лёгкую артиллерию – 5…b5 6.Kpa5 (у военных это называется — разведка боем) 6…Kpb7 7.Kpb4 Kpb6. Вылазка белых успешно нейтрализована. Чёрных просто численно больше, надо отступать – 8.Крс3, а сила – давит 8…а5. Белые держат последний рубеж обороны – 9.Крb3, а что делать чёрным?

Король отстал от пешек, чтобы его подключить к инициативным действиям, надо организовывать пешечный прорыв. Возможный план: а5-а4, короля на а5 и b5-b4. Проблема в том, что ход пешкой «а» серьёзно ослабляет пешечную структуру чёрных, и король белых первым сделает инициативное нападение, поставив короля на b4. В ответ король чёрных займет своё поле обоюдного цугцванга на b6. И всё решат запасные пешечные темпы на королевском фланге, где у белых их два, у чёрных – только один.

Выводы:

1.Желаемая игра чёрных «в одну калитку» на ферзевом фланге не проходит.

2.Чёрным надо расширять зону действий на королевский фланг, т.е. включать в действие «двойную игру».

Оцениваем возможности чёрных на королевском фланге. Есть перспективный подрыв – g7-g5, но он возможен только при поддержке короля. Однако есть проблемка. Что будет, если после того, как король прибудет на королевский фланг, белые разрушат план чёрных, сыграв f3-f4? Как говорится, «нет худа без добра» — теперь у белых на королевском фланге не будет лишнего пешечного темпа. И король чёрных спокойно займётся своим атакующим планом на ферзевом фланге. Проверяем — 9…Крс6 (король направляется на другой фланг) 10.Крс3 Кpd6 11.Крс2 (король привязан к пешкам ферзевого фланга) 11…Кре6 12.Крс3 Kpf6.

Итак, король чёрных прибыл на королевский фланг и замер в ожидании реакции белых. Предположим белые не будут мешать плану чёрных, но и стоять без дела не захотят – 13.Крd3 g5 14.hg Kp:g5 и 15.е4, надеясь создать свою проходную пешку с контригрой. Чёрные не возражают – 15…de 16.fe, более того, они дают белым возможность создать две(!) связанных(!) проходных пешки – 16…f4. Зачем? Дело в том, что король чёрных легко удержит обе пешки белых, а вот король белых не сможет ни помешать образованию проходных пешек на обоих флангах, ни их задержать. Чёрные выигрывают.

Проверим торможение чёрных пешек 13.f4. По плану чёрных король должен вернуться на ферзевый фланг – 13…Кре6 14.Крс2 Kpd6 15.Kpc3 Kpc6 16.Kpb3 (уже надо предотвращать b5-b4) 16…а4+. Теперь проявлять активность — 17.Kpb4 – себе дороже обойдётся, после 17…Kpb6, лишнего пешечного темпа нет – надо отступать 18.Kpс3 и на 18…Кра5 ещё дальше – 19.Крс2. У чёрных без проблем сбываются все их мечты – 19…b4. Если активность ничего не даёт, то надо стараться удержать хоть какой-то рубеж – 17.Kpb2 Kpb6 18.Kpc2 Kpa5, например, поле b4 – 19.Крс3. Но и здесь чёрные прорывают оборону соперника, хотя и с помощью временной жертвы пешки – 19…b4+ 20.ab Kpb5. Белый король в цугцванге. 21.Kpc2 Kp:b4. Чёрные выигрывают.
Выводы:

1.Общая оценка начальной позиции – чёрные выигрывают.

2.От сопротивления белых зависели трудности, которые предстояло преодолеть чёрным.

Posted on by Сергей в Тактика

3 комментариев к странице Manalu – Averbah. Dzakarta. 1956.

  1. Kiryanchuk

    Все хорошо но ведь у белых остался ещё один темп g3!

     
  2. Сергей

    В какой позиции?

     
  3. Kiryanchuk

    Здравствуйте, Сергей Иванович! Рад слышать Вас снова! Изначально в позиции пешка g2 не делала ходов, поэтому я и указал, что белые имеют запасной пешечный темп g2-g3. Например, в соответствии с Вашим вариантом: 1. Kb4 a6 2. h3 h5 3. h4 Kd6 4. Ka4 Kc6 5. Kb4 b5 6. Ka5 Kb7 7. Kb4 Kb6 8. Kc3 a5 9. Kb3 Kc6 10. Kc3 Kd6 11. Kc2 Ke6 12. Kc3 Kf6 13. Kd3 g5 14. hxg5+ Kxg5 здесь вместо 15. е4 белые могут использовать этот темп: 15. g3 что делать черным? Допустим такой вариант: 15….h4 16. gxh4+ Kxh4, и теперь, когда король черных удалился на один темп от белых пешек, он их уже не задерживает, белые играют 17. e4 с примерным вариантом dxe4+ 18. fxe4 f4 19. e5 Kg5 20. Ke4 b4 21. axb4 axb4 22. Kd5 b3 23. e6 b2 24. e7 b1=Q
    25. e8=Q f3 ферзи у обоих сторон, похоже на ничью.

     

ответ к Kiryanchuk